Индивидуальное задание
В этом разделе персонального сайта магистра я расскажу о
следующем:
1. Отчёт о поездке в Берлин (Германия) в рамках студенческой
программы молодёжного обмена
2. Опыт внедрения программы Microsoft Developer Network
Academic Alliance (MSDN AA) на факультете
Поездка в Берлин
Фотоотчет о поездке в Берлин, Германия осенью 2008 года представлен в слайдшоу ниже: (для просмотра необходим Adobe Flash Player)
Внедрение MSDN AA на факультете
MSDN AA — это подписка для вузов на программное обеспечение Microsoft по специальной льготной цене, при этом:
- всё программное обеспечение MSDN AA бесплатно доступно для всех студентов, аспирантов и преподавателей факультета для некоммерческого использования в учебных, научных и исследовательских целях;
- всё программное обеспечение можно устанавливать на любое количество компьютеров в учебных классах и лабораториях факультета;
- возможность загрузки программного обеспечения ограничена периодом обучения на факультете.
С чего всё начиналось...
Мысль о предоставлении студентам нашего факультета доступа к бесплатному прораммному обеспечению корпорации Microsoft возникла у меня после того, как я узнал от заместитетя декана Струнилина Владимира Николаевича о том, что наш факультет получил письмо от корпорации с предложением присоединиться к программе сотрудничества с высшими научными заведениями Украины. Изначально подписка Academic Alliance подразумевает 3 категории:
Очевидно, что факультету как представителю ИТ отрасли была предложена Developer подписка.
Получение MSDN подписки
Следующим нашим шагом стала активация MSDN подписки для нашего факультета. Для этого мы зарегистирировали номер нашей подписки из письма корпорации на специальной форме компании e-academy. После этого начались долгие 2 месяца ожидания подтверждения номера нашей MSDN подписки, которые закончились успешным ее подтверждением в конце октября 2009 года.
Далее мы запросили компанию e-academy в развертывании ELMS для нашего факультета. ELMS (e-academy License Management System) — это веб-сайт для распространения ПО, который каждый администратор программы может настроить в соответствии с потребностями своего подразделения. Факультеты-подписчики MSDN Academic Alliance всего мира могут пользоваться ELMS бесплатно, так что ее использование не приведет к дополнительным затратам. На подготовку этого сайта ушло значительно меньшее время, чем на подтверждение номера MSDN подписки (примерно 3 дня). После успешного развертывания Владимир Николаевич, как администратор факультетской программы Academic Alliance, получил данные аутентификации к ELMS ФКНТ.
Настройка ELMS
Настройка ELMS проходила в 3 этапа:
- Управление системой позволяет задать в системе реквизиты факультета.
- Управление продуктом позволяет настроить способ распространения каждого конкретного программного продукта.
- Управление пользователями предназначено для импорта списка адресов электронной почты или уникальных идентификаторов учащихся и преподавателей и создание для каждого из них уникального пароля для регистрации в системе.
Для пользовательских загрузок было предложено 2 типа распространения программного обеспечения:
- Campus downloads — загрузка ПО через выделенный сервер внутри кампуса с аутентификацией через университетскую базу данных учетных записей.
- Hosted ELMS — загрузка ПО через сервера Microsoft с аутентификацией через e-mail/пароль пользователей системы.
Каждый из этих типов дистрибуции имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому проанализировав все «за» и «против» каждого варианта, мы решили сконфигурировать Hosted ELMS. Отчасти это было продиктовано снижением нагрузки на внутрифакультетскую локальную сеть, отсутствием выделенного сервера с крупным по объему дисковым пространством для загрузки продуктов и удобством пользователей загружать ПО без надобности находиться в этот момент в университете и иметь непосредственный доступ к локальному серверу.
Так как авторизация к серверу дистрибуции ПО происходит при помощи логина и пароля пользователя (в качестве логина используются электронные адреса), то Владимир Николаевич огранизовал сбор заявлений определенной формы от студентов, желающих пользоваться системой Academic Alliance. Заявления письменнной формы дублируются электронным вариантом. Также каждый студент обязан поставить подпись под «Соглашением с конечным пользователем», обязующим его не использовать данное программное обеспечение в коммерческих целях и распространять его третьим лицам. Электронные адреса, собранные от студентов, заносятся в специальную форму системы, и в зависимости от курса, на котором обучается студент, ему выдается доступ к использованию системы на период его оставшегося обучения на нашем факультете:
Когда наступает дата, указанная в поле «Expiry Date», все учетные записи, входящие в состав группы, автоматически деактивируются.
Доступность приложений
Стремясь максимально удовлетворить потребности студентов и преподавателей факультета в лицензинном програмном обеспечении Microsoft, мы сделали доступными для загрузки всё ПО, предлагаемое нашему кампусу в рамках продписки Developer AA. Так как весь репозиторий предлагается на 27 языках, мы сделали доступными 3 общераспространенных: английский, русский, украинский. Однако, принимая во внимание наличие групп с углубленным изучением немецкого языка, планируется внедрение программ и на этом языке. С полным списком программного обеспечения, предоставляемого в рамках сервера дистрибуции ФКНТ, можно ознакомиться здесь: (актуальность представленных данных — 29 мая 2010 года 22:25)
Список программного обеспечения
Следует отметить, что список доступного ПО регулярно дополняется по мере выпуска новых продуктов и обновления существующих корпорацией Microsoft. О доступности новых пакетов пользователи оповещаются через главную страницу системы.
Статистика использования
Одной из важнейший функций системы дистрибуции ПО ELMS является возможность создания отчётов по программному обеспечению и пользователям. С помощью инструмента сбора статистики администратору удобно анализировать различные аспекты функционирования системы.
На момент написания количество пользовательских инсталляций составляло 886.
Поддержка пользователей
Неотъемлемой частью каждой серьезной системы, предоставляющей определенный спектр электронных услуг, является качественная своевременная поддержка пользователей. В системе ELMS предусмотрена специальная форма, позволяющая пользователю, у которого возникла проблема любого рода при эксплуатации системы, направить просьбу о предоставлении помощи по специальному адресу службы поддержки. Абсолютно все письма такого рода прочитываются, анализируются, выявляются причины сбоя или неработоспособности, и пользователь, отославший письмо информируется о результате и рекомендациями по устранению неисправности в кратчайшие сроки. Следует отметить, что за всё время функционирования системы обращений в службу поддержки было зарегистрировано порядка 10. В 100% случаев повторных обращений не было.
Вместо заключения...
Оценить созданную ELMS систему факультета компьютерных наук и технологий можно нажав на картинку и перейдя по ссылке: