МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ Моспан А.А. Руководитель Дацун Н.Н. Восьмая межвузовская студенческая научная конференция, Секция: современные проблемы менеджмента и экономики глазами молодых, Донецкий институт психологии и предпринимательства, г.Донецк, 16 мая 2006 г. При решении ряда практических задач исследования операций (в частности в области экономике) приходится анализировать ситуации, в которых сталкиваются две (или более) конкурирующие стороны, преследующие различные цели, причем результат любого мероприятия каждой из сторон зависит от того, какой образ действий выберет противник. Такие ситуации называются конфликтными. Ряд ситуаций в области экономики также принадлежит к конфликтным, в роли борющихся сторон выступают торговые фирмы, предприятия, тресты, монополии и т.д. Необходимость анализировать такие ситуации вызвала к жизни специальный математический аппарат – теорию игр. Чтобы математически анализировать ситуацию, необходимо отвлечься от второстепенных факторов и построить упрощенную, схематизированную модель ситуации. Такая модель называется игрой. От реальной конфликтной ситуации игра отличается тем, что ведется по определенным правилам. В экономике и менеджменте к задачам теории игр могут быть сведены задачи «спрос-предложение», о проведении рекламных кампаний одного вида товара различными фирмами, о хранении и реализации продукции и т.п. Автоматизация решение задачи теории игр может быть выполнена с помощью копьютерных программ. Рассмотрим задачу теории игр в чистых стратегиях (т.е. только на сознательном выборе игроков возможных вариантов действий), и принципе минимакса (т.е. принципе осторожности, диктующий игрокам выбор соответствующих стратегий (максиминной и минимаксной)). Построим модель такой задачи. αi = minj αij {минимальное число из чисел αij в i-той строке} NCI = maxi αi = maxi minj αij {максимальное число среди минимальных αij} βj = maxi αij {максимальное число из чисел αij в j-том столбце} VCI = minj αj = minj maxi αij {минимальное число среди максимальных αij} D определяется при условии NCI=VCI: Разработка метода решения задачи: {решаем с помощью метода перебора} Решение задачи начинается с ввода стратегий каждого из игроков и запоминания позиции каждой из стратегий. Потом программа, посчитав количество введенных стратегий каждого игрока, открывает платежную матрицу размером, соответствующим количеству стратегий игроков. Пользователь вводит числовые значения в матрицу и программа начинает их перебирать, находя и запоминая в столбец минимумы из строк, и в строку – максимумы из столбцов. Выполнив эти действия, программа перебирает все выбранные числовые значения из строки минимумов и столбца максимумов, находя среди минимумов максимальное значение, а среди максимумов – минимальное. Если в матрице такой игры существует элемент, являющийся одновременно минимальным в своей строке и максимальным в своем столбце, то программа выдает сообщение о нахождении этого элемента, при этом указывая номер строки и столбца названия стратегий двух игроков. Такой элемент называется седловой точкой. При этом, соответствующее седловой точке числовое значение в матрице, выделяется цветом. Если же седловая точка не найдена, то выдается сообщение о том, что нет решения в чистых стратегиях. На этом программа прекращает свое действие. Программа написана на языке программирования Visual Basic 6.0. Работа программы осуществляется с помощью специальных методов, циклов и соответствующих процедур обработки событий:
При этом использован оператор стандартного диалогового окна MsgBox. В этом окне отображаются названия фирм, введенных пользователем вначале работы приложения (z, d), а также сама седловая точка D (номер строки и столбца с названиями стратегий двух игроков). Таким образом решение задачи теории игр по используемой модели и ее программное решение дают возможность руководителю фирмы получить рекомендации по стратегии фирмы в текстовом виде. Это значительно облегчает окочательное принятие решений в условиях конкуренции. © Моспан А.А. 2010 |