Skip to main content.

Будущее современной философии

Пехотин Е.В., Романова Е.Н.

Источник: Філософія людини: Природа. Суспільство. Наука. Збірка філософських праць молодих вчених Донецького національного технічного університету. – Донецьк: ДонНТУ, 2008. – с. 21–25.

В своей научной работе я попытался дать  прогноз дальнейшего развития современной философии с помощью разрешения следующих задач: исследование течений и тенденций развития современной философии, составление прогноза взаимного влияния будущего философии и будущего человечества. Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что научно-технический прогресс, поставив цивилизацию перед двумя великими дорогами, определяет один из главных на сегодняшний день философских вопросов для человечества – так куда же оно пойдет – дорогой технократической цивилизации или, отринув накопленные знания, как относительную истину, устремится к истине настоящей, которая суть есть сам путь познания.

Для прогнозирования тенденций дальнейшего развития философии необходимо рассмотреть её современное состояние. Основным двигателем развития современной философии является научно-технический прогресс который разделил её на два полюса – сциентизм и антисциентизм, а также выделил находящиеся как бы над сциентистско-антисциентистской плоскостью коммунологические тенденции.

Сциентизм в философии возникает как «реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного умонастроения, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлексивную спекуляцию конкретного мыслителя» [1, с.168]. Сциентисты трактуют философию как рациональ­но-теоретическую форму мышления, способную выступать в каче­стве науки и отвечать соответствующим критериям. Наука для них — высшая форма человеческой культуры, разумность, рациональность отождествляет­ся с научностью. В результа­те построение точной науки делается образцом для построения философии. Основные сциентистские направления – это феноменология (Э. Гуссерль), прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джемс), позитивизм (О. Конт, Дж.С. Милль), неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел), постпозитивизм (К. Поппер), критический рационализм (И. Лакатос, П. Фейерабенд), структурализм (К. Леви-Строс, Ж. Лакан, М.П. Фуко) и марксизм (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Если сциентизм базируется на абсолютизации рационально-тео-ретических компонентов философского знания, то антисциентизм «исходит из того, что важнейшим признаком философии является ее ценностный характер. Истоки антисциентизма можно обнаружить в разделении И. Кантом теоретического и практического разума и его понимании сущности человека, который никогда не должен выступать в качестве средства чего-либо» [2, с.77]. Основные антисциентистские течения: неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), «философия жизни» (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов), персонализм. Для классического антисциентизма характерно скорее не просто отрицание науки, а ограничение сферы ее действия, особенно когда речь идет о сущности человека, определении его места в мире. Соответственно, философия рассматривается как особая область постижения мира, базирующаяся на его духовном освоении нерациональными методами. Представители антисциентизма уловили целый ряд негативных тенденций научно-технического прогресса. Однако вину за это они возложили на саму науку и технику, не учитывая ответственности всего общества за контроль над использованием их результатов.

Для коммунологических тенденций характерно «понимание философии как феномена, обусловленного всей социокультурной действительностью» [1, с.185]; важнейшей формой реализации философского знания выступают тексты. Основные коммунологические направления – это герменевтика (И. М. Хладениус, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей), постструктурализм (А. Бодрийар, Ж.-Ф. Лиотар), деконструктивизм (Ж. Деррида), постмодернизм, психоанализ (З. Фрейд).

Чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие философии, необходимо рассмотреть не только нынешнее ее состояние, но и факторы, определяющие её развитие. Наиболее важным фактором развития современной философии можно назвать научно-техническую революцию и порожденные ею глобальные проблемы, а также глобализацию.

Основная мысль современных философов о вероятном будущем философии – то, что её устаревшие методы должны быть заменены какими-то новыми, непознанными доселе человечеством. Хотелось бы привести свои рассуждения по поводу этой проблемы.

Анализируя раскол современной философии, можно сказать, что сциентизм и антисциентизм оказываются противоположными, но одновременно нераз­рывными сторонами современной культуры. Мы можем видеть, что между этими двумя противоположностями остается достаточно необходимого места для новой силы, их скрепляющей. Данная сила не замедлит объявиться в виде нового философского течения, которое не будет устанавливать, кто кому должен подчиняться – наука ли философии или философия науке, но узрит причину бед общества не в скорости развития научно-технической революции, но в безответственности его самого, сначала делающего, потом думающего. Естественно, под этой силой я имею в виду довлеющее в философских кругах мнение о необратимом изменении взглядов философии на разум, новое его понимание.

Рассматривая вопрос дальнейшего развития философии, нельзя оставить в стороне вопрос противоположный: а как повлияют изменения в философии на человечество? Для ответа на этот вопрос необходимо учесть полярность современной философии и темпы развития научно-технического прогресса, ведь именно он создает для современной философии определенную область влияния на будущее человечества – я имею в виду глобальные мировые проблемы.

Роль философии в оценке мировых проблем многообразна. Одна из основных её ролей связана с концептуальными и методологическими вопросами, встающими при попытках решения мировых проблем. Этот термин обозначает по крайней мере два разных рода проблем: одни из них касаются определенных фактов – различных аспектов тех тупиков, в которых находится значительная часть человечества, вторыми являются определенные чаяния, возникающие в связи с только что упомянутыми фактами. Ключевая ролью философии при рассмотрении мировых проблем состоит в правильном диагнозе факта, «при этом один из главных вкладов, которые философия может внести в решение мировых проблем … – пролить яркий свет на способ их объективной формулировки и оценки» [3, с.7].

В современном мире человек постоянно имеет дело с принципиально новыми ситуациями и чтобы понять их, необходимы определенные философские представления. Они помогают глубже осмысливать действительность в единстве и разнообразии всех ее сфер, связей и отношений, понять место человека в современном мире, создают условия для того, чтобы человеческая деятельность могла реализоваться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Еще одна возможная область влияния философии на человечество – это уже не раз упомянутый научно-технический прогресс. Он, являясь определяющим фактором современной жизни, определяет и те грани философии, которые могут повлиять на наше будущее – это сциентизм и предсказанная третья сила. Впрочем, нельзя не признавать влияние и антисциентизма – возможно, одумавшись, человечество перестанет ставить науку во главу угла. Однако, по моему мнению, что третья сила станет основным влияющим фактором философии на наше будущее. Следовательно, в конце концов общество возьмет на себя ответственность перед собственным бытием за свои деяния и недеяния и начнет думать, что хорошо, а что плохо, из чего сразу следует, что принятие третьей силы философии приведет к гармонии человечества с самим собой, своим бытием, принятием и постижением единства мира.

Но, как бы не привлекательно звучали возможные последствия принятия третьего варианта, нельзя не отметить одно обстоятельство: обыденное мышление равнодушно к философским течениям, ибо сегодня на него основное влияние оказывают веяния науки. Соответственно, философия потихоньку будет отходить на второй план и первый раз за всю свою историю может не оказать сколь-нибудь заметного влияния на человечество.

В соответствии с выше сказанным, можно сделать вывод, что философия либо повлияет настолько сильно на человечество, а соответственно на его будущее, что станет чуть ли не основополагающим его фактором, ведущим последнее, по крайней мере, к «точке невозвращения», когда цивилизация не сможет уже деградировать либо уничтожить себя, а только прогрессировать, либо совершенно не повлияет на последнее. Одно можно сказать наверняка – философия как существовала в прошлом, так и будет существовать в нашем будущем, ибо целостно и всесторонне лишь она одна исследует его. Третья же сила, новое течение (назовем его «философия разума»), является качественно новой ступенью развития философии, которое неизбежно наступит вслед за пришедшим развитием цивилизации и культуры. В нем заново будут переосмыслены «вечные вопросы философии», уже с учетом потребностей и тенденций современного времени, т.к. именно оно будет нести дальше бремя ответственности за подготовку человечества к его будущему. Осмысление и ассимиляция культурой современных достижений наук о человеке представляет собой «отнюдь не один лишь академический интерес – человеку необходимо вырабатывать ориентиры, без которых будет попросту невозможно жить в этом мире новых, едва ли не сказочных возможностей» [4, с.19].

В заключении можно сказать, что современная философия находится на пороге новой ступени своего развития, когда под влиянием тенденций, определяемых прогрессом, научно-технической революцией,  а значит и развитием науки, будут пересмотрены взгляды на главные философские вопросы и найдены пути эффективные решения современных проблем человечества.

Относительно же будущего самой философии можно сказать, что современная разобщенность её течений – это «необходимый хаос переходного процесса», являющийся неотъемлемым атрибутом всяких революционных перемен. Исследуя мнения современных философов, равно как и анализируя современную ситуацию, приходим к выводу, что философия, во-первых, перестает быть «всевластным царем, который может диктовать ответы»; во-вторых, происходит перелом взглядов в философии, и не только вне, но и внутри неё, о ней самой; в-третьих, философия, в соответствии с потребностями людей, превращается из «философии размышления» в «философию действия», «философию разума», воли и ответственности, со своим новым видением мира, своими идеалами и целями. Пришел новый век, и главная задача философии нового века – выработать для него эти самые идеалы и цели.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. Издание третье. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 608 с.
  2. Кузнецов В.Г., Кузнецов И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 519 с.
  3. Кучуради И. Философия перед лицом мировых проблем. Вступительная речь // Вопросы философии, 2004, № 3. – С.5.
  4. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004, № 2. – С.16.