Секреты оратора
Вся наша жизнь связана с общением — так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Риторика необходима в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться превлечение как можно большего числа людей на свою сторону.
Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать "Систему Станиславского".
Политики, полководцы, великие актеры, звезды ШОУ-бизнеса, состоятельные бизнесмены, все именитые личности просто не могут не владеть элементами общения и навыками публичного выступления. Они принадлежат к тем единицам, кто всегда на виду и за кем постоянно наблюдают объективы камер. Для людей, не связанных с популярностью, факт правильной речи и ее влияния, казалось бы, не имеет такой большой важности. Но давайте вспомним, из чего состоит вся наша жизнь.
Что бы мы не делали, чем бы мы не занимались, все это сопровождается речью:
• С помощью речи мы получаем и принимаем информацию, мы делимся новостями. В наш информационный век вся наша жизнь заполнена информацией;
• Мы делимся настроением, эмоциями, чувствами так же с помощью речи. Известно, например, что искусство комплимента — это величайшая искренняя похвала, она подымает самооценку и дает великолепные чувства.
• Убеждаем друг друга мы так же словами. Приводя веские доводы, четкие аргументы мы можем изменить не только позицию собеседника, но и его мировоззрение с помощью силы убеждения.
• Мотивируем, агитируем, призываем к действию в основном только с помощью речи;
• А еще с помощью слов, общения, речи мы влюбляем в себя, создаем ценность вещей и получаем прибыль, разжигаем и сглаживаем конфликты, заражаем своими эмоциями и идеями и многое другое. Все это может слово…
Тот, кто осилит речь с ее тайнами, осилит любую социальную вершину!
Как-то молодой священник спросил свою честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала: - Я заметила в ней только три недостатка. Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще недостойна того, чтобы её читали!
Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать своих слушателей и самому удовольствие от публичного выступления получить? Говорят, что если ты украл одну идею, то это — плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые секреты начинающим ораторам.
Ораторское самоубийство. А это что за диковина? Есть принцип "лучше недо, чем пере". Публичную речь больше 20 минут стоит произносить лишь тогда, когда за неё платят, либо если вы мастер публичного выступления. Никогда не говорите "в заключение", "и последнее" до тех пор, пока от финальной реплики Вас отделяет более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё минут 15. Вам не дождаться слов о том, что время пролетело незаметно. Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории больше, чем 20 минут. Фиделя Кастро слушают часами, и народ не расходится.
Интрига. Стоит Вам сказать: "Однажды со мной произошло…", "Помню странный случай…", "Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…", "Как-то раз…", как слушатели почувствуют интерес, наступит эффект немедленного включения аудитории. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.
Экспрессия. Публичная речь — это способ, при помощи которого Вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Эмоциональность — так тоже можно сказать. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность — антипод занудства!
Юмор. Лучше пошутить или рассказать что-нибудь весёлое в самом начале публичного выступления. Если люди Вам улыбнутся, считайте, что Вы их к себе расположили. Юмор — своего рода эмоциональный аргумент, на который человек весьма падок. Однажды Фёдор Плевако защищал проворовавшегося священника, вина которого не вызывала сомнений. Знаменитый адвокат произнёс одну лишь фразу, но с юмором, который спас дело:
- Господа присяжные заседатели! Cвятой отец столько лет отпускал нам наши грехи! Простим и мы его один раз, ведь все мы - грешники!
Подсудимого оправдали…
Правило "ППП" — практика, практика, практика. Если Вы впервые на футбольном поле, то вряд ли станете ведущим игроком. Используйте любую возможность выступить перед людьми. Практикуйтесь! Без практики нет оратора.
Могущество ПАУЗЫ. Моэм говорил, что уж если ты взял паузу, то держи её долго. Нейрофизиологи установили, что молчание ( а отнюдь не крик ) — мощное средство активизации сознания. Делайте паузы, в них слушатель размышляет. И уж никаких панических реакций перед аудиторией. Вот чего делать нельзя: оправдываться, что было мало времени на подготовку, впервые видите микрофон, волнуетесь и всё в таком роде! Это мощно снижает эмоциональный фон в аудитории, будет тяжело говорить. Напротив, шутите, а если сбились, то не бойтесь молчать. Молчите ГЛУБОКОМЫСЛЕННО — Вами будут довольны, если Вы после задумчивой паузы вдруг энергично продолжите речь. Контрасты завораживают внимание.
Когда установленное давление (обычно 2,4-3,0 ATA) будет достигнуто, пациентов просят одеть капюшон или маску над головой для того, чтобы получить 100% кислорода. Обслуживающий персонал поможет в этом. Он из прозрачного пластика, для того чтобы позволить пациетну видеть.
Вот ещё один секрет. Слушатель всегда желал хлеба и зрелищ. Это вы знаете, но наверняка не догадываетесь, что есть "хлеб", а что - "зрелище" в искусстве публичного выступления. Что ж, радуйтесь: хлеб в звучащей речи — это конкретная практическая польза, которую слушатель извлекает для себя. Например, я могу произнести речь об искусстве нравиться. Четыре способа, как понравиться незнакомому человеку, и будут "хлебом". Хлеб даёт слушателю ощущение не зря потраченного времени. А вот зрелище — это "развлекуха". Юмор, позитив, демонстрация, интрига, редкие интересные факты, свежий взгляд, спорное мнение. Всё это выводит слушателя из спячки и он дарит вам свои аплодисменты. Без них публичное выступление — как цветок без лепестков.
Заключение
Ораторское искусство нам необходимо везде: в институте при ответе лектору на экзамене, или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки).
Ораторское мастерство нужно дипломатам, агитаторам, священникам. Речи произносят и за праздничным столом, и за поминальным. Высокая роль культуры речи, ораторского искусства в управлении обществом была ясна людям еще с древнейших времен. Замечательно говорил о могуществе оратора, владеющего “божественным даром” великий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.): “Он может безбоязненно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не только своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силой своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вы вести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела”
Поэтому искусство быть оратором не просто приятное знание и умение, а необходимость!