ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА:ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Сивяков А.С., Семенов М.В. (КЭМ-05)
Романова Е.Н., к.ф.н., доц.

Донецкий национальный технический университет, г.Донецк

Источник: Сборник философских трудов молодых ученных Донецкого национального технического университета. – Донецк: ДонНТУ, 2008. -124 с.

Вся история человечества – это история борьбы за обретение новых свобод и за избавление от давления извне.

На заре зарождения человечества уровень самосознания был достаточно низок. Мир средневекового человека был прост и понятен, внутри средневековой общности он чувствовал себя уверенно и безопасно. Социальное положение  индивидуума определялось при его рождении и, как правило, совпадало с социальным положением его родителей. Человек был сильно привязан к месту своего проживания и своей небольшой социальной группе. Поэтому в Средние Века интенсивность роста самосознания было сравнительно низким. 

Начиная с эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) интенсивность борьбы за свободу начинает стремительно возрастать. В это время у человека стали появляться качества, характерные для индивидуума, живущего в современном капиталистическом обществе: он начал стремиться к славе и успеху, у него развилось чувство красоты природы и появилась любовь к труду.

В период Новой Истории (начиная с эпохи Возрождения и до начала XX века) население Европы и Америки боролось за обретение свободы от политических, экономических и духовных пут. Многие люди были скорее готовы умереть за свободу, чем жить в неволе. Человечество стремилось к свободе, и оковы устранялись одна за другой: человек освободился от церковного ига, абсолютной власти государства, стал властелином природы.

Свобода определяет человеческое существование. Однако, субъективное понятие свободы меняется по мере роста самосознания человека. Человек не был индивидуумом, он был членом общности. Идентичность с природой, племенем и религией давали ему ощущение уверенности в себе и в завтрашнем дне. Он мог страдать от угнетения, но он не страдал от одиночества и мучительных сомнений. С другой стороны, первичные связи затормаживали развитие человека, мешали индивиду стать творческой и плодотворной личностью. Эта ситуация была характерна для первобытного и средневекового (до начала эпохи Возрождения) человека. Пока человек был неотъемлемой частью мира, он не испытывал страха.

Процесс индивидуализации начал активизироваться в эпоху Возрождения и достиг апогея в Новое Время. Возросла независимость человека от внешних властей, а одновременно – его изолированность. В результате у человека развивалось чувство ничтожности и бессилия, росла неуверенность, и терялся смысл жизни. Возрастало бремя негативной свободы.

Рассматривая процесс индивидуализации можно выделить два аспекта. Первый аспект – это развитие личности, которую можно определить как совокупность тесно переплетенных друг с другом черт характера, разума, воли и устремлений человека. Второй аспект индивидуализации – это возрастающее одиночество человека” [1,64]. Но в любом обществе существует предел индивидуализации, за который ни один нормальный индивид выйти не может.

При рождении человек является самым беспомощным из всех животных. Его адаптация к природным условиям основана не на инстинктах, а на процессе обучения. Инстинкт очень ослаблен у человека и во многом подменен мыслительным процессом. Человек находится в зависимости от родителей более долгий период времени. Родители – это часть мира ребенка и одновременно – непререкаемый авторитет. Позднее подчинение ребенка родителям изменяет свой характер. В какой-то момент ребенок остро осознает свою индивидуальность, свою отдельность от остального мира. По мере роста индивидуализации ребенка у него растет осознание себя отдельным от окружающего мира и других людей, утрачивается чувство единства с природой и растет чувство страха. Мир представляется громадным и несущим в себе угрозу; у него возникает чувство тревоги и беззащитности. Чтобы вновь обрести уверенность и избавиться от страха, у человека может возникнуть либо желание отказаться от своей индивидуальности и попытаться вновь слиться с окружающим миром, либо человек начнет искать подчинения у внешней власти, которая взамен дает чувство безопасности. При этом он приносит в жертву плодотворность и полноценность своей личности.

Каждому человек приходится тесно взаимодействовать с обществом, он является основой для любого социального процесса. С самого своего появления на свет и до смерти практически любой человек взаимодействует с определенным обществом. У каждого человека от природы существует группа физиологических потребностей. Эти потребности требуют удовлетворения, во что бы то ни стало. Ради этого человек вынужден всю жизнь трудиться, выполняя вполне определенную работу в определенной экономической системе и приспосабливаясь к ней. Условия труда определяются тем обществом, где родился человек. В результате взаимодействия человека с обществом у него появляются приобретенные устремления: дружелюбие, враждебность, деструктивность, жажда власти, тяга к подчинению, отчуждение, скупость, стремление к самовосхвалению, влечение к чувственным наслаждениям или их боязнь.

В современном обществе уникальность и индивидуальность личности находятся под угрозой. Существует очень много факторов, которые подавляют современного человека психологически: мы как огня боимся общественного мнения; человек чувствует себя мелким и ничтожным по сравнению с сетью гигантских промышленных предприятий и огромными компаниями-монополистами; остаются тревога, беспомощность и неуверенность в завтрашнем дне. Все выше перечисленные и многие другие факторы относятся к негативным проявлениям свободы. В результате, ради того, чтобы избавиться от беспокойства и обрести уверенность, человек готов встать под знамена какого-либо диктатора или, что еще более характерно для современности, стать маленькой деталью огромной машины, хорошо одетым и сытым роботом.

Условием гармоничного развития человека является одновременный рост его индивидуальности и его личности. Альтернативный путь к избавлению от одиночества и чувства беспокойства – это путь спонтанных связей с людьми и природой и проявление активности по налаживанию этих связей. Наивысшее проявление таких связей – это любовь и плодотворный труд, берущие истоки в целостности личности.

Философов издавна волнует вопрос об обретении подлинной и внутренней свободы. Некоторые философы-теоретики утверждают, что существует абсолютная свобода. Но наличие такой свободы сомнительно. Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине со своей индивидуальной самостью. Исчезает природа, общество... Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определенному кругу людей, связывали его с определенными вещами. Все это показывает нам, что абсолютной свободы нет, свобода всегда относительна.

Размышляя об условиях поведения человека, возникает характеристика действий, совершаемых людьми, как действий, направляемых необходимостью. Возникает представление и убеждение, согласно которому действие, совершаемое человеком, выполняется им как свободное. Однако так ли это? При рассмотрении понятия необходимости и её связи со свободой возникают следующие вопросы. В каком смысле следует понимать сосуществование необходимости и свободы? Что может означать необходимость поведения человека, если человек свободен? Что может дать человеку свобода, если сама свобода заключена в кадры необходимости?

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла [3,36]. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Свобода неотрывна от творчества, лишь свободный творит.

Однако нельзя не согласиться с позицией детерминизма, что свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в таком случае выступает «принуждение», т. е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам. Это противопоставление свободы принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо. То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости. Нельзя отказываться от необходимости. Свобода должна быть найдена в условиях необходимости. Свобода может быть найдена не вне необходимости и не помимо необходимости, а в тех самых реальных условиях в которых проявляется необходимый порядок вещей.

Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Если человек силой принужден совершить тот или иной поступок, то он не может нести за него моральной или правовой ответственности. Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность – это две стороны одного целого. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу

Одной из граней свободы есть спонтанность. Так что же такое спонтанность или спонтанная активность? Спонтанная активность – это свободная деятельность личности, это не есть принудительная деятельность или бездумная деятельность автомата. В первую очередь речь здесь идет о творческих способностях личности, находящих свое отражение в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной сферах. Спонтанная активность возможна лишь при условии, что человек не стремится подавить какую-либо существенную часть своей личности.

Спонтанная деятельность, направленная на реализацию внутреннего потенциала, – это способ достижения позитивной свободы, вновь объединяющей человека с миром. При этом спонтанность должна опираться на два столпа: добровольную и равноправную любовь и творческий труд. Спонтанность помогает утвердить индивидуальность личности и преодолеть страх одиночества. Если человек не способен действовать спонтанно и выражать свои подлинные мысли и чувства, то он начинает скрываться под маской псевдоличности, что ослабляет силу его действительной личности и разрушает ее целостность.

Наивысшей целью человека должно быть не подчинение внешней силе, а реализация своего внутреннего потенциала и развитие своей личности. Следовательно, ведя активный образ жизни, полный спонтанных проявлений человек может максимально полно реализовать свои способности.

На протяжении веков человечество боролось за свою свободу, но одни оковы заменялись другими: на смену господства церкви пришла власть государства, затем – власть совести, и, наконец, – власть рассудка и общественного мнения. Индивидуум создал своими руками огромную машину, и сам стал в ней маленьким винтиком. Он утратил первичные связи с миром и попал в сильную зависимость от общественного мнения: он знает, каких чувств, эмоций и образа мышления ждут от него окружающие, и это в значительной мере определяет его поведение. Человек превращается в психологический автомат, лишенный спонтанности, индивидуальности и свободы. Сама структура современного общества способствует возникновению подобных тенденций.

Вся наша система воспитания и образования подавляет спонтанные проявления чувств человека. Еще на ранних стадиях развития ребенка учат выражать не свои мысли и чувства. Авторитарные родители пытаются всяческими способами подавить непосредственность ребенка, что часто приводит к конфликтам. Его учат быть дружелюбным, улыбаться, говорить "спасибо" и любить всех без разбора. В результате ребенок учится подавлять осознание неискренности и враждебности других людей.

Когда же приходит пора садиться за школьную парту, в голову подростка начинают закладывать уже готовые и проверенные опытом знания; вместе с тем у него отбивается всякое желание думать самостоятельно. От учащихся требуют точно знать все даты, факты, формулы и т.п. В результате, в голове у ученика образуется хаос из дат, фактов и событий; большую часть своего времени он тратит не на осмысление информации, а на ее заучивание. Конечно, полностью обойтись без освоения уже существующей информации невозможно, но ее переизбыток наносит сильный урон критическим и аналитическим способностям человека. Можно сказать что, вся наша система воспитания и образования навязывает человеку некие внешние шаблоны мыслей и чувств, закладывает фундамент для развития автоматизированного человека. Современный человек носит маску благополучия, но на самом деле он несчастен и находится на грани отчаяния. Поскольку человек теряет спонтанность и начинает превращаться в робота, его тянет использовать суррогаты возбуждения: алкоголь, спорт, острые ощущения и т.п. Жизнь индивидуума приобретает оттенок автоматизированности, смысл жизни во многом теряется. Здесь таится определенная опасность: человек готов принять любую идеологию за обещание волнующей жизни и видимого порядка.

Таким образом, что бы освободиться от оков автоматизированного человека, необходимо поддаться року, судьбе. Жить опираясь на спонтанность своих действий и заниматься тем видом деятельности, который приносит удовольствие, а не тем что диктует мода и общество. Тогда у человека появится смысл жизни, он получает профессию, которая одновременно доставляет ему удовольствие и дает ему возможность всю жизнь совершенствоваться в данной области. Подобные направления следует определять интуитивным путем и придерживаться их всю жизнь.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. 608 с.

2. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. Вопросы философии.– 1995.– Вып. №1.– с. 52–69.

3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. – Репринтное воспроизведение издания 1939 года. – Париж: Ymca-Press, 1972 г. – 222 с.

4. Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. с. 72

5. Философский словарь /Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт. – М., 2003. – 575 с.

6. Фромм.Э. Бегство от свободы. – Минск: Изд-во "Попурри", 1997. – 672 с.



© 2010 Артём Сивяков, ДонНТУ