БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ: ОПИСАНИЕ, ОПТИМИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

Авторы: Новиков М.В.

Источник: http://bprocess.ru/examples/bizprocess_example

      

      Пример бизнес процесса. Цели и показатели интерпретируются на данный уровень. «Занять лидирующее положение» означает рост объема продаж и рост доли рынка. Чтобы обеспечить достижение этой цели становится очевидным, что необходимы функции процесса «Продажа». Также очевидно, что предложение компании должно быть конкурентоспособным (чтобы обеспечить поток новых клиентов, рост постоянных покупателей и рост частоты продаж), то есть, например, проведя аналитическую и исследовательскую работу, становится понятным, что для обеспечения лучшего сервиса (как основного обозначенного конкурентного преимущества) время выполнения заказа должно быть минимальным при максимальной точности его выполнения. При этом эффективность должна определяться, например, рентабельностью, но при этом неким оптимальным соотношением между затратами, наценкой и качеством товаров и сервиса. Например, из приведенного примера определяется оптимальное соотношение между:

  • ценами поставщика и наценкой (удовлетворенность клиента по ценам и рентабельность);
  • качеством товара/сырья (удовлетворенность клиентов по товару, сокращение претензионной работы);
  • имеющегося сервиса и дисциплины поставщика (удовлетворенность клиентов по сервису).

Внутренняя организация

      Данный уровень является логическим продолжением предыдущего. После того как определен набор функций и вместе с тем набор требований, которые должны выполнять эти функции, выполняется следующее:

  • выявляются и формируются элементы организации;
  • определяются отношения между элементами, реализующие целенаправленное функционирование организации, причем все требования второго уровня детализируются для каждого выделенного элемента;
  • выбираются способы реализации связей между элементами;
  • множество образованных связей и отношений между элементами упорядочивается в структуру организации, а характеристики выбранных способов связей и основные требования к функционированию элементов являются требованиями к информационной системе (не обязательно компьютерной), которая будет осуществлять данную связь;
  • проектируются процессы текущей операционной деятельности, отчетность, документооборот.

Пример

      Функции продажи должны выполняться продавцами, для их координации вводится торговое подразделение, определяются связи в данном подразделении, также устанавливаются связи с другими подразделениями, например, подразделением воспроизводства ресурсов. Определяется структура и содержание отчетности и документооборота. Как было установлено ранее, повышение конкурентоспособности предложения на рынке свелось к минимизации времени выполнения процесса «Продажа» и максимизации точности исполнения заказа, а для этого необходимы соответствующие технологии, процесс обучения персонала, разработка (настройка) ИС, автоматизация и т.д.

      В результате такого моделирования строятся управляющие процессы, являющиеся ортогональными к процессам оперативной деятельности. То есть переход от уровня к уровню понимается именно как процесс, а на графической схеме получается два ортогональных направления процессов: одно (горизонтальное) оперативное, второе (вертикальное) управления. Причем информацией для вертикального процесса, кроме внешней информации, является результат процессов последующих уровней, в то время как результат процесса предыдущего уровня является управляющей информацией для процессов последующего уровня, таким образом, реализуется управляющая обратная связь. Таким образом, при описании в виде схемы любой бизнес-процесс не должен пониматься плоским и однонаправленным, каждый процесс должен быть связан с другим ортогональным управляющим процессом. Предложенный подход ориентирован на раскрытие целостности организации и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных управляющих связей, и реализует представление организации в виде иерархической модели, позволяющей фиксировать целостные свойства компании.

      Вообще же моделирование при таком подходе не обязательно начинать «сверху-вниз» (хотя только такой подход может гарантировать соответствие проектируемой бизнес-системы предъявляемым требованиям собственника), так как данный случай является идеализированным. Дело в том, что в большинстве организаций первоначальный набор процессов определялся на уровне здравого смысла, на уровне же здравого смысла строились и управление, и структура, и взаимосвязи внутри организации. Поэтому вполне приемлем и такой вариант: на нижний уровень помещается процесс, а уже затем к нему определяются ортогональные процессы управления, выясняется смысл его существования и т.д.