Авторы: Минин М.Г., Билалова А.Н., Соловьев А.С.
Томский политехнический университет , Томск
Источник: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php...
В связи с возникшей потребностью сферы образования в программном обеспечении для проведения различного уровня тестирований разрабатывается система автоматизированной оценки качества знаний. Система предназначена для автоматического создания тестов в различных предметных областях, оценки результатов тестирования, обработке статистических данных и мониторингу качества образования.
В последние годы автоматизированные системы обучения играют все большую роль в образовательном процессе. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, наличие автоматизированной системы позволяет получать и тиражировать знания хорошего уровня, то есть знания экспертов. Во-вторых, такие программы дают возможность учащимся контролировать знания без участия преподавателя, что в определенных случаях очень удобно. Основное же достоинство автоматизированных систем обучения состоит в том, что они актуальны, качественны и потенциально технологичны.
В рамках существующих образовательных методик, наиболее востребованными из автоматизированных систем являются системы диагностики качества знаний вообще и системы автоматизированного тестирования в частности, поскольку они позволяют студенту самостоятельно оценить уровень своих знаний, а преподавателю – систематизировать и упростить процесс оценки качества знаний студентов. Особенно актуальной идея создания системы компьютерной диагностики качества знаний становится в связи с введением единого государственного экзамена.
По мере развития информационных технологий тестирование становится компьютерным, что позволяет:
В связи с возникшей потребностью сферы образования в соответствующем программном обеспечении нами разрабатывается система автоматизированной оценки качества знаний "Educont+". Данная система предназначена для автоматического создания тестов в различных предметных областях, оценки результатов тестирования, обработке статистических данных и мониторингу качества образования. Система представляет собою программную оболочку, а это означает, что в нее можно ввести данные любой предметной области (химии, математики, информатики и т.д.).
Данная система тестирования выполняет следующие функции:
Создание и хранение тестовых заданий подразумевает обработку исходного авторского материала и выполнение автоматизированной компоновки тестов. Ввод исходных данных (заданий) производится с помощью тестового редактора Microsoft Word, основные навыки работы в котором имеют многие пользователи. Кроме того, существует возможность использования уже готовых электронных материалов в качестве заданий. Эта возможность избавляет пользователя от большого объема рутинной работы. В рамках выполнения этой функции учитываются следующие моменты:
Контроль и оценку остаточных знаний студентов целесообразно осуществлять путем тестирования студентов по истечению определенного срока после завершения изучения дисциплины.
При создании тестов учитываются такие параметры, как:
В системе Educont+" реализованы несколько алгоритмов формирования тестов. Она позволяет генерировать билеты и наборы билетов случайным образом или по заданному критерию (уровню сложности, типу контроля и др.).
Предполагается два вида тестирования: бланочное и компьютерное. В случае бланочного тестирования ответы тестируемых заносятся в систему вручную (в дальнейшем предполагается сканирование). В компьютерном варианте тестирование происходит непосредственно на компьютере. В системе предусмотрена формальная обработка ответа (сравнение ответа с образцом) и сохранение результатов тестирования.
Несомненным достоинством тестирования является возможность отследить статистические данные результатов. Это позволяет проанализировать успеваемость в различных "срезах" (по числу тестируемых, по регионам, по предметам, и т.д.) В системе предполагается сбор и анализ статистической информации для обеспечения "обратную связь", без которой невозможно грамотное тестирование и проведение мониторинга. Для проведения исследований применяется аппарат современной математической статистики. Также предусматривается просмотр результатов в различных "срезах", необходимых для детального анализа и мониторинга (по регионам, предметам, числу участников и т.д.).
Отличительной особенностью данной системы является то, что в ней предусмотрены различные виды тестовых вопросов. Это позволяет создавать комплексные тесты любого уровня сложности. Система позволяет добавлять вопросы следующих типов:
Таким образом, данная автоматизированная система будет отвечать основным требованиям, выдвигаемым к программным продуктам такого класса и может быть использована для проведения масштабного тестирования, как в отдельных учебных заведениях, так и на региональном уровне.
Литература