ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Васьковцов Константин Андреевич

Васьковцов Константин Андреевич

Факультет компьютерных наук и технологий
Специальность: Системное программирование



Феномен Аниме как замена современной кинематографии

Личная мотивация

В течении уже десяти лет занимаюсь коллекционированием аниме как искусства. Помню, как мне совершенно случайно попалось в руки культовое аниме - «Говорящая с призраками». Аниме вроде бы и для детей, и все же невероятно тяжелое для восприятия. Аниме мастера своего дела - Хаяо Мияздзаки. И эта непринужденность раскрытия сюжета, футуристичность, пародия на окружающий мир зацепили меня - 10-ти летнего ребенка. И началось. Аниме для меня стало ценнее денег. Я начал искать таких же, как и я - голодных до японского искусства. Я начал искать клубы отаку. Сейчас прошло уже 12 лет с момента начала моего увлечения. У меня 2.5Тб аниме разнообразного характера и вида, из которого я видел, к сожалению, лишь 30-35%. Но практически ничего не изменилось в окружающих. Хотя нас - анимешников - становится все больше, встречаются люди, говорящие обидные слова: «Фу, мультики». Эта статья - очередная попытка достучатся до таких людей, уверенных в собственной правоте и при этом все так же глубоко ошибающимся в самом начале. Это - крик души и попытка пополнить ряды продавших душу японскому искусству - аниме.

Кратко о истории


Как любой рассказ начинается со слова, так любая анимация начинается с наброска. Начало своего развития японской анимации положили, как ни странно, работы Уолта Диснея. Основоположником в Японии стал Осаму Тэдзука, которого именовали королем рисунка, мастером мангакой и тп. Он позаимствовал у Диснея стиль рисунка с «большими глазами», активно применяющийся ныне в большинстве жанров аниме. Именно из-под его руки впервые вышли персонажи с эмоцией, «нанесенной на лице и понятной зрителю». Первые рисунки не имели еще ярко выраженной ныне анимешности и «кавайности», а представляли собой технику американской мультипликации с измененными, увеличенными глазами. Астробой - первый анимеперсонаж Японская общественность встретила такой стиль рисунка противоречиво. С одной стороны чрезмерная детализация персонажей удорожала стоимость создания. С другой - простота передачи эмоций была настолько удачной, что не вызывала затруднений в восприятии даже у людей глубокопожилого возраста. Изначально сюжеты аниме были направлены на детскую аудиторию. До сих пор огромное количество людей не воспринимают анимацию, как серьёзное искусство. Изначально аниме, как и любая другая анимация, была направлена на детскую аудиторию, однако со временем сюжеты, проблемы, персонажи стали более красочные, а сам стиль рисования стал упрощаться. Из него удалялись ненужные, не несущие суть, вещи. Начали появляться аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию. Сейчас аниме охватывает полный спектр кинематографических жанров - от детских до анимации эротического или глубокопорнографического характера. Но не смотря на это сейчас основную часть аниме-производства занимают другие жанры, о которых речь пойдет ниже.



Аниме или анимэ - как говорить, произносить и читать


Японское слово «аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову «animation» ([анимэ:сён]), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько большую распространённость укороченной формы — «аниме» — оба слова имеют одинаковое значение в японском языке: они обозначают любую анимацию, вне зависимости от её стиля и страны производства. По мере распространения японской анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки.

В японском языке полностью отсутствует свойственное русскому силовое ударение, поэтому японские слова, заимствованные в русский язык, обычно получают ударение в зависимости от традиций произношения слов на русском языке. Слово «аниме» в русском языке устоявшегося ударения не имеет, распространено два варианта произношения — Аниме и анимЕ. Однако, если следовать орфоэпическим правилам русского языка, то ударение ставится на последний слог, как и в словах макрамЕ, резюмЕ, реномЕ, каратЕ. Такое произношение как Аниме, разумеется, до включения слова в словари не является признаком безграмотности, но все же не рекомендуется.

Существует два альтернативных русских написания слова: «анимэ» — транслитерация по правилам киридзи и «аниме» — более распространённая форма, соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее изменение претерпел термин «карате»). Оба варианта произносятся одинаково: [анимэ].

В русском языке слово «аниме» имеет средний род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть составных слов, таких как «аниме-режиссёр» или «аниме-сериал». В разговорной речи встречаются образованные от «аниме» слова «анимешник», «анимешный» [1].

Что же такое аниме


Аниме - это анимация, созданная в Японии и имеющая характеристики, свойственные аниме - эмоциональная зарисовка, японские клише, отражение стиля мышления. Обладая высокой культурой и степенью социальной защиты, японское правительство поддерживает закон «О морали и порядке в кинематографии и анимации» (вольный перевод), по которому вся продукция, показываемая на экранах либо издаваемая в бумажном виде, обязана иметь возрастную и полову маркировку. По подобной маркировке в аниме можно выделить следующие жанры [2-3]:

По сюжету в аниме выделяют жанры как классической направленности, так и сугубо специфические для аниме. Из классических выделяют [2]:

Специфические для аниме:

Структура


Во всем мире основным способом заработка на телевидение является реклама. Аниме не далеко ушло от этого принципа - создаваемое в большей степени для показа на телевидение (что не исключает однако другого издания в виде DVD или OVA(ONA) - only video (network) anime) аниме приобрело структуру, позволяющую продемонстрировать наибольшее количество рекламы, и при этом сохранить зрителя у телеэкрана. Условно аниме делится на:

Аниме в русскоязыком мире


Как ни странно в русскоязычном пространстве аниме появилось совершенно случайно и на английском языке. Первые аниме, попавшиеся лично мне были либо с английской дорожкой, либо с английскими субтитрами. Некоторые места были явно изменены или смазаны. Как позже было выяснено - сделано для адаптации для американского юного зрителя. Чуть позже появились проекты типа kage и fansubs, которые стали переводить аниме напрямую с японского на русский. Сами японские телекомпании не стесняясь выкладывали в свободный доступ бОльшую часть продукции, поэтому проблем с видеорядом практически никогда не возникало (за исключением редких заказных случаев вроде Ghost in the shell или Holly House). Начали образовываться так называемые аниме клубы. В тот момент у анимешника на диск с новым аниме можно было выменять достаточно много, но обычно им просто делились. Сейчас с распространением широкополосного доступа аниме легко достается из Интернета.

Критика


Вне Японии аниме подвергается жестокой критике и цензуре. Как было оговорено выше - в США аниме приводиться к стандарту юного зрителя. Те из него вырезаются анимешные клише, откровенные сцены, упрощается сюжет. Необходимость цензуры вызывается в основном законеренелостью и зацикленностью большинства на том, что анимация в первую очередь создается для детей, должна быть доброй и красочно-пушистой, что должна отражать библейско-законодательные основы мира.

Вторым камнем преткновения критики является наличие хентая в аниме. Для основной части критики аниме состоит только из хентая. Или простыми словами обычно отождествляют аниме и хентай, хотя последнее - всего лишь поджанр, причем не основной.

Третьим пунктом критики обычно выступает упорство на зацикленность коллекционеров. Обосновывают тот факт, что анимешники переходят в состояние отаку, начинают бредить аниме, жить им и тп, что на самом деле является нормой для других коллекционеров.

В общем виде вся критика выражается в невозможности воспринимать в анимации тяжелый, философский сюжет, культуру другой страны, законы чужой анимации.

Аниме глазами анимешника

В заключительной части я предлагаю посмотреть на аниме глазами фаната или отаку. Что человек находит в нем? Давайте представим, что Вы приходите домой, уставший, злой, голодный. Первое, что Вы делаете - это раздеваетесь, потом включаете компьютер\телевизор или что-то подобное. Вы пытаетесь отвлечься от дневных проблем и найти утешение где-нибудь в нереальном мире. Тоже самое происходит и с анимешником. Прийдя домой, он достает новое аниме, содержание которого для него загадка, но которое кто-то ему посоветовал, садится удобно, готовит поп-корн и смотрит аниме. Любители фантастики окунуться в мир Ковбоя Би-Бобпа (Cowboy BeBop). Его харизматичность, прагматизм и уверенность в себе, переплетенная с разнообразными приключениями захватывают зрителя на весь сериал.

Любителям музыки обычно советуют посмотреть Бэк (Beck). Главный герой - ни чем не выдающийся школьник. Абсолютно случайно он попадает на концерт неизвестной группы и мир музыки захватывает его с головой. Великолепные персонажи, каждый со своим характером и манерой, затяжной саундтрек и конечно маленькая собачка Бэк притягивают к себе, требуя от зрителя полного внимания.

Не так давно на фоне музыкальных аниме взошли две новые звездочки - Nodame Cantabile и DMC. Первое аниме рассказывает о классической истории любви двух неподходящих другу другу людей. Вроде бы что тут нового. Но самое главное - это как идет рассказ. Классическая музыка. Характеры персонажей, постоянные метания между хочу и надо. Все как в жизни. Но все же тянет и веет на зрителя невидимым волшебством, способным донести сокровенные переживания героев.

Второе - это больше комическая история про несуществующую группу, играющую тяжелый Death Metall. Двуличность главного героя, поиски призвания, великолепный саунтрек, черный и пошлый юмор. Все это направлено на категорию зрителей - студент. И попадает в точку. Кто из нас не мечтает взять в руки гитару и залить зал затяжным рычащим рифом?

Для любителей тяжелый стенаний и мозгового штурма можно посоветовать Death Note и Code Geas. Тонкой нитью проходит классическая тема - Тварь я ползучая или право имею. Возможно ли добро дорогой зла? Игра разума или игра силы? Непредсказуемый сюжет, тяжелая интрига, великолепная прорисовка, практически полное отсутствие юмора. Все это вносит напряжение в сознание смотрящего. А мгновенная развязка выбрасывает в кровь адреналин, вводя зрителя в скорбь и радость одновременно.

Студенческие будни. При них обычно вспоминается аниме Golden Boy. Нарисованное в некласическом стиле и состоящее из 6 серий, расказывает нам о обычном парне с манией к обучению. Насыщенность юмора, простота характера и уникальность выдвигают аниме в высокие позиции в рейтинге зрительских симпатий.

Чему может научить школьников драчун и забияка? Драться? Не только. Онизука (Great Teacher Onizuka) доказывает, что кроме силы в каждом есть внутренняя сила, душа и любовь. Его решения проблем пусть иногда жесткие, но действенные. И конечно это все осыпано самоцветами юмора. Да что я Вам рассказываю - смотрите.

Любовь - это удел романтиков? Как выглядит романтик? Тяжело ответить на такие вопросы. Окунемся в мир школы (School Rumble) и посмотрим на странные события безответной любви. Борьба за сердце девушки между хулиганом школы и заучкой. На что способен каждый из них, чтобы доказать любовь?

Что важно в каждом начинании? Уверенность. Труд. Время. Этому и многому другому учит Кеничи (Shijou Saikyou no Deshi Kenichi). Классический файтинг с моральной линией любви.

Любителю экшена советуется обычно алхимик (FullMetal Alchemist). Аниме просто красивое и направлено на расслабление, хотя каждый все же может найти в нем что-то для себя.

И этот список можно продолжать бесконечно. Советовать... Каждому свой путь. Для формирования мнения о аниме необходимо посмотреть хотя бы по одному каждого жанра, входящие в топ-100.





При написании статьи использовались:

  1. Википедия - статья аниме
  2. Википедия - жанры аниме
  3. Аниме каталог

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе