В настоящее время перед обществом стоят проблемы управления природными, техническими, социальными и познавательными процессами в планетарном масштабе. Убедительное доказательство этому возникновение проблем глобального характера, а именно проблем, проявляющихся во взаимодействии человека с природой (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая проблемы) и проблем, касающихся взаимоотношений личности и общества (ликвидация голода, опасных болезней, неграмотности, проблема улучшения духовной среды обитания человека).
Актуальность исследования противоречий обусловлена тем, что проблема противоречия является не просто одной из фундаментальных проблем диалектики, а была на протяжении всей истории развития философской мысли предметом споров и борьбы между учеными. Противоречие – коренная основа существования и развития всех явлений мира; это источник, движущая сила, импульс, стимул, ускоритель, жизненность и корень всякого движения. Поэтому одним из решающих условий познания всех процессов мира в их самодвижении является познание этих процессов как единства противоположностей.
Противоречия можно обнаружить в природе (конкурентная борьба между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, межвидовая борьба), обществе (противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, государствами, между старым и новым во всех их проявлениях) и человеческом мышлении (противоречивость процесса познания человеком действительности; вся многовековая история познания являет собой картину постоянной борьбы мысли со своими собственными представлениями).
Понимание противоречия зарождалось с древних времен. Многие философы разрабатывали понятие противоречия. Достаточно назвать таких философов, как Лао-Цзы, Гераклит, Аристотель, К.Лейбниц, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах и другие, которые указывали на существование противоречий в мире, на их определенную роль и значение для толкования явлений природы и общества. Глубокое изучение понятия противоречия имело место в диалектическом материализме К.Маркса и Ф.Энгельса.
Обобщая имеющиеся знания, можно дать следующее определение понятию «противоречие». Противоречие – это философское понятие, означающее наличие взаимоисключающих определений объектов, процессов, понятий и т.п.
Обладая всеобщим характером, противоречия по-разному проявляются в различных сферах бытия и познания в зависимости от спецификации противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их взаимодействие. Существует множество различных противоречий и разные основания их классификации.
По мнению П.В.Алексеева и А.В.Панина, наиболее фундаментальным подразделением противоречий является их деление по степени охвата действительности. Таким образом, выделяются следующие два типа: общедиалектические и специфически-диалектические противоречия [1, с.558].
Общедиалектические противоречия классифицируются на виды на основании того, в каких всеобщих сторонах действительности они функционируют. По тому, действуют ли они в области явлений (проявлений) или сущности, противоречия образуют два вида: феноменологические и эссенциалистские. Если берется форма и содержание, то выделяются противоречия формы и противоречия содержания. Выделяются также противоречия внешние и внутренние, основные и неосновные, главные и неглавные, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п.
В подтипе специфически-диалектических предметных противоречий существенные различия противоречий и их динамики обусловливаются, прежде всего, формой существования, организации материи. Выделяют противоречия: неживой природы, живой природы, общественной жизни. При анализе развития общества характерна классификация противоречий на антагонистические и неантагонистические. Возможны и другие основания классификации противоречий.
Противоречия не существуют вне определенных по качеству систем. Следовательно, в основу различения противоречий, их классификаций по ступеням развития и познания могут быть положены любые признаки систем, закономерности функционирования, изменения и развития последних. Таким образом, противоречия можно классифицировать по степеням целостности, а, следовательно, и по «механизму» взаимной обусловленности противоположностей, их можно различать по характеру организации (упорядоченные, организованные – неупорядоченные, неорганизованные), по сложности организации (сложные – простые), по уровню организации (иерархические – неиерархические), по числу элементов (большие – малые), по характеру закономерностей функционирования и изменения (статистические – динамические) и т.п.
При обсуждении логического аспекта проблемы противоречия обычно выделяются два типа противоречий: формально-логические и диалектические противоречия в мышлении. Формальная логика отрицает противоречия в мышлении, поскольку они отсутствуют в объективной действительности, диалектика как логика, напротив, исходит из их наличия в содержании мышления, поскольку они присущи объективной действительности. Поскольку диалектика является обобщением достижений науки и исторической практики, рассмотрим более подробно диалектические противоречия.
Понятие диалектического противоречия как опосредствованного единства противоположностей начало зарождаться в древние времена. Еще Аристотель проводил различие между понятиями противоречия, которое недопустимо в мышлении, ибо отсутствует в действительности, и отношением противоположностей, которое реально и в сознании может выступать как противопоставление вещей, свойств друг другу. Однако понимание сути диалектического противоречия стало возможным лишь в связи с концепцией развития, которая, в свою очередь, не могла возникнуть прежде, чем наука поднялась на теоретический уровень.
Проблема диалектического противоречия была впервые сформулирована И.Кантом в его антиномиях: противоположности - не крайняя степень различия, не «законченное различие», они отличаются друг от друга качественно. Однако только Г.В.Ф.Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия, согласно которому, противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей». В структуре противоречий, по Г.В.Ф.Гегелю, всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и во всех случаях смягчает, нейтрализует противоположности – в этом заключается разрешение любого противоречия.
Подход к диалектическому противоречию как самопротиворечивости, самоотрицательности предмета позволяет дать ему наиболее «динамическое» определение и раскрыть внутреннюю связь между противоречием и самодвижением. В этом случае противоречие определяется не только как отношение, но и как процесс, ибо отрицательно относиться к себе, отрицать себя – это значит находиться в постоянном беспокойстве, в состоянии изменения, вернее, самоизменения, самодвижения. Следует заметить, что сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться.
В настоящее время диалектике активно противопоставляется синергетика, или концепция самоорганизации. Это новое направление междисциплинарных исследований все шире используется не только для анализа структуры объектов изучения естественных и технических наук, но постепенно проникает также в социально-экономическое и гуманитарное знание. Однако видится, чтобы синергетика предстала качественно новой, более совершенной формой в развитии диалектики. Она не противоречит, а дополняет философские представления о наиболее общих законах развития. Своеобразный оттенок получает и проблема противоречия в контексте синергетических систем.
Благодаря исследованиям И.Пригожина синергетика оказалась способной творчески использовать потенциал диалектических противоречий в своем углубленном исследовании сложных динамических систем. Их поведение, вопреки воззрениям статистической физики, при определенных условиях обнаруживает особые свойства пространственной и временной упорядоченности, регулярности, становится предсказуемым – возникает самоорганизация. Такие условия и свойства систем как открытость, сильная термодинамическая неуравновешенность, наличие диссипации энергии способствуют их переходу из нерегулярных, хаотических движений и структур в состояния с упорядоченной пространственной структурой и регулярным движением. Согласно современным воззрениям синергетики, динамический хаос и самоорганизация – только два вида состояний, в которых может пребывать одна и та же система при одних или весьма близких внешних условиях.
На сегодняшний день существует точка зрения, согласно которой разрешение главного противоречия синергетических систем является тем исходным принципом новой философии, который, в конце концов, обусловливает и разрешение всех других противоречий, т.е. дает возможность дать более глубокое объяснение всем явлениям реального мира и их развития.
И.Пригожин пишет, что теперь «мир представляется… как последовательность деструктивных и креативных процессов» [2]. Взаимодействие данных противоположных начал рассматривается как то главное противоречие синергетических систем, которое и обусловливает их появление, функционирование, развитие и исчезновение.
В заключении следует сказать, что обострение глобальных проблем современности и необходимость их разрешения требует принципиально нового этапа раскрытия синергетических законов, их систематизации и внедрения данных теоретических достижений во все виды практической деятельности человечества. Из этого вытекает важность систематического анализа как каждой стороны противоречия синергетических систем, так и особенно их взаимодействия, различных результатов последнего.
Кроме того, научное познание противоречий социальной действительности и социальной практики необходимо как для управления уже имеющимися противоречиями в интересах прогресса цивилизации, так и для рассмотрения противоречий, только попадающих в поле зрения человечества.
Литература:© Зудикова Юлия Владимировна, ДонНТУ, 2010