ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС ЖИЛОГО ЗДАНИЯ

 

Пигильдина В.С. (ЭНМ-09м)*

Донецкий национальный технический университет

Тезисы доклада на Всеукраинскую научно – практическую конференцію молодых учених и студентов «Металлургия XXI столетия глазами молодых».

 

Актуальная в наше время проблема энергосбережения – это не самоцель, а только средство для максимального снижения энергетических и материальных затрат на строительство и эксплуатацию зданий. При этом, чтобы выявить возможные направления энергосбережения и оценки потенциала энергосбережения, нужно составить структуру энергобаланса здания и пути изменения энергозатрат по составляющим баланса.

Однако даже для наиболее типовых жилых зданий до сих пор нет полностью однозначных и непротиворечивых данных по распределению тепловой и электрической нагрузки между статьями затрат. В таблице ниже приведены осредненные значения составляющих теплового баланса, рассчитанные для четырехсекционного 9-этажного жилого дома 1976г. застройки за отопительный сезон 2008/09 г.г. в г.Донецке.

 

Таблица - Тепловой баланс жилого здания (осредненные значения).

Источник

Составляющие

баланса

Трансмиссионные теплопотери

Инфильтрация

Всего на отопление и вентиляцию

Горячее водоснабжение (ГВС)

стены

чердак, пол

окна

Всего

СНиП

II-3-79

Доля в общих энергозатратах, %

8–20

6–8

12–14

26–42

30–48

70–78

22–30

СНиП

23-01-99

16,3

5,9

10,4

32,6

41,4

74

26

СНиП 31-01-2001

14-16

7 – 10

16

37-42

28,3

67,8

32,2

Пересчет

13

6,9

12,5

32,4

39,6

72

28

 

Видно, что данные расчетов в первых двух строчках практически совпадают: доли составляющих баланса близки, и даже с некоторым превышением по инфильтрации, нет резкого преобладания трансмиссионных теплопотерь, и весьма значительны энергозатраты на ГВС. Поэтому энергосбережение должно предусматривать систему мероприятий по снижению расхода энергии на каждом направлении в комплексе.

В третьей строке затраты на ГВС ненамного больше, чем в первых двух. Сомнения вызывает более низкая доля инфильтрационных теплопотерь: объект построен до 1995 г., т.е. до повышения требований к теплозащите, результаты должны быть сопоставимыми. Поэтому даже если измерения проводить корректно, ориентироваться на результаты расчетов по третьей методике как на основу для дальнейшего анализа нужно осторожно, поскольку это может привести к преувеличению роли трансмиссионных теплопотерь в энергетическом балансе и к рекомендациям по необходимости утепления несветопрозрачных ограждений.

Для уточнения расчета был проведен пересчет данных с условий, имевших место при измерениях расхода вентиляционного воздуха (средняя наружная температура tн=–12оС, внутренняя tв=+22оС) на средние параметры отопительного периода в г. Донецке. Вначале было построено поле корреляции между суммарным теплопотреблением здания на отопление и вентиляцию Qзд и разностью tвtн, проведен его регрессионный анализ и вычислен средний уровень Qзд.ср=164,549 кВт (рисунок ниже). Экспериментальные точки достаточно хорошо укладываются на аппроксимирующую прямую. Затем был пересчитан расход воздуха и вычислен средний уровень теплозатрат на инфильтрацию Qи.ср=65,109 кВт. Нагрузка на ГВС определялась по числу жителей с учетом нормы заселенности 18 м2/чел. Рассчитанные энергобаланс и доли его отдельных составляющих укладываются в интервалы первых двух строк таблицы, поэтому можно сделать вывод о достаточной достоверности предлагаемой методики расчета.

 

Рисунок - Зависимость теплопотребления здания Qзд от разности внутренней и наружной температуры tв - tн.

 

Этот подход позволяет учитывать все основные виды энергозатрат и их снижение за счет применения практически любых известных энергосберегающих мероприятий. Таким образом, структура энергобаланса здания во многом определяет возможности энергосбережения по разным направлениям и оптимальное сочетание энергосберегающих мероприятий, что позволяет принимать экономически обоснованные инженерные решения по снижению энергопотребления и добиваться максимального энергосбережения при минимальных капитальных и эксплуатационных затратах.

 

 

 



* Руководитель – к.т.н., доцент кафедры ПТ Гридин С.В.