ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ
ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Д.Д.Сагирова,
В.С. Пигильдина, С.В. Гридин
Донецкий национальный технический университет
Наибольшее влияние на уровень загрязнения окружающей
среды оказывает величина выбросов энергетических установок, работающих на
углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь,
природный газ и другие).
Основными источниками загрязнения атмосферы являются
транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Основные
компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в
двигателях всех видов, - нетоксичные диоксид углерода СО2
и водяной пар Н2О. Однако кроме них в атмосферу выбрасываются
и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения
свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен
С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т.п. В
наиболее значительном количестве
образуются выбросы соединений
свинца; при интенсивностях движения более 30000
- 40000 автомобилей/сутки существенное
воздействие могут оказывать выбросы кадмия и цинка.
Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие и
картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля
токсических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С
картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHn от их общего выброса. Исследования состава отработавших газов ДВС показывают,
что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены
в таблице 1. Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда
сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо).
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает,
что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего
выброса СО, Nox, CnHm и др. Дизельные ДВС
выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична.
Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том
числе и канцерогенных.
Количество
вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит
от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя– источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении
регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 –
5 раз.
Применение
этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает
загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями
свинца. Один грузовой автомобиль средней
грузоподъемности выделяет 2,5 –
содержания
свинца в бензине:
Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50
Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40 0,50 0,55 1,00
Оценку
загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями следует
вести на основе определенного расчетным путем уровня
загрязнения
поверхностного слоя почвы.
Таблица 1 – Содержание компонентов различных веществ в
отработавших газах ДВС
Компоненты |
Содержание компонента, об. доли, % |
Примечание |
|
Карбюраторные ДВС |
Дизельные ДВС |
||
N2 O2 H2O (пары) CO2 H2 CO NOx CnHm Альдегиды Сажа Бензапирен |
74 – 77 0,3 – 8 3,0 – 5,5 5,0 - 12,0 0 - 5,0 0,5 - 12,0 До 0,8 0,2 - 3,0 До 0,2 мг/л 0-0,04 г/м3 10-20 мкг/м3 |
76 – 78 2-18 0,5-4,0 1,0-10,0 - 0,01-0,50 0,0002-0,5 0,009-0,5 0,001-0,09 мг/л 0,01-1,1 г/м3 до 10 мкг/м3 |
Нетоксичен Токсичен |
Уровень
загрязнения свинцом поверхностного слоя
почвы на различном расстоянии от
края проезжей части автодороги определяется по формуле:
Рп
Рс = ------,
h ·ρ
где Рс - уровень загрязнения поверхностного слоя
почвы свинцом, мг/кг;
Рп -
величина отложения свинца на поверхности
земли, мг/м2
h - толщина
почвенного слоя, в котором
распределяются выбросы свинца, м. Принимается на пахотных землях равной глубине
вспашки (0,2 -
ρ - плотность почвы, кг/м3;
Величина Рп определяется
по формуле:
Рп = 0,4· К1· Uv ·
Тp ·Рэ + F,
где К1 -
коэффициент, учитывающий
расстояние от края проезжей части, принимается
по таблице 2;
Uv -
коэффициент, зависящий от
силы и направления
ветров, принимается равным отношению
площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой
зоне, к общей ее площади;
Тp - расчетный
срок эксплуатации дороги
в сутках, принимается равным
7300 суток, что соответствует двадцатилетнему
перспективному сроку;
F
- фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м2;
Рэ -
мощность эмиссии свинца
при данной среднесуточной интенсивности движения, средней за расчетный период, мг/(м·сут).
Таблица 2 –
Зависимость величины К1 от расстояния от края проезжей части
Расстояние от края
проезжей части, м |
Величина К1 |
30 |
0,06 |
50 |
0,03 |
100 |
0,005 |
Исключить поступление высокотоксичных соединений
свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный,
что давно практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.