Как тяжело ходить среди людей
И притворятся непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
А. Блок
Думаю, что в жизни каждого есть человек, пробудивший какие &ndash либо качества, о наличии которых оной даже не задумывался. Так в процессе ознакомления со школьной программой в седьмом классе я натолкнулся на одно стихотворение, строки которого до сих пор живут в памяти :
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь &ndash начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. Блок
Именно «Ночь, улица, фонарь, аптека…» стали для меня отправной точкой для более глубокого ознакомления с творчеством великого символиста. И его влияние на мое становление как поэта &ndash аматора не заставило себя долго ждать. Уже после первого потрясения, испытанного на фоне лирических переживаний, мои руки потянулись «к перу». Но увы, качеством вести какой &ndash либо блокнотик для записей я не обладаю, и поэтому более половины моего «творчества» утеряно безвозвратно, а те крохи которые есть, разбросаны на носителях информации абсолютно разного происхождения: от телефонов до билетов на транспорт.
Вот, к примеру, маленькое четверостишие, спонтанно появившееся на свет ещё в школьные годы, не удивляйтесь, лично я адепт тезиса краткость сестра нашего брата и неизменный поклонник малых форм.
Где найти в себе смелость,
Прожить ещё один день?
Как забыть это время,
Если оно словно тень?
Приведу ещё одно своё стихотворение, которое посвящено моему лучшему ДРУГУ:
Я благодарен тебе за то, что ты есть,
за то,что ты ближе, чем горечь души,
и пусть в сердце боли, что всю и не счесть,
развеешь ее словно дым анаши.
И пусть комом шерсти набилось проблем,
ты станешь мне в горле прозрачной слюной,
смочившей осколки разбитых дилем,
занявших мой разум одной пустотой.
Утолил я вчера жажду боли немой,
а утром подумал, что это приснилось,
лишь остались в мозгу догоревшей золой,
два слова твоих: «небо прояснилось».
Итак, хватит о себе и перейдем к делу. Писать стихи не трудно. Трудно писать хорошие или, по крайней мере, приемлемые. О том, как же это все &ndash таки делать и будет наше дальнейшее повествование. Не могу утверждать, что всегда придерживаюсь этих правил, но может кому понадобится.
1 Самое главное
Что в стихах самое главное, от чего надо плясать?
Так вот, самое главное в стихах &ndash это ритм. Это именно то, что делает стих &ndash стихом, отличает благородный верлибр от вычурной прозы с претензией на. Да, да, как ни странно &ndash не изящные словесные обороты, не рифмы или образы. Вот тут самое главное &ndash поймать ритм, именно он создает настроение, ощущение, заставляет вот эти рифмованные (или не очень) строки пульсировать в такт прожилкам и течь по венам. Тут не то чтобы все остальное не важно &ndash но, скажем так, если ритма вы не поймаете, все остальное будет просто вычурной подделкой.
Ритм &ndash это нерв стиха, его живое дыхание. Казалось бы &ndash ну что тут такого, ямбы, хореи... Но &ndash знаете ли, во &ndash первых, мы легких путей не ищем, а во &ndash вторых &ndash счастливые времена классицизма давно позади, когда стихосложение только начиналось и можно было удивить салонную публику ровно сложенными строчками. Теперь, дабы сказать что &ndash то действительно НОВОЕ, приходится демонстрировать чудеса импрессионизма.2 Итак, что делать после того, как вы, наконец, забраковав десятки неудачных вариантов, нашли какое &ndash то верное постукивание, передающую всю тонкость вашей душевной организации. Как правило, смилостившееся проведение посылает вам две строчки, от которых надо распутать весь клубок дальше.
Вот тут &ndash то и начинается самое интересное. Тут бывает по &ndash разному.
Иногда все складывается легко и сразу. Иногда, как на туманном полотне, появляются отдельные строчки, или вот вы знаете, что где &ndash то ближе ко второй трети надо будет вставить что &ndash нибудь про «розы», или «слезы», или «Аризону», или вообще что угодно.Вот тут как правило надо максимально расслабиться и попробовать нащупывать &ndash не конкретные слова или даже образы, а звуки. Ну типа какие звуки лучше ложатся под эмоциональную палитру &ndash то ли «о», то ли «м», то ли «н». И потом уже ПОД ЭТИ звуки подбирать образы и слова.
3 Рифмы
Постарайтесь, чтобы ваши рифмы были &ndash ну во &ndash первых, чтобы они были:). Для начала &ndash желательно женские (женские &ndash это типа луна &ndash она, морозы &ndash розы). Освоив женские, можно перейти к изящным мужским (мужские &ndash это типа дурман &ndash к чертям; опять же, маленький совет на полях &ndash мужской рифмой лучше не заканчивать).
Далее. Старайтесь, чтобы рифмы были оригинальными. Нет, любовь &ndash вновь &ndash кровь конечно тоже пойдет, но для этого МЕЖДУ НИМИ должно находиться что &ndash то ОЧЕНЬ неординарное. Поэтому &ndash поверьте, начинать лучше с рифм. Ну а во &ndash вторых &ndash оригинальная изысканная рифма это не только способ подчеркнуть вашу неординарность, но и ненавязчивый способ продемонстрировать вашу глубокую эрудированность. Конечно, здесь не исключено появление какого &ndash нибудь начитанного сноба, указывающего на то, что а вот это вообще уже в начале 20 века у Андрея Белого было &ndash но, с каких это пор на рифмы распространяются копирайты или авторские права?
4 О чем писать и кое &ndash что еще
На самом деле, писать можно о чем угодно &ndash от зарисовки про то, как кот принес на лапах первый снег до изложения вашей гражданской позиции про «рабочий район где не стало работы».
Важно другое &ndash чтобы писалось по настоящему. Чтобы хлестало, как кровь из вены. Иногда бывают паузы &ndash года, два года, пять лет. Это нормально. Как правило, в нежном возрасте 17 &ndash 20 лет пишут почти все, и пишут даже неплохо. Это нормально &ndash человек молод и все ощущения необычайно остры. Потом мы вырастаем, учимся реагировать на окружающий мир и начинаем заниматься более прозаичными вещами &ndash что поделать, года шалунью &ndash рифму гонят, года к суровой прозе клонят.
Но это не значит, что нелья писать в зрелом возрасте. Можно. Только по &ndash другому. Здесь требования выше, так как и эмоциональные реакции и восприятие сложнее. По &ndash взрослому.
5 Настоящего поэта видно сразу
Не факт. Кто &ndash то начинает хорошо и неординарно, пишет стабильно, но выше какого &ndash то уровня не поднимается. У всех по &ndash разному.В любом случае, поймите, опыт стихосложения даром не пройдет.
6 Образование
На мой взгляд, для хорошего стихосложения больше востребовано не столько литературоведческое, сколько филологическое образование. Иными словами, лучше быть филологом, чем студентом факультета поэзии литинститута.
Впрочем, у некоторых пишется &ndash и никакого образования не нужно вообще.Но если брать «в среднем по палате», то для написания чего &ndash то не ниже определенного уровня нужен просто определенный гуманитарный пласт. Просто некоторое количество идей, некоторая сумма находок, ознакомление с которыми, во &ndash первых, избавляет от изобретение велосипеда (впрочем, без некоторых велосипедов нигде не обойдешься, примите это как данность), во &ndash вторых, просто показывает «а как еще бывает», в &ndash третьих &ndash хотите верьте хотите нет, так или иначе стимулирует ваши собственные поиски. А главное &ndash воспитывает вкус.
Самое последнее
&ndash Вот это то, что здесь изложено &ndash это какие &ndash то единственные правила, у которых нет исключений?
Далее следует список на восемь листов удачных примеров, опровергающих сказанное выше).
Исключения бывают. Любые. Гениальные стихи могут быть какие угодно.
Проблема в том, что гении стихи пишут сами, никого об этом не спрашивая и не в чьих советах не нуждаясь...