Источник:Элитариум
Любое маломальское предприятие имеет своего руководителя: будь то сам хозяин (учредитель) или наемный директор, а в крупных холдингах - топ-менеджер. Перед ними всеми стоят определенные задачи, имеющие своей целью, как правило, увеличение продаж и, соответственно, захват определенного сегмента на рынке данных товаров или услуг, увеличение прибыли и сокращения издержек. Достижение всех этих целей в какой- то мере зависит и от личностных качеств руководителя, накопленных знаний и навыков, организационных способностей, нестандартного мышления.
Управление предприятием достаточно сложный процесс, в основе которого лежит ежедневное принятие множества управленческих решений. А для принятия правильного, иногда единственно верного решения, нужна достоверная информация. Как говорится: у кого информация - у того и преимущество. Но, к сожалению, не все руководители отводят ей должное место в процессе управления предприятием и не многие готовы нести затраты связанные с ее сбором.
Получаемая руководителем информация, может быть как внутренней - данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так и внешней - данные о рынке товаров, услуг в целом, на уровне города, региона, страны и т.д. Когда говорят о получении информации, то чаще всего имеют в виду внешнюю информацию о конкурентах, о емкости рынка. Не будем принижать роль маркетинговых исследований, так как они довольно часто способствуют принятию правильного управленческого решения и, соответственно, увеличению объема продаж. Но в погоне за продажами руководители предприятий забывают о возможностях использования внутренней информации. Большинство из руководителей считают, что они владеют абсолютно всей информацией о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К сожалению, это довольно часто встречающиеся заблуждения. Как правило, они получают информацию одновременно с возникающей проблемой, и, получив сигнал от подчиненных о возникшей проблеме, спешат ее решать.
Получается, что руководители предприятий устраняют возникающие проблемы, а не занимаются непосредственно управлением компании. Во многих организациях такое ведение дел стало нормой, можно даже сказать основными должностными обязанностями руководителя. Представим, что такое же положение дел существует, к примеру, на подводной лодке. Капитан получает информацию о состоянии подводной лодки только при возникновении каких-либо неполадок: если возникает пробоина или неполадки в оборудовании - отдает приказ устранить их, вместо того, чтобы получать своевременную информацию о выбранном курсе движения, сводке о состоянии подводной лодки и т.п.
В настоящий момент во времена "жесткой конкуренции" нельзя ни коим образом недооценивать роль управленческого учета на предприятии. Грамотно поставленный управленческий учет позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и вовремя принимать управленческие решения для максимизации прибыли, эффективного использования денежных средств и улучшения финансового состояния предприятия. Также без управленческого учета невозможно осуществлять процесс бюджетирования (планирования) на предприятии.
Процесс создания управленческого учета на предприятии как правило проходит в 3 этапа: постановка, внедрение, автоматизация. В постановку входит разработка учетной политики, в том числе методики учета затрат, определение центров дохода и центров затрат, создание основных форм финансовых отчетов. Внедрение представляет собой разграничение ответственности за ввод учетной информации, как правило, между сотрудниками финансового отдела, бухгалтерии и склада, а также их инструктаж.
Можно констатировать тот факт, что многие руководители предприятия в настоящее время приходят к осознанию необходимости внедрения управленческого учета, но, к сожалению, их попытки пока достаточно робки, а привлекаемые специалисты не всегда достаточно квалифицированы. Возможно, это обусловлено сменой поколений, ведь только сейчас к управлению компанией и на должности финансовых директоров привлекаются молодые люди, которые и в теории и на практике уже успешно использовали данные управленческого учета для достижения поставленных целей.