20.01.2009 Социометрия. Часть 1

Источник: http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1020

Наверное, никто не сомневается в том, что эффективная деятельность рабочих групп — важное условие успеха любой компании. Даже если все сотрудники занимаются сугубо индивидуальной деятельностью (к примеру, в ювелирной мастерской), психологический микроклимат, особенности взаимоотношений заметно влияют на общие результаты.

Психология хоть и не относится к точным наукам, но в области исследования групповой динамики накопила большой практический опыт. Специалистами предложено множество определений понятия «группа», одного из ключевых в социальной психологии. Автору нравится рабочее определение, данное Марвином Шоу (Marvin Show, 1981): «Группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы». Для полноты картины можно еще добавить указание на совместный характер деятельности.

Изучая группообразование и групповую динамику, психологи выделили множество параметров группы: время ее существования, характер коммуникаций, особенности властных отношений, постановки целей и принятия решений, групповые ценности и т. д. Кроме того, были предложены классификации групп (по различным основаниям):

Для менеджера по персоналу наибольшее практическое значение имеет классификация групп по уровню их развития:

Групповая динамика1 всегда реализуется в конкретных условиях совместной деятельности людей. Развитие межличностных отношений, формирование групповых норм, ценностей, вариантов сотрудничества и взаимной ответственности влияют на эффективность деятельности группы. Этот параметр больше всего интересует менеджеров, ориентированных на развитие и процветание компании. (Действительно, кому нужна неэффективная деятельность? Сознательно разрушать компанию можно разве что в случае особо изощренного варианта «мягкого» рейдерства.) Эффективность группы на практике, как правило, определяется двумя критериями: продуктивностью деятельности и удовлетворенностью членов группы. Продуктивность измеряется в количественных показателях (затраты, прибыль, рентабельность и т. п.), а вот измерить удовлетворенность удается пока только в качественных (согласие оставаться членом группы, эмоциональная включенность и пр.). На удовлетворенность человека пребыванием в группе влияет множество факторов: психологический климат, уровень развития личности, возможность реализовать притязания на лидерство, сплоченность группы, совпадение индивидуальных и групповых ценностей и др.

С практической точки зрения важно, что самой эффективно работающей оказывается группа, достигшая в своем развитии наиболее высокого уровня, то есть — коллектив. В исследованиях отечественных авторов такая группа характеризуется высоким уровнем развития внутренних отношений. Выделяют семь ключевых видов этих отношений:

  1. Ответственность. Принятие членами группы личной ответственности за результаты совместной работы, достижение целей и решение задач, которые стоят перед группой.
  2. Коллективизм. Стремление членов группы сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
  3. Сплоченность. Наличие единства мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единства действий в важных ситуациях.
  4. Контактность. Конструктивное взаимодействие членов группы, наличие эмоциональных, личных отношений между ними.
  5. Открытость. Готовность членов группы к контактам и установлению отношений с другими группами или с новыми участниками своей группы.
  6. Организованность. Способность членов группы быстро создавать и изменять организационную структуру, деловые отношения, необходимые для эффективной групповой работы.
  7. Информированность. Доступность информации, требуемой для работы, всем членам группы, а также информации о каждом члене группы и о состоянии дел в ней.

При высоком уровне развития этих отношений в группе мы можем считать, что перед нами — коллектив, или, пользуясь более современным термином, — команда.

Одним из самых распространенных, доступных, наглядных и легких в практическом применении методов анализа межличностных отношений в группе является социометрия2. Этот метод позволяет определить положение человека в системе внутригрупповых «координат», неявных оценок, симпатий и взаимоотношений.

Житейская мудрость подсказывает: чтобы понять взаимоотношения людей, нужно понаблюдать, кто с кем обедает. Думаю, практичность этого способа «психодиагностики» очевидна всем. Значительно менее известны труды Якоба (Джейкоба) Леви Морено (Jakob Levy Moreno)3. Приведем классический пример из его работ. Около 500 девушек (различных национальностей, культур и вероисповеданий) из «проблемных» семей проживали в учебно-воспитательной колонии в городе Хадсон близ Нью-Йорка. Благодаря усилиям состоятельных попечителей бытовые условия в колонии были очень хорошими, воспитанницы имели возможность учиться и работать, за ними постоянно присматривали педагоги. Несмотря на это, в колонии царила нездоровая атмосфера: постоянно вспыхивали ссоры, конфликты, недовольные девушки регулярно предпринимали попытки сбежать.

Приехав в колонию, Якоб Морено первым делом отправился в столовую. Понаблюдав за происходящим, Морено предложил девушкам самим выбрать, с кем бы они хотели обедать вместе, и пересесть (за каждым столом одновременно могло сидеть четыре человека). Когда суматоха улеглась и беготня прекратилась, оказалось, что у некоторых столов теснились по семь-восемь воспитанниц, а за многими скучали по одной-две. «Пасьянсы» взаимоотношений разложились с ошеломляющей очевидностью.

Возможно, это всего лишь одна из тех легенд, которыми обрастает каждое серьезное научное открытие, но такие наблюдения за естественным поведением людей и легли в основу предложенных Я. Морено методов — социометрии и психодрамы.

Метод социометрии включает в себя несколько этапов: сбор предварительной информации о группе, проведение социометрического опроса, анализ и интерпретация полученных данных. Наблюдение необходимо для сбора первичной информации, постановки цели исследования и правильного выбора вопросов.

Безусловно, участие в опросе может быть только добровольным. Приходится специально оговаривать это общее правило проведения психологических исследований, потому что вопросы, на которые предлагается ответить испытуемым, затрагивают эмоциональные стороны межличностных отношений в группе. На практике встречаются случаи, когда испытуемый затрудняется с ответами, либо вообще отказывается от участия в тестировании. Это его право (и, возможно, повод для менеджера по персоналу и для непосредственного руководителя поговорить с человеком, что называется, «по душам»).

Сама процедура социометрического опроса очень проста, тем не менее, она предполагает соблюдение определенных норм и требований. Одно из основных условий — персонифицированное участие. Этот метод не может применяться анонимно, иначе просто невозможно будет интерпретировать полученные результаты.

Есть определенные требования в отношении состава группы: ее границы должны быть четко обозначены (сотрудники только одного отдела или члены одной бригады и т. п.); необходимо, чтобы «возраст» группы составлял не менее двух-трех месяцев (в литературе часто встречается требование — не менее полугода).

Не следует проводить социометрию в течение двух-трех недель после какого-либо корпоративного мероприятия, поскольку «последействие», «эмоциональный шлейф» неформальной вечеринки может заметно исказить результаты.

Есть и требования в отношении специалиста, который проводит социометрический опрос: он не может быть членом данной группы и при этом должен пользоваться ее доверием (что присуще эйчару).

Для проведения социометрического опроса участники (члены исследуемой группы) собираются в отдельном помещении. Менеджер по персоналу зачитывает инструкцию, затем испытуемые заполняют бланк (приложение 1), как правило, на это требуется не более пяти минут. Им предлагается по своему усмотрению выбрать (включить в группу) троих сотрудников и троих — исключить из ее состава (отклонить). Участникам рекомендуется делать не более трех выборов и трех отклонений, меньшее количество вариантов допустимо, не принимаются только формулировки «всех» и «никого».

В бланке напротив фамилии каждого выбранного/отклоненного члена группы указываются характеристики (качества), на основании которых («за что») сделан выбор/отклонение. Характеристики могут формулироваться в произвольной форме, своими словами — так, как испытуемые объясняли бы выбор своим знакомым.

Суть предложения (или вопроса) может меняться, главное, чтобы он был сформулирован просто, четко и однозначно понимался всеми участниками. В литературе чаще всего предлагается такой вариант вопроса для выбора: «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» Как показывает опыт автора, такая формулировка плохо «работает» со взрослыми людьми, тем более — в контексте серьезных деловых взаимоотношений. Чтобы не дискредитировать сам метод, лучше подбирать более реалистичные вопросы и предложения.

Далее на основании бланков с ответами участников заполняется социометрическая матрица — таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов (приложение 2). Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрицу вносятся фамилии испытуемых.

В матрицу переносятся данные из каждого индивидуального бланка: напротив фамилии выбираемого/отклоняемого в крайнем правом вертикальном столбце записывается соответствующая характеристика (качество). На практике встречаются различные характеристики; по их направленности можно сделать вывод, какие ценности доминируют в группе — профессиональные, эмоциональные, личностные и т. п.

Чтобы удобнее было работать с данными, выборам и отклонениям присваиваются численные значения (баллы) (приложение 1). Иногда целесообразно ограничиться только «первым» выбором и отклонением, соответственно присвоив им (+1) и (–1) балл. Обработка и в первом и во втором случае не представляет трудностей. В матрице для каждого члена группы подсчитывается сумма полученных выборов и сумма полученных отклонений. На основании этих показателей можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п.

При желании можно провести более подробный анализ данных. Исследователи рекомендуют рассчитывать специальные индексы (приложение 3), наиболее используемые из них на практике — индекс социометрического статуса индивида в группе (S) и индекс групповой сплоченности (Сn).

Если перед эйчаром не стоит цель провести фундаментальные научные исследования, то индекс социометрического статуса рассчитывать не обязательно, достаточно определить суммарные значения выборов и отклонений по каждому члену группы. Это «менее научно», но более практично — показателем, по которому сравниваются между собой позиции всех членов группы (и основанием для ранжирования) является именно количество выборов/отклонений.

Использовать индекс групповой сплоченности полезно для сравнения результатов по двум (и более) группам. В таких случаях он может рассматриваться в качестве единицы измерения.

На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма4. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.

Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень» (приложение 4). Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы. В приведенном примере (приложение 2) член группы Алешин имеет наибольшее количество выборов — два. В этом случае мишень состояла бы из двух окружностей.

Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420x297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например,  и ). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму автор рекомендует в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

Автор рекомендует делать первоначальный вариант социограммы карандашом, это позволит в случае необходимости изменять расположение отдельных значков и стрелок. Можно посоветовать располагать имена участников равномерно по всей плоскости социограммы. Научиться компоновать наглядную, удобную для работы и «красивую» социограмму поможет только опыт.

«Мишень» хороша максимальной наглядностью: даже при большом количестве участников сразу видны взаимные выборы и отклонения, частота выборов и отклонений. Важно и общее впечатление от схемы, которое создает преобладание того или иного цвета, общее количество стрелок.

Данные социометрических исследований позволяют выявить формальные и неформальные связи в группе, увидеть конфигурацию реальных человеческих взаимоотношений. Это дает руководителям возможность конструктивно влиять на человеческие взаимоотношения, определять центры сопротивления при трансформации организационной структуры или изменении целей организации, эффективно разрешать конфликты и предупреждать их возникновение и т. д.

Я. Морено считал, что в результате действия сил эмоционального «притяжения» и «отталкивания» формируется «социальный атом» человека, который включает в себя все его отношения с окружающими людьми. Взаимодействие «социальных атомов» определяет «социостаз» — внутреннюю социоэмоциональную структуру группы.

С помощью социометрии можно достаточно точно определить положение (статус) человека, его место в неформальной «табели о рангах». Социальный статус личности в группе и состояние самой группы зависят от неявных эмоциональных связей и отношений людей, таких как симпатия, антипатия или относительное безразличие. Эмоциональные предпочтения людей распределяются неравномерно: в любой группе на немногих ее членов («звезд») приходится большая часть положительных выборов, в то время как большинство членов группы выбирается редко и оказывается в положении «эмоционально обездоленных».

В «звезды» попадают члены группы, получившие максимальное количество выборов (max ±2). Члены группы, получившие по результатам социометрии большое или среднее количество выборов, относятся к категории «предпочитаемых»; те, кого выбирали редко, — к «принятым»; те, кого не выбрали ни разу, — к «изолированным». Члены группы, получившие только отклонения, попадают в категорию «отверженных». В таком случае речь может идти о неприятии данного человека группой либо о том, что он себя никак не проявляет, избегает контактов с коллегами.

Взаимные выборы показывают наличие дружеских, приятельских отношений. Взаимные отклонения практически однозначно указывают на наличие конфликта.

Как выяснили исследователи, распределение предпочтений в группах достаточно стандартно: в группе из 30 человек в «звезды» попадает не более трех-четырех, в «предпочитаемые» и «принятые» — по 10–12. В «изолированных» может оказаться до пяти человек, а «отверженные» встречаются не в каждой группе.

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что все данные, полученные с помощью социометрии, носят относительный характер: они показывают распределение влияния, отношений и популярности внутри данной группы. Поэтому все характеристики — «лидер», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный» — имеют смысл только по отношению к данной группе. В другой группе (формальной или неформальной) человек может занимать иную позицию, иногда диаметрально противоположную. «Звезда» в бригаде строителей может оказаться «изолированным» в группе активистов профкома, а в группе любителей футбола — «предпочитаемым» и т. п. «Звезд» или «отверженных» вообще, вне определенной группы — не бывает.

Приложение 1

МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ

Инструкция:

Ваш отдел (бригада, проектная группа и т. п.) функционирует в составе компании как единый организм. Вы уже достаточно долго работаете вместе. За это время вы неплохо узнали друг друга, между вами сложились определенные деловые и личные отношения.

Для того чтобы повысить эффективность деятельности группы и способствовать ее дальнейшему развитию, необходимо учитывать тонкости человеческих взаимоотношений.

Социометрическое исследование направлено именно на изучение особенностей взаимоотношений в вашем отделе (бригаде, проектной группе и т. п.). Заполните, пожалуйста, бланк.

Бланк для проведения социометрического опроса

Ф.И.О. __________________________________________________

Возраст _________ Общий стаж работы (лет) ________ Пол Ж , М

Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы выбрал(а)…

 

Ф.И.О.

Характеристики (качества)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы не выбрал(а)…

 

Ф.И.О.

Характеристики (качества)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Таблица соответствия ранга выбора численному значению (в баллах)

 

Выбор

Исключение

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

Баллы

+3

+2

+1

–3

–2

–1

 

 

Приложение 2

Cоциометрическая матрица

 

 

Приложение 3

Индекс социометрического статуса индивида в группе (S)

S =

     ∑ (R+ — R–)     ,
n — 1

 

где

S — социометрический статус данного члена группы;
R — полученные им выборы и отклонения;
n — кол-во членов в группе.

Индекс групповой сплоченности (Сn)

Сn =

       К       ,
BB

 

где

Сn — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;
К — общее число взаимных выборов, сделанных членами группы;
BB — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К определяется по социометрической матрице, а ∑BB рассчитывается по формуле:

BB =

n (n — 1),
2

 где n — число членов группы.

 

 

Приложение 4

Cоциограмма-мишень

 

 

______________
1 Групповая динамика (от греч. dynamis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство, лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т. д.

2 Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) — прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая структуру и функционирование малых групп, взаимоотношения людей в группах. В социометрии для изучения социальных явлений применяются математические методы. Социометрические методы позволяют описать положение человека в группе так, как это представляется ему самому, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы.

3 Якоб (Джейкоб) Леви Морено, 1892–1974 (Jakob Levy Moreno) — социальный психолог и психиатр. Родился в Румынии, окончил Венский университет по специальности философия и медицина, в 1927 году переехал в США, где основал институт социометрии и психодрамы (1940). Разработал социометрические методы, применял их для устранения конфликтов в малых группах.

4 Социограмма (от лат. societas socio — общество и греч. gramma — написанное, запись) — способ представления результатов социометрии. Наглядное изображение структуры межличностных и межгрупповых отношений (симпатий/антипатий) в виде системы связей, схемы (графа).

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Менеджер по персоналу»

Источник: HR-Лига

Автор: Дундарь Михаил