УДК 330.332.334.716


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

Айман Альмерай, магистр,
Труды Одесского политехнического университета, 2008, вып. 2(30)


Аіман Альмераі. Напрямки розвитку фінансово-кредитного забезпечення інноваційної діяльно-сті підприємств в Україні. Розглянуто проблеми в сфері кредитно-фінансово забезпечення інноваційної діяльності підприємств України; досліджено досвід зарубіжних країн; запропоновано заходи щодо роз-витку фінансово-кредитної системи для стимулювання інноваційної діяльності підприємств, в тому числі малого бізнесу.


Айман Альмерай. Направление развития финансово-кредитного обеспечение инновационной деятельности предприятий в Украине. Рассмотрены проблемы в сфере кредитно-финансовго обеспе-чения инновационной деятельности предприятий в Украине; исследован опыт зарубежных стран ; пред-ложены мероприятия по развитию финансово-кредитной системы для стимулирования инновационной деятельности предприятий, том числе малого бизнеса.


Ayman Al merai. Directions of development of financially credit provision innovative activity of en-terprises in Ukraine. Problems in the sphere of the finance-credit provision for innovative activity of enter-prises of Ukraine are considered, the experience of foreign countries is investigated, measures are offered on developing the financial-credit system for stimulation of innovative activity of enterprises, small business in-cluded.


Для достижения экономического роста страны необходимо повышать ее конкурентоспо-собность. При этом государственная политика должна быть направлена на усовершенствование механизма стимулирования инновационной деятельности предприятий путем принятия соот-ветствующих организационных, финансово-кредитных и нормативно-правовых решений.
Украинский рынок инноваций характеризуется невысокой активностью, разрывом между наукой, производственным сектором экономики и учреждениями образования, низким уровнем развития малого инновационного предпринимательства, низкой информационной прозрачно-стью инновационной сферы, а также отсутствием достаточных финансовых ресурсов.
Финансирование является одной из важнейших составляющих экономического обеспече-ния инновационной деятельности. К его источникам относятся государственные ассигнования, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы, венчурный капитал, частные средства, иностранные средства.
В 2006 г. существовало следующее распределение источников финансирования инноваци-онной деятельности промышленных предприятий: собственные средства предприятий — 84,6 %; кредитные средства — 8,5 %; средства государственного бюджета — 1,9 %; средства инвесторов, др. — 5 % [1]. Таким образом, основным источником финансирования инноваци-онной деятельности выступают собственные средства предприятий.
Анализ опыта развитых стран показывает, что важным фактором финансового стимулиро-вания инновационного развития является соответствующая налоговая и амортизационная поли-тика. Например, в США, Японии, Франции, Канаде, Швеции, Бельгии, Италии, Великобрита-нии затраты на осуществление НИОКР вычитаются из дохода, который облагается налогом. В Германии, где ставки налогообложения и процентные ставки высокие, промышленные пред-приятия имеют возможность активно заниматься инновационной деятельностью благодаря возможности перечисления прибыли в многочисленные собственные резервные фонды, осво-божденные от налогообложения [2]. В Японии промышленные компании, которые осуществ-ляют инвестирование инновационного оборудования для исследований и разработок новой техники, имеют право вычислять из налога на прибыль 7 % размера инвестиций, которые обес-печивают создание новых материалов и электронной техники [3].
Способствует инновационной деятельности предприятий также ускоренная амортизация оборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что при-меняется в Германии, США, Японии, Италии, Бельгии. В Великобритании в первый год экс-плуатации списывается полная стоимость инновационного оборудования [3].
До 2003 г. предприятия, которые занимались инновационной деятельностью, имели право на льготное налогообложение и ускоренную амортизацию основных фондов группы 3, а при ввозе в Украину сырья, оборудования, комплектующих и др. товаров для выполнения приори-тетного инновационного проекта освобождались от уплаты ввозной пошлины и налога на до-бавленную стоимость [4]. На данный момент субъекты инновационной деятельности не имеют льготы, стимулирующие их деятельность, которые есть в развитых странах. Осложняет ситуа-цию проблема недостаточного развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий.
Предлагаются пути развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятель-ности отечественных предприятий, в т.ч. малого бизнеса
Финансово-кредитная система должна обеспечивать финансирование всех этапов иннова-ционного процесса: от стартовых вложений к венчурному и кредитному финансированию на завершающих стадиях.
Одним из главных элементов финансово-кредитной системы являются банки и др. кредит-ные учреждения, которые предоставляют долгосрочные займы предприятиям. Достаточно ве-сомые объемы финансовых ресурсов можно привлечь путем получения кредитов банков. Одна-ко на данном этапе в стране получить их для реализации рискового проекта на долгосрочный период сложно, к тому же существует высокий уровень кредитных ставок. Таким образом, бан-ковские учреждения слабо выполняют свои кредитные функции. Поэтому с целью поддержки отечественного производства и развития экономики на государственном уровне целесообразно проводить политику привлечения к финансированию инновационных проектов коммерческих банков.
Важность кредитных ресурсов состоит в том, что кредит — это по большей части создание покупательной способности для передачи ее предпринимателю, но не просто передача ему су-ществующей покупательной способности в виде кредитных платежных средств, подтверждаю-щих факт наличия продуктов. Создание покупательной способности, в принципе, характеризу-ет метод, которым осуществляется хозяйственное развитие в открытой экономике. Кредит от-крывает предпринимателям доступ к народнохозяйственному потоку благ еще до того, как они получат на это обоснованное право; как следствие: в течение некоторого времени видимость права заменяет предпринимателю реальное право. Предоставление кредита в этом значении действует как приказ народному хозяйству приспособиться к целям предпринимателей, пору-чения (ордера) на получение нужных ему благ, как предоставление ему производительных сил. Только так мог бы состояться процесс экономического развития, если бы он выходил за преде-лы простого круговорота. Именно эта функция кредита является краеугольным камнем совре-менной кредитной системы [5].
Законом Украины предусмотрено следующее [4]:
— полное беспроцентное кредитование приоритетных инновационных проектов за счет средств государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов;
— частичное (до 50 %) беспроцентное кредитование инновационных проектов за счет средств государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта остальных необходимых средств исполнителя проекта и (или) др. субъектов инновационной деятельности;
— полная или частичная компенсация процентов (за счет тех же бюджетов), уплаченных субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и др. финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов;
— предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, которые осуществ-ляют кредитование приоритетных инновационных проектов;
— имущественное страхование реализации инновационных проектов страховщикамив.
Финансовая поддержка предоставляется в пределах средств, предусмотренных соответст-вующими бюджетами. Но она недостаточна. Содействует развитию инновационной деятельно-сти грантовое финансирование и тендеры (государственные торги). В первом случае отбирают-ся лучшие проекты. Во втором — выбираются на конкурсной основе исполнители для осуще-ствления конкретных приоритетных для страны проектов научно-технического развития.
Инвестированием инновационных проектов занимаются инновационные, инвестиционные, венчурные фонды. Инвестиционные фонды широко распространены в США, где их называют "альтернативной американской банковской системой" [6].
Их недостаток в том, что все управление концентрируется в руках небольшой группы ме-неджеров, которые могут единолично распоряжаться большими средствами миллионов вклад-чиков.
Существуют некоммерческие инвестиционные фонды. Они могут быть как государствен-ными (Национальный научный фонд США, Инвестиционный фонд Министерства энергетики США, Японская корпорация по исследованиям и разработкам), так и филантропическими цен-трами, созданными общественными организациями и частными фирмами.
В Украине работают представительства международных фондов, которые на конкурсной основе дают возможность получить финансирование инновационных проектов.
Мировой опыт свидетельствует, что особенную роль в развитии рынка инноваций играют венчурные фонды, которые финансируют рисковые инновационные проекты и принимают уча-стие в управлении их реализацией. Динамика мирового рынка венчурного капитала показывает ежегодный средний pocт инвестиций 35 %, около 2/3 из них — вложение в отрасли высоких технологий [7]. Венчурный капитал, например, повлиял на развитие следующих отраслей про-мышленности: информационные технологии, биотехнологии, полупроводниковая электроника. В Украине венчурное финансирование находится на начальной стадии развития.
Венчурные фонды аккумулируют капитал инвестиционных фондов, компаний, банков, пенсионных и др. фондов, страховых компаний, личные сбережения инвесторов, иногда госу-дарственные средства. Венчурные инвесторы принимают паевое участие в капитале инноваци-онной компании, предоставляют средства на долгосрочный период на безвозвратной и беспро-центной основе, не требуя гарантий или залога. Средства или следуют в акционерный капитал, или предоставляются в виде инвестиционного кредита, причем чаще всего используется ком-бинированное венчурное инвестирование, которое совмещает оба вида.
Для стимулирования инновационной деятельности в Украине целесообразно:
— увеличивать объемы государственного финансирования научной и научно-технической сферы;
— увеличивать объемы государственных заказов научным организациям на конкурсной основе;
— увеличивать финансирование расходов, связанных с международным сотрудничеством инновационных организаций;
— распространять систему льготного кредитования инновационных проектов;
— развивать систему страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере;
— распространить возмещение части кредитных процентных ставок за счет бюджетов всех уровней;
— разработать систему стимулирования долгосрочного кредитования инновационных проектов коммерческими банками;
— создавать благоприятный климат для развития отечественных венчурных фондов;
— разработать систему фииансово-кредитной поддержки малых инновационных предпри-ятий;
— создать специальный государственный инновационный банк, основной функцией кото-рого будет долгосрочное кредитование приоритетных инновационных проектов под низкую процентную ставку.
Для стимулирования банковско-кредитных учреждений целесообразно освобождать от на-логообложения части прибыли банков, полученной ими в результате представления долгосроч-ных кредитов для реализации инновационных проектов. Также можно позволить коммерческим банкам не осуществлять отчисления в резерв Национального банка Украины на сумму привле-ченных ресурсов в объеме кредитов, которые были предоставлены банками под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок.
Коммерческие банки, считая лучшим не рисковать, особенно в нестабильной экономиче-ской среде, стремятся выдавать кредиты большим и средним предприятиям. которые могут предоставить ликвидный залог, под нерисковые проекты. Но мировой опыт показывает важную роль малого бизнеса для экономического роста стран. Фирмы, которые специализируются на создании новой продукции, с численностью занятых до 300 человек, дают в 2,4 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, чем большие корпорации с численностью занятых свыше 10 тыс. человек и в 2,5 раза — на одного занятого [6].
Для развития малого инновационного предприятия целесообразно внедрить следующую финансово-кредитную поддержку:
— разработать систему налоговых льгот коммерческим банкам, которые предоставляют среднесрочные и долгосрочные кредиты субъектам малого инновационного предприниматель-ства;
— обеспечить низкопроцентное кредитование малого инновационного бизнеса, для чего обеспечить субсидии из местных бюджетов на частичную компенсацию коммерческим банкам потерь от такого кредитования;
— разработать механизмы гарантийного возвращения кредита для малых инновационных предприятий, для чего может быть создан специальный фонд;
— создать сеть региональных агентств, которые будут вести реестр кредитных историй за-емщиков — малых предприятий и предпринимателей с целью снижения рисков при кредитова-нии и уменьшения расходов при рассмотрении проектов.
Таким образом, в осуществлении инновационной деятельности предприятий в Украине очень важную роль играет финансирование, оно является одной из основных составляющих экономического обеспечения инноваций. Также довольно важным фактором финансового сти-мулирования инновационного развития является соответствующая налоговая и амортизацион-ная политика. Для эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разра-боток важную роль играет ускоренная амортизация оборудования.
Главными центрами финансово-кредитной системы являются банки и другие кредитные учреждения, которые и предоставляют долгосрочные займы предприятиям. Именно путем по-лучения кредита можно получить большие объемы денежных средств. Поэтому с целью под-держки отечественного производства и развития отечественной экономики на государственном уровне целесообразно проводить политику привлечения коммерческих банков к финансирова-нию инновационных проектов. Особую роль в развитии рынка инноваций играют венчурные фонды, которые финансируют рисковые инновационные проекты и принимают участие в управлении их реализацией.
Для стимулирования инновационной деятельности необходимо предпринимать ряд мер, включающих в себя увеличение объемов государственного финансирования научной и научно-технической сферы, распространение системы льготного кредитования инновационных проек-тов, развитие системы страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере.
Для развития малого инновационного предприятия необходимо разработать систему нало-говых льгот коммерческим банкам, обеспечить низкопроцентное кредитование малого иннова-ционного бизнеса, разработать механизмы гарантийного возвращения кредита для малых инно-вационных предприятий.

 

Литература:
1. Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий (данные Государственного комитета статистики Украины за 2006 г.) [Электронный ресурс] // Сайт Госу-дарственного комитета статистики Украины. — http://www.ukrstat.gov.ua. — 11.08.08.
2. Захарин, С.В. Активизация инновационной деятельности промышленных предприятий / С.В. За-харин // Финансы Украины. — 2003. — № 1. — С. 13 — 20.
3. Ткачева, Н.Н. Государственная поддержка инновационного процесса, как фактор повышения конкурентоспособности продукции / Н.Н. Ткачева, Т.А. Гончарова // Экономические инновации. — 2003. — Вып. 15. — С. 51 — 60.
4. Про інноваційну діяльність: Закон України № 40-IV від 04.07.2002 // Інтелектуальна власність. — 2002. — № 10. — С. 63 — 70.
5. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1992. — 231 с.
6. Горфинкель, В. Инновационные коммуникации и формы их организации / В. Горфинкель, В. Швандар // Экономист. — 2002. — № 10. — С. 17 — 24.
7. Антонюк, Л. Л. Инновации: теория, механизм разработки и коммерциализации: Моногр. / Л.Л. Антонюк, А.М. Поручник, В.С. Савчук. — К.: КНЕУ, 2003. — 394 с.