RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Николайко Ольга

Николайко Ольга Владимировна

Факультет экономики

Специальность: Управление инновационной деятельностью

Тема выпускной работы:

Рекомендации по усовершенствованию комплекса маркетинга на инновационном предприятии

Научный руководитель: Мешков Андрей Витальевич


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы


Введение

Развитие рыночных отношений в Украине не только предопределяет необходимость обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, что предусматривает интенсивное развитие производства, но и требует усовершенствования методик организации производственно-хозяйственной деятельности, в том числе системы рыночных инструментов предприятия, основным из которых является маркетинговая деятельность.

Актуальность

В современных условиях ведения хозяйства развитие рыночных отношений предоставляет предприятиям новые возможности внедрения инновационной деятельности с акцентом на максимальное удовлетворение потребительских предпочтений. Однако характерной чертой отечественной экономики является разорванность инновационного цикла, когда наблюдается организационная несогласованность между маркетинговыми исследованиями и непосредственной коммерциализацией инноваций, что значительно препятствует формированию инновационных моделей управления предприятиями, ведет к необходимости оперативных коррекций их деятельности или формирования специфических механизмов управления, которые позволяют прогнозировать будущие инновационные изменения[1]. Изучением и развитием теории маркетинга инноваций занимались и продолжают заниматься многих теоретиков и практиков во всем мире. Отдельные аспекты маркетинга инноваций исследованы в работах зарубежных и отечественных научных работников: Р. Купера, Г. Шмалена, П. Меткалфа, П. Савиотти, Г. Шеррингтона, А. Г. Алимова, Н. П. Гончаровой, В. Я. Кардана, П. Г. Перерывы, А. В. Титова, Н. И. Чухрай и др. Ими разработанный ряд теоретико - методологических подходов и методических инструментов маркетинга инноваций, которые направлены на решение проблем анализа рынка для новых товаров, формирования и стимулирования спроса, продвижения инноваций на рынок и тому подобное. Теоретические проблемы взаимозависимости развития рыночной экономики и инноваций исследовались такими учеными, как А.И.Анчишкин, Л.Л.Антонюк, С.Боррас, И.М.Будникевич, С.В.Валдайцев, С.Ю.Глазьев, Г.А.Краюхин, Б.Лундвалл, Б.Санто, Б.Твисс, Н.А.Фролова, И.М.Школа, Й.Шумпетер, М.Хучек[2]. Анализ исследований отмеченных авторов позволяет утверждать, что на современный момент еще не достаточно глубоко разработанная теоретическая и методическая база системы управления маркетингом инновационной деятельности предприятий в условиях динамического изменения внешнего окружения, что связано с определенным субъективизмом определения понятия нововведения, содержания инновационной деятельности как объекта предпринимательства, формирования организационно-экономических механизмов управления маркетингом инноваций на предприятиях, а также постановки и решения научных и прикладных заданий формирования их инновационно-маркетинговой политики[3]. Как свидетельствуют результаты обобщения проведенных исследований, в Украине происходят процессы активного поиска новых форм и инструментов маркетинга в сфере инновационной деятельности. Это связано с тем, что большинство моделей и инструментов, которые разработаны западными специалистами и были заимствованы в отечественную экономику, невозможно использовать без усовершенствования в условиях существующей в настоящее время рыночной среды Украины. Они были рассчитаны на развитой рынок и основаны на товарной парадигме массового производства, которая является непригодной при формировании стратегии развития гибкой системы «инновационного конвейера», который стал доминирующим направлением развития в сфере современного инновационного производства[4].

Цель и задачи исследования

Целью магистерской работы является разработка методов и моделей и методических рекомендаций из усовершенствования комплекса маркетинга на инновационном предприятии. Для достижения поставленной цели было определено и решено такие основные задачи: - рассмотрены особенности управления инновационным предприятием в рыночных условиях ведения хозяйства и обґрунтовано необходимость применения принципов маркетинга; - выявлено и проанализировано причины недостаточной эффективности маркетинговой деятельности на инновационных предприятиях в современных условиях; - раскрыта сущность и выложена концептуальная интерпретация базовых понятий "инновационный потенциал", "инновационный маркетинг", "маркетинг инноваций", "маркетинговые инновации"; - разработана комплексная модель маркетингового обеспечения инновационного процесса (МОИП) и направлений ее применения в практической деятельности предприятий; - сформулирована концепция маркетинга инновационного проекта конкретного предприятия для выхода на национальный рынок[5].

Объект исследования

Объектом исследования является процесс усовершенствования маркетинговой деятельности инновационных предприятий в современных условиях ведения хозяйства.

Предмет исследования

Предметом исследования является комплекс теоретических, методических и практических вопросов маркетингового обеспечения инновационных процессов на отечественных предприятиях[6].

Методы исследования

Для проведения магистерского исследования были использованы такие методы: - сравнительный экономический анализ (для оценки уровня инновационного потенциала предприятий); - факторный анализ (для анализа факторов успеха и неуспеха инноваций исследуемых предприятий); - метод экспертных оценок (для оценки пригодности инновации); - выборочный метод (для расчета выборки маркетинговых исследований); - системный анализ[7]. Эмпирической и фактологичной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов из проблем инновационной деятельности, маркетинга, нормативные и законодательные акты органов государственного управления, материалы Министерства статистики Украины, данные о деятельности промышленных предприятий, отечественных и зарубежных периодических изданиях, результатах маркетинговых исследований и социологических опросов[8].

Практическое значение полученных результатов

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что их использование в процессе реализации стратегического маркетинга будет способствовать повышению эффективности использования потенциала маркетинговой и инновационной деятельности в современных условиях. Практическая ценность работы определяется предоставлением конкретных рекомендаций относительно использования инструментов и методик стратегического маркетинга, в частности инновационной деятельности, в процессе развития отечественных промышленных предприятий. Разработаны методы маркетингового анализа инновационной деятельности для обоснованности управленческих решений по освоении производства конкурентоспособной продукции[9]. Результатом направленности предприятия на удовольствие достаточно изменчивых запросов потребителей есть выведение на рынок новых товаров или освоения новых рынков. Маркетинговая деятельность на рынке нововведений базируется на использовании новых идей из улучшения товаров, услуг, технологий с целью максимального удовлетворения потребностей и запросов клиентов и получения преимущества над конкурентами. Управление маркетингом в сфере инновационной деятельности может осуществляться с учетом пяти разных подходов: • концепции развития производства; • концепции развития инновационной продукции; • концепции целевого маркетинга на рынках; • концепции интенсификации влияния на сбыт; -концепція социального маркетинга[10]. Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность последовательно взаимосвязанных операционных процессов управления с существующими стойкими обратными связями и соответствующим влиянием каждого процесса на другие процессы или на их совокупность. Управление инновационной деятельностью на основах маркетинга должно быть направлено на решение заданий из формирования эффективного влияния на развитие соответствующего инновационного потенциала предприятия, структуры потребностей на определенных рынках инновационной продукции и на организацию инновационной деятельности из разработки и производства инновационной продукции для удовлетворения потребностей потребителей в определенных временных и пространственных границах с целью достижения предприятием цели инновационной деятельности. Маркетинговое стратегическое управление инновационной деятельностью должно основываться на концепции, которая соединяет подходы в инновационной деятельности и маркетинговом управлении, основы стратегического планирования и управления, что отображено в способ на рисунке 1.

Модель засад

Рисунок 1 -Модель основ маркетингового стратегического управления инновационной деятельностью (Анимация: 17 кадров, 20 Кб, разрешение 600х234, задержка 0,2 сек.)

Маркетинг инноваций на предприятиях стоит понимать как комплексное использование принципов и методов маркетинга с целью создания на предприятиях необходимых условий для поиска производительных изменений, их осуществления, распространения и коммерциализации. То есть, маркетинг инноваций необходимо рассматривать как интегрированный инструмент, что направлен на реализацию потенциала и достижения эффективности инноваций, ориентированных на внешние и внутренние потребности, которые создают высокую степень доступности инноваций для потребителей[11].

Выводы

Таким образом, обеспечение эффективного стратегического управления маркетингом на предприятии позволит получить высокие результаты и достичь устойчивого инновационного развития на предприятии.

Литература

  1. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: навчальний посібник. Видання 3-е, вип. та доп./ за ред. В.О. Василенка. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 440 с.
  2. Євдокимов Ф.І., Гавва В.М., Тарасьєва Л.В., Ярим-Агаєв О.М., Надтонка Т.Б. Маркетинг і комп’ютер: Навч. посібник/ За ред. Ф.І.Євдокимова, Л.В.Тарасьєвої. – Вид. 2-е, перероб. та доп. – Донецьк: ДонНТУ, 2006. – 540 с.
  3. Степанов М.В. Модель стратегії маркетингу інноваційного проекту // Вісник Національного університету водного господарства та природокористування: Зб. наук. праць. - Випуск 2 (38). Економіка. – Рівне, 2007. – с.271-278.
  4. Павленко І.А. Економіка та організація інноваційної діяльності: Навч. посіб. – Вид. 2-ге, без змін. – К.: КНЕУ, 2006. – 204 с.
  5. Сідун В.А., Пономарьова Ю.В. Економіка підприємства: Навч. пос. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – 436 с.
  6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Ученик.-М.: АО «Бизнес-школа « Интел-Синтез»,2000. - 640с.
  7. Филипп Котлер, Гарри Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944 с.
  8. Хмиль Т.М., Василик С.К., Шишкарева Л.О. Стратегический менеджмент: Учебн. Пособие. – Х.: ИД «ИНЖЕК», 2004. – 136 с.
  9. Цигилик І.І., Кропельницька С.О., Мозіль О.І., Ткачук І.Г. Економіка й організація інноваційної діяльності: Навчальний посібник. – Київ: «Центр навчальної літератури», 2004. – 128 с.
  10. Баранчеев В.П., Инновационный менеджмент./Учебное пособие - М.: Институт международного права и экономики (ИМПЭ),1997.-98с.
  11. http://www.niss.gov.ua/Table/23_240508/rekom.htm

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел