Источник: http://etc.uaprom.net/a5626-kontseptsiya-upravleniya-stoimostyu.html
В данной статье совмещаются два таких актуальных направления в современном бизнесе — проблематика оценки бизнеса и менеджмент на основе концепции управления стоимостью предприятия.
Сегодня управление стоимостью предприятия является одной из наиболее популярных концепций менеджмента. По тому, строится или нет менеджмент на предприятии на данной концепции, сейчас в мире судят о степени соответствия менеджмента мировым стандартам.
В наиболее сжатой форме концепция управления стоимостью предприятия сводится к следующему: с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, т. к. такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой денежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала. Концепция управления стоимостью предприятия предполагает, что менеджеры фирмы нацеливаются на действия и управленческие решения, которые не столько увеличивают текущие либо надежно планируемые на ближайшие периоды прибыли фирмы, сколько создают основу для получения гораздо больших и даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, однако, способно резко повысить текущую или будущую рыночную стоимость компании. В реальной управленческой практике на рыночную стоимость компании и долей в ней могут повлиять конкретные инвестиционные проекты связанные, как правило, с созданием и освоением продуктовых и процессных инноваций. Такие инвестиционные проекты по разработке и внедрению новых видов продукции (товаров, услуг), а также новых технологических процессов и оборудования обычно называются инновационными проектами. Именно они способны принести компании дополнительные прибыли и денежные потоки. Но они же, будучи достаточно дорогостоящими, из-за маркетинговых и научно-технических ошибок способны принести компании огромные убытки, причем тем большие, чем более радикально новые продукты или процессы создаются и осваиваются. Если бы участники фондового рынка с самого начала реализации таких проектов знали о них и том, с каким успехом они осуществляются в компании, и если компания является открытой (с размещенными и торгуемыми на рынке акциями), то фондовый рынок сам реагировал бы изменением рыночной стоимости акций компании на факт проведения и степень эффективности этих проектов. Управленческие решения можно было бы постоянно корректировать в зависимости от поведения фондового рынка. Фондовый рынок при этом использовался бы как коллективный эксперт коммерческой перспективности того или иного инновационного либо реорганизационного проекта. Однако так построить деятельность менеджмента компании, к сожалению, невозможно по двум причинам. Во-первых, даже если компания уже является открытой, она не может позволить себе раньше времени публиковать сведения о своих инновационных и реорганизационных проектах, т. к. это может служить сигналом для контрдействий конкурентов. Во-вторых, компания вообще может быть формально или фактически закрытой. Поэтому в целях решения задач менеджмента необходимо прибегать к оценке того, как реализуемые проекты (каждый по отдельности) влияют на текущую оценочную (обоснованную рыночную) и, применительно к разным будущим моментам времени, прогнозируемую действительную рыночную стоимость компании. Именно эти оценки и должны будут определять управленческие решения по развитию либо остановке соответствующих инновационных и реорганизационных проектов. Для этого менеджерам необходимо прибегать к услугам оценщиков бизнеса. Компания «Соломон-групп» имеет уникальный опыт проведения таких оценок. Работая в составе крупного холдинга «Гарант консалтинг групп» Международная юридическая компания «Соломон-групп» имеет возможность отрабатывать технологию проведения полномасштабных оценок предприятия (бизнеса), а также проведение мониторинга влияния проектов на изменение текущей и будущей рыночной стоимости компании на собственных предприятиях и только потом предлагать их как готовый отточенный продукт своим клиентам. Современное развитие методов оценки бизнеса как раз и идет в направлении удовлетворения требований современного менеджмента. Определять стоимость можно различными путями. Выбор в большей степени зависит от взглядов оценщика и менеджера на суть происходящего в экономике. На сегодняшний день хорошо разработанными являются методы оценки, основанные на концепции денежных потоков и имущественные методы. В зависимости от рискованности бизнеса, в случае использования в оценке концепции денежных потоков, инвестор будет требовать либо большую, либо меньшую отдачу от своих вложений. Риски, связанные с бизнесом, чаще всего учитываются в ставке дисконтирования.
Итак, резюмируем все вышеизложенное.
Концепция управления стоимостью предприятия (Shareholder Value Concept, Value-Based Management) ориентирует менеджмент на рост рыночной стоимости компании или рост стоимости имущественного комплекса, создаваемого либо развиваемого в инновационных проектах. Особым случаем применения концепции управления стоимостью предприятия является учреждение для реализации инновационных проектов молодых специализированных компаний с привлечением венчурных инвесторов.
Роль оценки бизнеса в практическом управлении стоимостью предприятия заключается:
1) в обеспечении постоянного мониторинга за тем, как те или иные решения по управлению инновационными проектами влияют на оценочную текущую и прогнозируемую будущую рыночную стоимость компании-инноватора и/или ее имущественного комплекса;
2) в регулярной более точной комплексной оценке конкретных цифр указанных видов стоимости. Анализируя результаты этих оценки, менеджеры перестраивают управление компанией и ее проектами.