Главная  >  Библиотека 
    
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНЫХ ПРОФЕССИЙ
НИКОЛАЕВ Е.Б. (ДонНТУ)
Источник: Готовится к публикации 2009 г. Конференция ФГТУ 15-16 апреля 2009 г.
              Рассматривается необходимость формирования психологической компетентности у
специалистов горных профессий для повышения их профессионализма и 
стрессоустойчивости, снижению влияния личностных факторов на создание 
травмоопасных ситуаций в шахтах. 
              В настоящее время существует ряд профессий, которые можно отнести к разряду
особо сложных. Это связано с рядом факторов производственной среды, негативно 
воздействующих на результат труда. По рекомендациям [1] такие факторы 
распределены по четырем группам. К первой отнесены санитарно-гигенические 
элементы, присутствие которых может быть обнаружено по данным о микроклимате, 
чистоте воздушной среды, наличии биологических и химических элементов и т.п. 
Вторую группу составляют психологические и эстетические элементы, обусловленные 
содержанием трудовой деятельности, различными нагрузками на двигательный 
аппарат, психику человека. В третью группу включены эстетические элементы, 
воздействие которых формирует у человека отношение к условиям труда с 
точки зрения художественного восприятия окружающей среды. Четвертую группу 
представляют социально-психологические элементы, характеризующие взаимоотношения 
работников первичного производственного коллектива, его психологический климат. 
              Горные профессии относятся к наиболее сложным профессиям современности из-за
ежедневного отрыва от адаптивной среды, резкой смены тепловых условий при 
глубоких погружениях в отдаленные забои шахт, монотонности и однообразия труда, 
постоянного ожидания аварийных ситуаций, половой депривации и т.д. 
Профессиональная деятельность горняков зачастую связана с различными внештатными 
ситуациями (горно-геологическими, техническими, аварийными и т.д.), что 
предъявляет повышенные требования к их профессиональным и психологическим 
качествам.
              На современном этапе развития горного дела происходит постоянный
рост значения социально-психологического фактора управления горным 
производством. Деятельность горных работников на всех уровнях управления 
осуществляется, как правило, в сложных или в экстремальных, в психологическом 
отношении условиях. Современная горная техника, появляющиеся новые системы 
управления создают дополнительные психологические трудности для работающих в 
шахте. Труд горнорабочих связан с нервно-эмоциональным напряжением, нерегулярной 
монотонностью и сменностью. При оценке состояния нервной системы у 
представителей данной профессии важную роль играют монотонность, однообразие и 
обусловленные ими утомление и тяжелая форма утомления, характеризующаяся 
специфическими проявлениями в поведении человека – переутомление 
[2].
              Статистика травматизма на угольных шахтах свидетельствует, что в системе
«человек - техника - подземная среда»: человек – наиболее уязвимое звено. Как
известно, до 70% всех организационных причин травматизма связано с проявлением
личностных свойств и состоянием исполнителей. Наиболее опасными в аспекте 
безопасности труда являются последствия неправильных решений, принимаемых 
молодыми специалистами или временно исполняющими обязанности по должности. Их 
доля в общем количестве неадекватных действий достигает 65% и более в 
зависимости от сферы производства. При этом следует отметить молодых 
специалистов со стажем работы по профессии до одного года. Имея малый стаж 
работы и недостаточный опыт в принятии правильных решений, они недостаточно 
четко представляют себе возможное развитие травмоопасных ситуаций в связи с 
принимаемыми ими решениями становятся виновными в 40 % всех неадекватных 
действий, приводящим к несчастным случаям [1].
              Деструктивное влияние факторов
данной профессии приводит к дисгармонии психического равновесия. Образовательная 
программа для будущих специалистов горных профессий предполагает суровый 
профессиональный отбор: для получения диплома горного инженера в Горном 
институте ДонНТУ необходимо пройти три летние производственные практики на 
шахте в качестве рабочего горной профессии. Для многих студентов это является 
сильным испытанием. В результате выпускники, успешно справившиеся со всеми 
трудностями, являются профессионально подготовленные к шахтной жизни. Но следует 
отметить, что в образовательный процесс подготовки данных специалистов не входит 
обучение основам психологии самоуправления, механизмам преодоления стрессовых 
ситуаций, психотехникам обретения душевного равновесия и т.д. К примеру, в таком 
уважаемом техническом вузе, занимающемся подготовкой горных специалистов, как 
ДонНТУ, пятилетняя образовательная программа включает курс лекций по общей 
психологии объемом в 16-18 часов, лишь на уровне зачета.
              В связи с
этим обнаруживается принципиальное противоречие между имеющейся системой 
профессиональной подготовки специалистов горных профессий (ориентированной 
преимущественно на формирование специальных знаний, алгоритмов решений, 
отработанных технологий) и необходимостью разработки образовательных методов, 
обеспечивающих умение управлять своим поведением, понимать свои внутренние 
состояния, готовность горняков к принятию управленческих решений в ситуациях 
повышенной неопределенности и ответственности, т.е. всех основных элементов 
психологической компетентности в отношении собственной психологической 
защищенности.
              Высокий уровень самосознания и саморегуляции в структуре
психологической компетентности специалистов опасных профессий способствует 
развитию механизмов стрессозащиты, выработке индивидуальной психотерапевтической 
помощи в ситуациях повышенного риска. Психологическая компетентность выступает 
одним из главных условий формирования психологической устойчивости, 
проявляющейся в высокой мобилизованности, готовности и способности к 
максимальным волевым напряжениям, умении активно подавлять отрицательные эмоции, 
сохранять самообладание и выдержку в любой обстановке [3].
              Успешность
деятельности специалистов определяется уровнем профессионализма, уровнем 
развития психологической компетентности, позволяющей эффективно управлять 
стратегией собственного профессионального поведения, моделировать саморегуляцию, 
саморазвитие и вырабатывать психологическую устойчивость личности. 
Несформированность психологической компетентности может повлиять на 
возникновение профессиональных и психических деструкций, которые выступают 
тенденциями к снижению профессиональной успешности и продуктивности, приводят к 
профессиональной усталости, снижению интереса к выполняемой деятельности, 
развитию депрофессионализации. Психологическая защищенность личности в особых 
условиях деятельности, вызывающих перегрузки психики, зависят от уровня развития 
психологической компетентности.
              Таким образом, развитие психологической
компетентности позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым 
повышать стрессоустойчивость и работоспособность горняков.
              Именно поэтому
считается целесообразным в процессе психологического образования студентов 
горных специальностей в первую очередь акцентировать внимание на обеспечении и 
содействии целенаправленному раскрытию и развитию способностей человека, 
повышении его профессионализма, работоспособности, сохранении и приумножении 
психического здоровья путем развития навыков здорового образа жизни, что 
обуславливает необходимость преодоления барьеров старой парадигмы способа 
мышления и восприятия жизни, мира и самих себя. При этом сохранение психического 
здоровья выступает как непрерывный профилактический процесс, который 
предусматривает своевременное предупреждение психоэмоционального перенапряжения. 
Для этого каждый будущий работник горного производства должен научиться владеть 
собой в критических ситуациях, уметь распознавать эмоциональное состояние и 
побуждающие мотивы, как собственного поведения, так и поведения других людей, а 
также своевременно освобождаться от негативных эмоциональных переживаний, не 
позволяя им разрушительно воздействовать на организм.
              В связи с этим,
крайне необходимым для эффективного ведения профилактических мероприятий по 
охране труда, предупреждения аварий и травматизма является поиск новых путей 
психопрофилактики и обеспечения личной безопасности будущих и настоящих 
работников шахт при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. 
Перспективным направлением повышения эффективности данных мероприятий
является внедрение в практику подготовки к безопасному труду по профессии, как 
во время обучения специальности, так и при организации семинаров и курсов 
повышения квалификации на производстве – прединцидентного менеджмента:
системы формирования навыков стрессоустойчивости, физической и психической 
неуязвимости работников к действиям в опасных ситуациях, предупреждения и 
устранения причин травм и аварий, центральное место в которой занимают 
психологические технологии. Одной из таких технологий является проведение с 
персоналом рискоопасных профессий, к которым непосредственно и относятся 
работники шахт, специальных социально-психологических тренингов прединцидентной 
и профилактической направленности [2].
              В Украине, в научно-исследовательском
центре психотренинговых технологий Донецкого юридического института был 
разработан и теперь внедряется в практику психологического сопровождения 
оперативно-служебной деятельности работников органов внутренних дел Украины 
тренинг - «Коммуникация-Стресс-Безопасность» («Тренинг К-С-Б»), который 
представляет собой практическую методику прединцидентного менеджмента в 
деятельности ОВД.  «Тренинг К-С-Б» является принципиально новой формой 
подготовки и переподготовки специалистов, открывающей эффективные способы и 
возможности повышения результативности деятельности работников ОВД, 
предупреждения служебного травматизма в милиции, а также отражает общую 
тенденцию гуманизации отношений в сфере правоохранительной деятельности 
[4,5].
              В настоящее время, на кафедре охраны труда и аэрологии Горного
института Донецкого национального технического университета с целью разработки и 
внедрения тренинговых программ в учебный процесс ведется работа по апробированию 
«Тренинга К-С-Б» к особенностям профессий горного производства 
[6].
              Результаты первичного анализа свидетельствуют, что введение в
образовательную программу подготовки специалистов горных профессий 
психотренингов прединцидентной и профилактической направленности позволит не 
только подготовить будущих горных инженеров к выработке собственных механизмов 
стрессозащиты, психической устойчивости, т.е., сформировать у них 
психологическую компетентность, повысить эффективность их действий и личную 
безопасность. Это обеспечит психологическую безопасность личности, возможность 
ее дальнейшей самореализации в горной деятельности и, что немаловажно, обеспечит 
безопасность шахты и снижение процента аварийности по человеческому фактору.
Библиографический список
- Зайцев С.Л., Рыбалко В.И., Саенко Г.В. Социальные
аспекты охраны труда на производстве. – М.: Недра, 1991. – с. 54 - 55, 120
-123.
- «Проблемы экстремальной и кризисной психологии», выпуск 2. –
Харьков, 2007. – с.92,94,97.
- Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб.:
Питер, 2003. – 256с.
- Лефтеров В.О. Психологічні тренінгові технології в
органах внутрішніх справ: Монографія: у 2-х т. – Т. 1: Методологія психотренінгу
та його використання у професійно-психологічному розвитку персоналу, задіяного в
екстремальних видах діяльності. – Донецьк: ДЮІ, 2007. – 242 с.
- Лефтеров В.А.
Типовая программа тренинга «Коммуникация-Стресс-Безопасность»
(методико-технологический алгоритм). – Донецк.: Типография ДИВД, 2004. – 40 с.
- Ніколаєв Є.Б. Использование психотренинговых технологий в
профилактике производственного травматизма. Матеріали III міжнародної
науково-технічної конференції «Промислова безпека та охорона праці - 2008.
Проблеми. Перспективи». – Київ: 2009., с.63-65.