Главная > Библиотека


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНЫХ ПРОФЕССИЙ

НИКОЛАЕВ Е.Б. (ДонНТУ)


Источник: Готовится к публикации 2009 г. Конференция ФГТУ 15-16 апреля 2009 г.


              Рассматривается необходимость формирования психологической компетентности у специалистов горных профессий для повышения их профессионализма и стрессоустойчивости, снижению влияния личностных факторов на создание травмоопасных ситуаций в шахтах.
              В настоящее время существует ряд профессий, которые можно отнести к разряду особо сложных. Это связано с рядом факторов производственной среды, негативно воздействующих на результат труда. По рекомендациям [1] такие факторы распределены по четырем группам. К первой отнесены санитарно-гигенические элементы, присутствие которых может быть обнаружено по данным о микроклимате, чистоте воздушной среды, наличии биологических и химических элементов и т.п. Вторую группу составляют психологические и эстетические элементы, обусловленные содержанием трудовой деятельности, различными нагрузками на двигательный аппарат, психику человека. В третью группу включены эстетические элементы, воздействие которых формирует у человека отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды. Четвертую группу представляют социально-психологические элементы, характеризующие взаимоотношения работников первичного производственного коллектива, его психологический климат.
              Горные профессии относятся к наиболее сложным профессиям современности из-за ежедневного отрыва от адаптивной среды, резкой смены тепловых условий при глубоких погружениях в отдаленные забои шахт, монотонности и однообразия труда, постоянного ожидания аварийных ситуаций, половой депривации и т.д. Профессиональная деятельность горняков зачастую связана с различными внештатными ситуациями (горно-геологическими, техническими, аварийными и т.д.), что предъявляет повышенные требования к их профессиональным и психологическим качествам.
              На современном этапе развития горного дела происходит постоянный рост значения социально-психологического фактора управления горным производством. Деятельность горных работников на всех уровнях управления осуществляется, как правило, в сложных или в экстремальных, в психологическом отношении условиях. Современная горная техника, появляющиеся новые системы управления создают дополнительные психологические трудности для работающих в шахте. Труд горнорабочих связан с нервно-эмоциональным напряжением, нерегулярной монотонностью и сменностью. При оценке состояния нервной системы у представителей данной профессии важную роль играют монотонность, однообразие и обусловленные ими утомление и тяжелая форма утомления, характеризующаяся специфическими проявлениями в поведении человека – переутомление [2].
              Статистика травматизма на угольных шахтах свидетельствует, что в системе «человек - техника - подземная среда»: человек – наиболее уязвимое звено. Как известно, до 70% всех организационных причин травматизма связано с проявлением личностных свойств и состоянием исполнителей. Наиболее опасными в аспекте безопасности труда являются последствия неправильных решений, принимаемых молодыми специалистами или временно исполняющими обязанности по должности. Их доля в общем количестве неадекватных действий достигает 65% и более в зависимости от сферы производства. При этом следует отметить молодых специалистов со стажем работы по профессии до одного года. Имея малый стаж работы и недостаточный опыт в принятии правильных решений, они недостаточно четко представляют себе возможное развитие травмоопасных ситуаций в связи с принимаемыми ими решениями становятся виновными в 40 % всех неадекватных действий, приводящим к несчастным случаям [1].
              Деструктивное влияние факторов данной профессии приводит к дисгармонии психического равновесия. Образовательная программа для будущих специалистов горных профессий предполагает суровый профессиональный отбор: для получения диплома горного инженера в Горном институте ДонНТУ необходимо пройти три летние производственные практики на шахте в качестве рабочего горной профессии. Для многих студентов это является сильным испытанием. В результате выпускники, успешно справившиеся со всеми трудностями, являются профессионально подготовленные к шахтной жизни. Но следует отметить, что в образовательный процесс подготовки данных специалистов не входит обучение основам психологии самоуправления, механизмам преодоления стрессовых ситуаций, психотехникам обретения душевного равновесия и т.д. К примеру, в таком уважаемом техническом вузе, занимающемся подготовкой горных специалистов, как ДонНТУ, пятилетняя образовательная программа включает курс лекций по общей психологии объемом в 16-18 часов, лишь на уровне зачета.
              В связи с этим обнаруживается принципиальное противоречие между имеющейся системой профессиональной подготовки специалистов горных профессий (ориентированной преимущественно на формирование специальных знаний, алгоритмов решений, отработанных технологий) и необходимостью разработки образовательных методов, обеспечивающих умение управлять своим поведением, понимать свои внутренние состояния, готовность горняков к принятию управленческих решений в ситуациях повышенной неопределенности и ответственности, т.е. всех основных элементов психологической компетентности в отношении собственной психологической защищенности.
              Высокий уровень самосознания и саморегуляции в структуре психологической компетентности специалистов опасных профессий способствует развитию механизмов стрессозащиты, выработке индивидуальной психотерапевтической помощи в ситуациях повышенного риска. Психологическая компетентность выступает одним из главных условий формирования психологической устойчивости, проявляющейся в высокой мобилизованности, готовности и способности к максимальным волевым напряжениям, умении активно подавлять отрицательные эмоции, сохранять самообладание и выдержку в любой обстановке [3].
              Успешность деятельности специалистов определяется уровнем профессионализма, уровнем развития психологической компетентности, позволяющей эффективно управлять стратегией собственного профессионального поведения, моделировать саморегуляцию, саморазвитие и вырабатывать психологическую устойчивость личности. Несформированность психологической компетентности может повлиять на возникновение профессиональных и психических деструкций, которые выступают тенденциями к снижению профессиональной успешности и продуктивности, приводят к профессиональной усталости, снижению интереса к выполняемой деятельности, развитию депрофессионализации. Психологическая защищенность личности в особых условиях деятельности, вызывающих перегрузки психики, зависят от уровня развития психологической компетентности.
              Таким образом, развитие психологической компетентности позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность горняков.
              Именно поэтому считается целесообразным в процессе психологического образования студентов горных специальностей в первую очередь акцентировать внимание на обеспечении и содействии целенаправленному раскрытию и развитию способностей человека, повышении его профессионализма, работоспособности, сохранении и приумножении психического здоровья путем развития навыков здорового образа жизни, что обуславливает необходимость преодоления барьеров старой парадигмы способа мышления и восприятия жизни, мира и самих себя. При этом сохранение психического здоровья выступает как непрерывный профилактический процесс, который предусматривает своевременное предупреждение психоэмоционального перенапряжения. Для этого каждый будущий работник горного производства должен научиться владеть собой в критических ситуациях, уметь распознавать эмоциональное состояние и побуждающие мотивы, как собственного поведения, так и поведения других людей, а также своевременно освобождаться от негативных эмоциональных переживаний, не позволяя им разрушительно воздействовать на организм.
              В связи с этим, крайне необходимым для эффективного ведения профилактических мероприятий по охране труда, предупреждения аварий и травматизма является поиск новых путей психопрофилактики и обеспечения личной безопасности будущих и настоящих работников шахт при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Перспективным направлением повышения эффективности данных мероприятий является внедрение в практику подготовки к безопасному труду по профессии, как во время обучения специальности, так и при организации семинаров и курсов повышения квалификации на производстве – прединцидентного менеджмента: системы формирования навыков стрессоустойчивости, физической и психической неуязвимости работников к действиям в опасных ситуациях, предупреждения и устранения причин травм и аварий, центральное место в которой занимают психологические технологии. Одной из таких технологий является проведение с персоналом рискоопасных профессий, к которым непосредственно и относятся работники шахт, специальных социально-психологических тренингов прединцидентной и профилактической направленности [2].
              В Украине, в научно-исследовательском центре психотренинговых технологий Донецкого юридического института был разработан и теперь внедряется в практику психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности работников органов внутренних дел Украины тренинг - «Коммуникация-Стресс-Безопасность» («Тренинг К-С-Б»), который представляет собой практическую методику прединцидентного менеджмента в деятельности ОВД.  «Тренинг К-С-Б» является принципиально новой формой подготовки и переподготовки специалистов, открывающей эффективные способы и возможности повышения результативности деятельности работников ОВД, предупреждения служебного травматизма в милиции, а также отражает общую тенденцию гуманизации отношений в сфере правоохранительной деятельности [4,5].
              В настоящее время, на кафедре охраны труда и аэрологии Горного института Донецкого национального технического университета с целью разработки и внедрения тренинговых программ в учебный процесс ведется работа по апробированию «Тренинга К-С-Б» к особенностям профессий горного производства [6].
              Результаты первичного анализа свидетельствуют, что введение в образовательную программу подготовки специалистов горных профессий психотренингов прединцидентной и профилактической направленности позволит не только подготовить будущих горных инженеров к выработке собственных механизмов стрессозащиты, психической устойчивости, т.е., сформировать у них психологическую компетентность, повысить эффективность их действий и личную безопасность. Это обеспечит психологическую безопасность личности, возможность ее дальнейшей самореализации в горной деятельности и, что немаловажно, обеспечит безопасность шахты и снижение процента аварийности по человеческому фактору.

Библиографический список

  1. Зайцев С.Л., Рыбалко В.И., Саенко Г.В. Социальные аспекты охраны труда на производстве. – М.: Недра, 1991. – с. 54 - 55, 120 -123.
  2. «Проблемы экстремальной и кризисной психологии», выпуск 2. – Харьков, 2007. – с.92,94,97.
  3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.
  4. Лефтеров В.О. Психологічні тренінгові технології в органах внутрішніх справ: Монографія: у 2-х т. – Т. 1: Методологія психотренінгу та його використання у професійно-психологічному розвитку персоналу, задіяного в екстремальних видах діяльності. – Донецьк: ДЮІ, 2007. – 242 с.
  5. Лефтеров В.А. Типовая программа тренинга «Коммуникация-Стресс-Безопасность» (методико-технологический алгоритм). – Донецк.: Типография ДИВД, 2004. – 40 с.
  6. Ніколаєв Є.Б. Использование психотренинговых технологий в профилактике производственного травматизма. Матеріали III міжнародної науково-технічної конференції «Промислова безпека та охорона праці - 2008. Проблеми. Перспективи». – Київ: 2009., с.63-65.