Декунова ВС История возникновения бильярда ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе

Магистр ДонНТУ Декунова Виктория Сергеевна

Декунова Виктория Сергеевна

Институт горного дела и геологии

Кафедра: Технология и техника геологоразведочных работ

Специальность: Бурение

«История возникновения бильярда»

Введение

Бежит время, меняются эпохи, один общественный строй приходит на смену другому, но истинные ценности не подвержены влиянию времени. Бильярд – захватывающая и увлекательная игра, которая, как и шахматы, всегда была чуть больше, чем просто игра. Недаром бильярд обожали многие великие люди. Есть немало примеров, как самые выдающиеся деятели прошлого и современности в числе своих наивысших достижений в жизни называли мастерство игры в бильярд. Полководцы гордились своими успехами за бильярдным столом не меньше, чем победами в исторических военных сражениях. Ученые, писатели и артисты кроме своих открытий, книг и ролей могли даже через много лет в деталях вспомнить свою самую удачную бильярдную партию. И это неспроста – именно бильярд развивает навык стратегического и тактического мышления, формирует умение контролировать свои эмоции и концентрироваться до полного отрешения – для того, чтобы в нужный миг нанести точный и выверенный удар, который «сделает партию» и принесет победу.

Совсем недавно бильярд воспринимался как азартная игра и праздное развлечение. В Советском Союзе детишек пугали бильярдом как черта ладаном. Самой популярной вывеской в бильярдных тех времен была: «Детям вход воспрещён». Но меняются времена и нравы. Бильярдом сегодня увлекаются миллионы людей на всех континентах. Для многих это самый настоящий спорт. Ежегодно проводятся десятки крупнейших международных соревнований по карамболю, пулу, снукеру и русскому бильярду. Современные бильярдные клубы, как правило, не только оснащены качественным оборудованием и аксессуарами производства ведущих фирм, но и отвечают требованиям современного дизайна, располагая к приятному времяпрепровождению и отдыху. Все больше людей посвящают бильярду свой досуг.

Президенты, актеры Голливуда, звезды эстрады воспели бильярд и придали этому увлечению шарм. Сейчас бильярд приобрел статус культовой игры и завоевал популярность в мире, став одним из атрибутов стиля и имиджа успешного молодого человека. Бильярд - уже не просто развлечение, это спортивные состязания, чемпионаты мира, бильярдные трюки и фокусы.

В чем же секрет популярности бильярда? Игра – это неотъемлемая часть человеческой природы. А притягательность бильярда кроется в его интеллектуальности, в необходимости обдумывания вариантов ударов, просчитывания комбинации в каждой игры, поскольку расположение шаров на бильярдном сукне практически не повторяется. Бильярд – игра благородная и эстетичная. Хороший игрок, прекрасно владеющий кием, выполняющий точные и красивые удары, вызывает всеобщее восхищение. Наблюдая за его игрой, публика получает огромное удовольствие. В практическом смысле бильярд - универсальный способ многостороннего развития личности, он доступен и полезен людям любого возраста.

Бильярд в истории

Исторические предки бильярда – всевозможные игры в шары. Уже в древности, они настолько радовали людей, что нашли свое отражение в искусстве. Ярким примером является фреска, сохранившаяся и в наши дни, на которой изображен фараон Тутмос III, играющий в игру, похожую на бильярд. В истории искусства есть немало других примеров, когда бильярд, сначала наземный, а затем и настольный, изображался средневековыми ремесленниками на гобеленах, фресках, в росписях дворцов.

Долгое время в России устойчивой была теория о том, что родиной бильярда является Китай. Причем, теория эта просуществовала вплоть до конца прошлого века. Немудрено, ведь так думали очень авторитетные люди. Например, классик теории бильярда А.И. Леман, в своей книге «Теория бильярдной игры», вышедшей в 1906 году, утверждал, что бильярд был изобретен в Китае и в Азии. Однако, это теория оказалась ошибочной. И это подтверждают исследования историков и археологов. На сегодняшний день есть документальные подтверждения тому, что бильярд был изобретен в Египте. Об этом же говорил еще Шекспир, в своих бессмертных произведениях. Еще 400 лет назад великий драматург в своей пьесе «Антоний и Клеопатра» рассказал о том, что египетская царица увлекалась бильярдом. А жила она, как известно, еще до нашей эры. Однако, наши российские создатели известного словаря «Брокгауза и Эфрона» называли это утверждение Шекспира анахронизмом. Меж тем, последние исследования говорят о том, что великий гений был прав. Зародился бильярд в Египте. Это стало известно широкой аудитории после того, как в США в 1994 году вышла в свет «Энциклопедия бильярда». В этой книге утверждается новая версия происхождения бильярда, а именно то, что возник он на территории Средиземноморья, а именно в Древнем Египте. В подтверждение этой версии приводятся ссылки на многочисленные исторические научные труды и археологические открытия в области культуры, этнографии, этимологии. Ссылаясь на одну из самых древних найденных фресок, на которой изображен фараон Тутмос Третий играющий в игру, очень напоминающую бильярд, ученые говорят о том, что бильярд был известен в Египте еще в 1500 году до нашей эры. И был бильярд игрой для избранных, потому как отношение к нему было почти религиозным. Помимо этой фрески, за последние сто лет было найдено много изображений людей, играющих в бильярд, в древних храмах, на памятниках, плитах. Все это позволило американским историкам утверждать, что родиной бильярда является Египет, и определить, что бильярд был изобретен людьми задолго до нашей эры и Рождества Христова. Как же бильярд попал в Европу? Тот же русский Леман, опровергающий Шекспира в том, что Клеопатра играла в бильярд, ссылается на него же, утверждая, что в Европе первыми в бильярд стали играть в Англии. Мало того, долгое время Англия считалась родиной бильярда. Сегодня же, стало известно, благодаря новым историческим находкам, что в Европе бильярд лишь получил свое название. Игру в Европу привезли рыцари из крестового похода в Святую Землю в Х-ХI веках. Большинство рыцарей были французами, именно поэтому именно во Франции игра в бильярд получила распространение первой на Европейском континенте. Между тем, описание игры было найдено в книге английского рыцаря Мортимера, который вернулся из похода в Палестину в конце 11 века. Постоянно создаются новые версии о том, где родился бильярд, их сменяют другие. Предыдущие теории становятся легендами. Возможно, благодаря новым находкам ученых, появится и другая версия о происхождении бильярда. Конечно, важно знать, откуда идут корни этой великолепной игры. Но еще важней просто любить бильярд и наслаждаться им.

Бильярд – одна из древнейших игр в мире. И одна из самых старинных игр в России. Зародился бильярд на Древнем Востоке, а современный его облик оформился в Европе. В Европе о бильярде стало известно где-то в XII-XIII веке. Однако, настоящие развитие эта игра стала получать с XV века. Менялись приспособления для игры, совершенствовались и выстраивались варианты и правила бильярда. Что-то кануло в лету, а что-то послужило толчком к преобразованиям, дошедшим до нас. Первый бильярдный стол, известный благодаря сохранившимся письменным документам, был изготовлен мастером Анри де Винемом в 1469 году для короля Франции Людовика XI. Этот стол был уже очень похож на современный бильярдный стол: у него было каменное основание, он был покрыт сукном, и у него имелось ограждение. Тогда еще не существовало стандартных правил игры и стандартных аксессуаров, поэтому столы изготавливались по пожеланиям заказчиков, исходя из фантазии мастера, а также стиля и размеров помещения. В соответствии с конструкцией бильярдного стола составлялись правила игры, о которых игроки договаривались между собой. Через два-три века бильярд стал доступным и популярным. В него могли играть не только монархи и знатные люди, но и любой желающий. Практически в каждом кафе Франции стояли теперь бильярдные столы, на которых можно было сыграть в бильярд. Однако, по-прежнему не существовало стандартов, и поэтому, правила игры устанавливались в зависимости от качества и размеров столов. Первая известная попытка стандартизировать правила игры в бильярд была предпринята в XVII веке, в книге Коттона «Полный справочник игрока». Правила игры становились все более общими. Например, уже тогда действовало обязательное правило одного удара по шару. Так же обязательным было то, чтобы игрок при ударе, хотя бы одной ногой, стоял на полу. К середине XVII века бильярдные столы становятся практически стандартными, как по размерам, так и по конструкции. Тогда же бильярдные столы получили еще одно усовершенствование - обивку ограждения стола. Для этого использовались различные материалы - войлок, кожа, конские волосы. Это способствовало более точному отскакиванию шара и уменьшению шума во время игры. Не менее важным событием для развития бильярда стало изобретение кия. Сначала игроки играли тяжелой палкой, практически дубинкой – наследством от игры в шары на земле. Затем, эта палка становилась более легкой и пригодной для игры на столе. Называлась она мазиком. Мазик был уже во многом похож на кий, но имел б?льшую ударную поверхность, что мешало точности удара. Его неударный конец был массивным и изогнутым, так как игроки в бильярд того времени производили удары от плеча и одной рукой. Первые усовершенствования мазика заключались в том, что оба его конца делались квадратными и оба были пригодными для того, чтобы наносить удары. Затем, один конец стал более толстым и закругленным, а второй плоским. Это был уже почти современный кий. Кий с плоским концом назывался «джеффри» и уже позволял производить удар ниже центра шара, придавая ему вращение. Революционные изменения с кием произошли благодаря изобретению наклейки. Ее изобретатель, Франсуа Менго, не только придумал саму наклейку, но и закругление ее ударной поверхности. Теперь кий стал удобным практически для любых ударов по шарам. В 1870 году бильярд стал спортом. Произошло это благодаря проведенному матчу на звание чемпиона мира по бильярду. Знаменательная игра проходила в Сан-Франциско, и его участниками стали Джон Дири и Сирил Дайон. Джон Дири – первый чемпион мира по бильярду. С тех пор, развитие бильярда, как спорта, продвигалось буквально семимильными шагами. И сегодня, мы имеем возможность наблюдать множество виртуозов бильярда на самых разнообразных турнирах.

Настоящий расцвет изображения бильярда в произведениях искусства произошел в XVII-XVIII веках, в творениях западноевропейских творцов. Самыми выдающимися в этом направлении стали скульпторы, художники из Англии, Франции и Германии. С середины восемнадцатого века до начала девятнадцатого художественные произведения с бильярдной тематикой обретают новые черты. Это уже не только красочные изображения бильярдной игры, как символа богатства или средства развлечения, это отображение бильярда, как батальной и философской игры, в которой принимают участие массы людей, и мужчин и женщин. Ярким представителем нового направления в изображении бильярда стала картина «Бильярд», которую создал Л.Л. Буланьи в 1807 году. Как только эту картину увидели ее современники, они не скупились говорить о ней в превосходных эпитетах. Это произведение искусства называли наиболее ярким и реалистичным изображением бильярда в эпоху Наполеона. Сегодня, по-прежнему, эта картина, не оставляет равнодушными поклонников игры в бильярд. Классический шедевр изобразительного искусства, прославляющий бильярд во Франции, стал неким международным символом этой игры. Вышедшая в 1994 году в США «Бильярдная энциклопедия», изобилует репродукциями художников, изображавших бильярд. Пожалуй, эта книга представила самый полный сборник изображений бильярда в искусстве, от Средневековья, до наших дней.В нашей стране можно увидеть произведения искусства западноевропейских творцов на тему бильярда. Правда, их не так много. В Государственном историческом музее, хранится несессер в виде бильярдного стола. Хранится он в коллекции особого фонда музея. Несессер, или золотой ларец, был создан французскими ювелирами, работающими с драгоценными металлами, в 1819 году. Его размер – 9х21, 6х12,8 см. Изготовлен несессер из золота, серебра, меди, стекла, перламутра, бархата. Его изящество, яркость и красота наилучшим образом характеризуют то, с каким уважением относились к бильярду во Франции девятнадцатого века. В Государственном музее изобразительных искусств, в собрании зарубежного искусства для всеобщего обозрения, выставлена картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе в Арле». Написана она была в 1888 году, и бильярдный стол с тремя шарами на нем, расположен как бы на втором плане полотна. Однако, он заметен, написан яркими красками, из чего можно сделать вывод о том, что бильярд и в конце девятнадцатого века был любимой игрой французов. Бильярд нашел свое отражение и в творчестве Жана Беро, картина которого так и называется «Игра в бильярд».

Царские особы и бильярд. Мифы, легенды, факты

Между англичанами и французами до сих пор не стихает дискуссия о том, в какой стране бильярд появился раньше, где именно получил свое развитие. Историки и любители бильярда приводят разные факты и пересказанные мифы о том, насколько сильно любили бильярд, то во Франции, то в Англии. Основными критериями дискуссий выступают рассказы о том, как короли и королевы этих стран любили бильярд. История о беззаветной любви к бильярду Марии Стюарт имеет свои фактические подтверждения. Известно, что после ареста, когда ей предстояла казнь, она мечтала лишь об одном – сыграть в бильярд. В 587 году она писала своему другу, архиепископу о том, что ей «не позволяют использовать ее бильярдный стол». Она просила о том, чтобы перед смертью, ей позволили сыграть на ее бильярдном столе, а после смерти позаботиться о нем. Легенда гласит, что обезглавленную королеву завернули в ткань, которую сорвали с ее бильярдного стола. Красивая легенда, ярко описывающая настоящую бильярдную страсть Марии Стюарт. О любви к бильярду французских монархов бытует масса историй, описанных в различный литературных и научно- популярных источниках. Считается, что прародителем бильярдного бума во дворцах французских королей стал Людовик XI, правящий этой страной во второй трети пятнадцатого века. Его венценосные наследники, ставили бильярдные столы на почетных местах в залах своих дворцов. В эпоху правления Генриха III бильярд называли не иначе, как «благородная бильярдная игра». Именно в этот исторический период игра из дворца французского правителя перекочевала во дворцы европейской знати Германии, Испании, Италии и Англии. Таким образом, эта версия говорит о том, что распространятся по Европе бильярд начал из Франции, и Англия лишь подхватила эстафету. Любовь к бильярду французских королей доходила до полного абсурда, а порой даже до безумия. Некоторые монархи испытывали к бильярду патологическую страсть. Карл IX мог играть в бильярд сутки на пролет. И отходить от бильярдного стола только уже изнемогая от усталости. В записках одного из придворных историки прочли о том, что даже во время кровавой Варфоломеевской ночи, монарх играл в бильярд. Но, его отвлекли крики спасающихся бегством гугенотов. Тогда Карл взял аркебузу и прямо из окон дворца, не прерывая бильярдной игры, стал стрелять по возмутителям его спокойствия. Особой «странной» страстью к бильярду отличался так же король-солнце, Людовик IV. С одной стороны он немало сделал для развития и популяризации бильярда. Не жалел средств для улучшения бильярдного оборудования. С другой стороны, благодаря умению хорошо играть в бильярд, не самые лучшие люди могли занимать руководящие посты в государстве. Для успешной карьеры, необходимо было играть лучше всех, и почаще проигрывать королю. И все, ты «на коне». Известна история о том, как обычный писарь Шамильяр, благодаря своим способностям к игре, стал полководцем. И, конечно же, это не принесло Франции никакой пользы, ведь важные сражения он проигрывал. Из царских особ женского пола особенно отличилась в игре на бильярдном столе Мария Антуанета, супруга Людовика VI. Историки утверждают, что она очень редко проигрывала, и очень часто обыгрывала собственного супруга. Даже перед казнью король играл с супругой в бильярд. И проиграл… У Марии Антуанеты был превосходный кий, изготовленный из слоновой кости, инкрустированный настоящим золотом. Кий она не доверяла никому. Бильярд начинал свое восхождение по пути завоевания жителей Европы из царских дворцов. Вот и в Россию его привез Петр Первый. Франция многие столетия в средние века была законодательницей мод в разных сферах жизни. Французские короли, практически все, обожали играть в бильярд. А потому, наверное, именно Франция может считаться страной, положившей начало развитию бильярда.

Русский бильярд

Доступность бильярдного спорта делает его одинаково ценным для самых различных возрастных категорий, для мужчин и женщин, для физически развитых людей и для людей, которым болезнь или инвалидность не позволяет заниматься другими видами спорта. Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла интерес. Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:
-для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит, ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
- в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
- все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали, и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.
Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась, и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно. В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, а особенно А.Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный борт». Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.

Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. «Диапазон»их ограничивался простым ударом в центр шapa, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, «кикс». Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры. В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык – после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.

Вскоре Менго написал книгу. Она называлась «Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками». Перевод ее на русский язык был издан в Санкт-Петербурге в 1847 году. В этой книге автор привел описание бильярда, его принадлежностей, рассмотрел движение шара при горизонтальном и наклонном ударах кием, особенности отражения шаров при столкновении их с бортами и друг с другом. Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры. В 1912 году в Париже было создано «Международное объединение федераций любителей бильярда». Эта ведущая организация всех европейских спортсменов-бильярдистов намечала мировые соревнования, разрабатывала правила их проведения, вела работу по их организации, готовила бильярдных судей, назначала ставки (призовые фонды). К этому времени главными европейскими бильярдными странами стали: Франция, Англия, Германия, Бельгия, Голландия, Швеция, Австрия и за океаном – США.

Как уже отмечалось, а России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, он самолично привез оттуда шары и стол, приказав его установить в своей приемной, строго наказав: посетители должны не сидеть и не бить баклуши в ожидании, когда примет их царь, а тренироваться на заморской диковинке. И посмел бы кто ослушаться! Впрочем, аппетит всегда приходит во время еды. Царское окружение с увлечением принялось заколачивать шары в лузы. Но особенно в этом отличался офицерский люд - самый азартный и охочий до всего нового народ. Буквально в несколько лет игра утвердилась в гостиницах, постоялых дворах, в клубах, в Офицерских собраниях.

Карты были почти заброшены. Более того, в XIX веке русские офицеры завезли русский бильярд в Финляндию, где он любим и по сей день. Кстати, русский бильярд постепенно завоевывает популярность и на Западе – в Швеции, Греции, Германии. Не хотят его менять ни на какой другой и в Монголии. И, несмотря на то, что стоил тогда один бильярдный стол громадные деньги – 250-300 золотыми (их меняли даже один к одному на кровных арабских скакунов), очереди на приобретение этих столов были немалые. Новая игра стала любимой всеми. Уж на что была обременена государственными заботами Екатерина II, но и та время для бильярда находила всегда. И это именно в ее век с чьей-то легкой руки родилось название первой нашей игры – «русская пирамида». Позже в России появляется еще одна «пирамида» – «московская». Еще большее распространение бильярд получил при императрице Анне Иоанновне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд. На 20-30-е годы прошлого века приходится начало увлечения французской трехшаровой карамбольной партией в России. Этому способствовала довольно распространенная в то время мода среди состоятельных русских дворян путешествовать по Европе, причем особое значение придавалось пребыванию в Париже. Находясь во Франции, некоторые из таких путешественников становились заядлыми игроками, приобретали там столы, кии, шары. Возвратившись на родину, новоиспеченные поклонники бильярда не только сами с удовольствием играли в карамболь, но и приобщали к нему своих знакомых. С распространением «французской» игры у нас даже произошла переориентация бильярдного производства. Талантливые деловые люди из числа игроков, знатоков и любителей бильярда наладили изготовление новых столов и принадлежностей. Наиболее известными фабрикантами такого рода были А. Фрейберг и М, Ерыкалов в Петербуре, В. Щульц, К. Щульц и братья Богомоловы в Москве, Я. Гоц в Ростове-на-Дону, В. Галушкин в Одессе. Наиболее предприимчивые из них, не оставив изготовление лузных столов, быстро освоили и производство французских бильярдов. Так, самая первая построенная в России петербургская фабрика А. Фрейберга славилась большими масштабами производства и высоким качеством продукции. В середине XIX столетия здесь наряду с десятью типами лузных столов начался выпуск двух видов французского карамбольного бильярда. Пятая часть из 200 ежегодно выпускаемых фабрикой Я. Гоца столов также были карамбольными. В игры на традиционном русском бильярде были включены и карамбольные удары. Так появилась интересная и любимая многими отечественными игроками прошлого века партия «Пять шаров с карамболями», в которой французский карамболь удачно сочетается с покладкой шаров в лузы. И хотя «колыбелью» бильярда были Франция и Англия, в дальнейшем именно в нашей стране игра была доведена до совершенства.

В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры, В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными. Выдающимися бильярдными игроками были академик М. В. Ломоносов, граф Г. Г. Орлов, герои войны 1812 года генералы И. Н. Скобелев (дед знаменитого генерала М. Н. Скобелева), Д. Г. Бибиков, граф А. Н. Остерман-Толстой, маркеры Английского клуба в Петербурге Андрей Часовщик, московского купеческого клуба Роман Бакастов, московский игрок Роженков и др. В середине XVIII столетия в петербургских трактирах собиралась «золотая» молодежь того времени. Судя по некоторым источникам, в жарких схватках за бильярдным столом сходились такие известные исторические личности, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и гвардейский офицер Григорий Григорьевич Орлов. Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии: Ивана Никитича Скобелева, Дмитрия Гавриловича Бибикова и Александра Ивановича Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но, несмотря на это, систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде.При игре одной рукой все трое считались лучшими бильярдистами России в 20-х годах прошлого столетия, Удивительна судьба каждого из них. Генерал от инфантерии пехоты И. Н. Скобелев (1778-1849) участвовал в войнах 1806-1810 гг. и в Отечественной войне 1812г., в походах 1813-1814 гг. В Шведской кампании 1808 года в битве при Куортани Скобелев был сильно контужен, ранен в грудь и потерял два с половиной пальца правой руки, а в польской кампании 1831 г. в бою под Минском ядро раздробило ему левую руку, которую тут же пришлось ампутировать. В то время как врачи проводили эту операцию, Скобелев сидел на полковом барабане и диктовал свой знаменитый прощальный приказ. В нем есть и такие слова: «... Для меча и штыка к защите... славы святого вам Отечества, среди храбрых товарищей и трех по милости Божьей оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно». Иван Никитич имел много других ранений и контузий, но, несмотря на это, слыл первым кием России. Вторым считался генерал от инфантерии Д. Г. Бибиков (1792-1870). Он потерял руку в Бородинском сражении. Позднее, с 1852 по 1855 год, был министром внутренних дел. Третьим признавался генерал-лейтенант граф А. И. Остерман-Толстой (1770-1857). В кампании 1806-1807 гг. он получил тяжелое ранение и вскоре оставил военную службу. В начале Отечественной войны вернулся в строй, командовал корпусом. Под Бородином его сильно контузило, в бою под Бауценом 9 мая 1813г. ранило в плечо, а 17 августа того же года под Кульмом ядро оторвало ему руку. Несмотря на многие ранения, А. И. Остерман-Толстой сохранил бодрость духа до глубокой старости и умер на 88-м году жизни в Женеве.
В середине XIX века в России издаются первые правила известных в то время игр. В 1834 году такую книгу-руководство подготовил профессиональный петербургский игрок и бильярдный фабрикант М. Н. Ерыкалов. Это самое первое описание двухшаровой игры «Алагер», «Французской трехшаровой» и «Русской пятишаровой» карамбольных партий, игры в «Пирамиду», а также нескольких игр, распространенных среди военных: таких, как «Офицерская», «Гусарская» и «Морская». В 1853 году в Москве были изданы более совершенные «Правила бильярдной игры...», составленные местным маркером Р. Бакастовым. В том же году в Петербурге примерно такие же «Правила» издал известный игрок, управляющий бильярдной фабрикой А. Фрейберг. О высоком мастерстве русских игроков прошлого века говорит, например, такой факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением удивить «восточных варваров» своей артистической игрой. Он выступал во многих первоклассных бильярдных Петербурга, каждый раз привлекая множество публики. Поначалу несколько сильных соперников были повержены. Но затем Перро встретился с уже упоминавшимся выше маркером петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик и в пух ему проигрался. Подобно тому, как некоторые другие игры (кегли, настольный теннис и др.) не сразу стали видами спорта, и бильярд вначале прошел стадию развития в гостиницах, кофейнях и трактирах. Хозяева подобных заведений заботились в первую очередь об увеличении своих доходов и привлечении постояльцев и посетителей. В. таких «клубах» алкоголь и никотин, как правило, были неизбежными спутниками бильярдной игры. Соревновательные моменты мало кого беспокоили. Иногда в играх случались различные злоупотребления и проделки. Например, предварительно сговорившись, партнеры играли на так называемую «сплавку»: тот, на кого публика делала свои ставки, умышленно уступал, а после игры мошенники делились между собой. Для проигрыша использовались различные приемы, принимаемые доверчивой публикой за чистую монету: намеренные промахи, как будто бы случайный вылет «своего» шара за борт, сыгрывание его в лузу «на себя» и т. п.

Все это почти сводило на нет усилия по-настоящему преданных бильярду игроков, которые серьезно изучали его и добивались успехов за счет правильной тактики и высокой техники. Эти бильярдисты, сторонники здорового, спортивного начала в игре, делали все для того, чтобы обычное трактирное зрелище переросло в виртуозное искусство и стало привлекательным для большего числа людей. К приверженцам «спортивного» бильярда может быть отнесен сильный игрок 40-х годов прошлого столетия граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков (1790-1854). Интересные сведения приводит о нем М. И. Пыляев в своей известной книге «Старый Петербург» (изд. А. С. Суворина. 016., 1889): «Этот вельможа имел внешность дипломата и сохранял таковую даже играя на бильярде, до которого был большой охотник». Излагая подробности жизни блестящего вельможи, флигель-адъютанта Александра I князя А. Я. Лобанова-Ростовского (1788-1866), Пыляев пишет: «Под конец своей жизни князь Лобанов жил в Петербурге, на углу Большой Морской и Гороховой улиц, в доме Штрауха, где и давал один раз в год, великим постом, роскошный раут для мужчин. На этом светском рауте устраивали всегда турнир на бильярде. В то время в знатных русских домах везде были заведены бильярды в подражание французам. Иностранные посланцы и другие высокие гости состязались на бильярде во фраках и со всеми звездами. Марке-рому игроков был известный в то время Тюрин, из Английского клуба. Победителем на этих турнирах был всегда граф И. М. Воронцов-Дашков». Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский офицер и литератор конца XIX - начала XX века Анатолий Иванович Леман, Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры». Первое издание книги «Теория бильярдной игры» (1885 г.) быстро разошлось; второе, дополненное, также вышло при жизни автора в 1906 году. Издатель «Теории бильярдной игры» Н. Н. Филиппов и другие современники отзывались о ней как о добротном труде, который стал наиболее полным теоретическим и практическим курсом бильярда. В книге изложены история и техника игры, помещены подробные разборы разных партий, предложен ряд остроумных и интересных задач, дана характеристика и сравнительная оценка столов, выпускавшихся тремя главными бильярдными фабриками России М. Н. Ерыкалова и А. Фрейберга в Петербурге, Якова Гоца в Ростове-на-Дону. Затронут был авторами ряд нравственных вопросов, касающихся взаимоотношений партнеров во время игры. Порой бильярд относили к проявлению буржуазного образа жизни, хотя на деле многие такие теоретики сами не прочь были покатать шары на столах, установленных на личных и правительственных дачах и в резиденциях для руководящей номенклатуры. Выше уже отмечалось, что со времен Петра I бильярдные столы в России были непременной принадлежностью царского обихода. Эта традиция в своеобразном преломлении нашла свое продолжение и в послереволюционное время среди советского руководства. Например, бильярд был установлен в резиденциях Сталина, на его «дальней» и «ближней» дачах под Москвой.

Заключение

Бильярд – это очень увлекательная и широкоизвестная игра, которая распространена во многих странах мира. С незапамятных времен этой игре предавались люди всех возрастов и профессий, от бедняков до королей. Пожалуй, сложно отыскать другую похожую игру, где бы человек так всесторонне мог бы проявить свои физические и интеллектуальные способности. Бильярд не только спорт, но и великолепный вид отдыха. Бильярд – это прежде всего движение. За одну партию игрок может пройти 2-3 километра. Такие долговременные «прогулки» в дореволюционное время врачи «прописывали» пациентам, ведущим малоподвижный образ жизни, как замечательное средство поддержания физической формы. Эта игра не требует совершенно здоровых сердца и легких. Наоборот, эти органы получают весьма щадящую, массирующую нагрузку. Для пожилых людей бильярд вряд ли можно заменить каким-либо другим видом спорта. Да и для людей всех возрастов это может послужить бережным средством физической закалки организма. Бильярд развивает глазомер, вырабатывает координацию движений и четкость «прицела», быструю реакцию, находчивость, так как на столе практически не возможен повтор одинакового расположения шаров. Постепенно игрок приучается быть терпеливым и хладнокровным. Бильярдный стол может служить неплохим средством для того, чтобы попрактиковаться в знании геометрии и физики. Здесь необходимо знание физических свойств шаров, как физических и геометрических тел, при столкновении. Настоящая игра доставляет удовольствие и партнерам, и зрителям, а это значит, что в ней присутствует и эстетический момент. Бильярд – ничем не заменимое, отличное средство отдыха. Он снимает накопившееся нервное напряжение в первые же минуты. Играющий почти полностью отвлекается от повседневной суеты и отдается увлекательной борьбе.Врачи многим малоподвижным, апатичным больным рекомендуют бильярд как отличное средство поддержания хорошей физической формы.

Осанка человека, которая формируется у него в течение жизни, зависит от физической активности, режима дня и многих других факторов. В бильярдной игре часто удары по шару наносятся кием почти вертикально, причем выполнять их приходится, удерживая рукоятку кия (турник) высоко поднятой выше головы и чуть отведенной назад рукой. Такая поза способствует выпрямлению позвоночника и придает осанке играющего спортивный вид. В то же время легкость и непринужденность движений в разных игровых позах у бильярдного стола создают благоприятные условия и для деятельности внутренних органов. Исходя из сказанного, бильярдная игра может быть рекомендована как одно из вполне доступных физических упражнений, способствующих поддержанию у спортсмена правильной осанки и хорошей физической формы. При этом игра не требует отменного сердца и легких, которые, наоборот, поддерживаются у играющего в хорошем состоянии. В этом смысле и для многих пожилых разминка вокруг бильярдного стола не может быть заменена никаким другим видом спорта. Следовательно, бильярд есть, прежде всего, вид физической закалки организма. Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию движений, быструю реакцию, находчивость – ведь на столе практически никогда точно не повторяется одинаковое расположение шаров. Постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле – это и практический учебник геометрии и физики. Многое зависит от знания физических свойств шаров при столкновении, от точного расчета и умения дать своему шару задуманное вращательное и поступательное движение. Знатоки бильярда говорят, что эта игра уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Бильярд воспитывает в характере стремление победить, прилагать максимум усилий,преодолевать сопротивление противника. Истинный поклонник бильярда не воспринимает выигрыш со злорадством и неприличным ликованием. Но бильярд учит и проигрывать и при этом не впадать в панику и не расстраиваться. Хорошие бильярдисты не падают духом и не теряют хладнокровие в непростые моменты игры, а если и переживают неудачу, то делают это с юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в жизни это и называется честностью и принципиальностью.

Рекомендуемые ссылки

  • 1. Weekend Billiard Company. Где родина бильярда? - [Электронный ресурс], - [режим доступа]: http://www.weekend-billiard.ru/whereisshe.html

  • 2. Weekend Billiard Company. Что такое бильярд? - [Электронный ресурс], - [режим доступа]: http://www.weekend-billiard.ru/billiard.html

  • 3. Николай Ратозий. Санкт-Петербургский центр бильярда/ май-июнь 2008. Бильярд в искусстве. - [Электронный ресурс], - [режим доступа]: http://centerbilliard.ru/encyclopedia/articles/03/

  • 4. Bestreferat.ru/ 19 июля 2005. Реферат: Русский бильярд. - [Электронный ресурс], - [режим доступа]: http://www.bestreferat.ru/referat-24875.html

  • 5. Billi.ru. Освещение для игры в бильярд. - [Электронный ресурс], - [режим доступа]: http://www.billi.ru/osveshenie.htm
    ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
    © ДонНТУ 2010, Декунова Виктория