Библиотека | RUS | ENG

Комплексная оценка безопасности города


Б. Лабренц, Ю. Лейбкинд, О. Петухова


Безопасность крупного города – комплексное понятие. Рассматриваемая в широком смысле, она определяется целым спектром факторов, а ее уровень может быть верно оценен лишь на основе многоаспектного анализа социального, экономического и экологического состояния города, технического состояния объектов и систем городского хозяйства.

Проблемы построения эффективной системы обеспечения безопасности крупного города многообразны, а уровни их проработанности весьма различны. Одной из ключевых задач в этой области является создание системы мониторинга, которая обеспечивала бы возможность постоянного контроля за уровнем безопасности города. Сложность ее решения определяется комплексным характером проблемы, что требует сбора и интеграции разнородной, ведомственно разобщенной информации. По нашему мнению, определение структуры и содержания системы данных, необходимых для оценки безопасности города, обеспечение их сопоставимости, организация сбора и регулярной актуализации являются наиболее слабым местом во всей системе информационного обеспечения решения рассматриваемой проблемы. Отдельные городские службы, как правило, обладают достаточно богатой информацией о состоянии подведомственного им хозяйства, однако их информационные системы обычно оказываются несовместимыми. Решение проблемы интеграции этой информации в рамках единой системы мониторинга позволило бы сделать важный шаг в направлении повышения безопасности города.

Одна из особенностей крупных городов заключается в том, что они обладают сложной территориальной структурой, отдельные элементы которой могут значительно различаться по уровням концентрации производства, условиям жизни и т. п. Учет территориального аспекта безусловно необходим и при оценке безопасности крупного города.

Наряду с задачей измерения и оценки условий и факторов, определяющих уровни безопасности отдельных подсистем города, весьма актуальной является проблема комплексной, интегральной оценки безопасности города как целостного социально-экономического объекта. Процесс ее решения может быть разбит на ряд этапов.

1. Выявление потенциальных “областей напряженности” и главных дестабилизирующих факторов в различных сферах социально-экономического развития города.

2. Формирование системы показателей, значения которых являются индикаторами социально-экономической напряженности в исследуемых областях развития города.

3. Организация системы мониторинга, обеспечивающей слежение за динамикой значений выбранных показателей и информационное обеспечение соответствующих аналитических и управляющих структур города.

4. Разработка методики построения иерархической структуры интегральных оценок безопасности города.

5. Создание инструментальных средств, обеспечивающих возможность в оперативном режиме проводить расчеты необходимых оценок, осуществлять анализ полученных результатов, прогнозировать складывающиеся тенденции, определять состав элементов социально-экономической системы города, нормальное функционирование которых нарушено или динамика развития представляет наибольшую опасность с точки зрения возможностей возникновения кризисных ситуаций, и выдавать органам управления города рекомендации по предотвращению или смягчению кризисных ситуаций.

Безопасность можно определить как степень соответствия состояния тех или иных элементов системы общесистемным требованиям, как способность одних элементов обеспечивать и поддерживать оптимальные условия для нормального функционирования и развития других и системы в целом.

В соответствии с предлагаемым подходом город рассматривается как региональный социально-экономический объект, представляющий собой единство трех подсистем: социальной, хозяйственной и экологической. Анализ основных взаимодействий между этими подсистемами и между основными элементами внутри них позволяет выявить потенциальные симптомы внутренней “несбалансированности” городской системы, а построение соответствующей иерархической системы оценок описать и соизмерить нормативное (оптимальное) и фактическое состояния отдельных подсистем и города в целом, оценить уровень его безопасности в разных аспектах.

Каждая из оценок нижнего уровня строится из исходных статистических показателей, которые, как правило, являются непосредственно несоизмеримыми между собой, что требует использования специальных методов для их свертки. Разработанные инструментальные средства позволяют использовать для этой цели широко распространенные методы факторного анализа и многомерного метрического шкалирования, а также специально созданный для решения задач оценки социально-экономического состояния региональных объектов метод, основанный на использовании нормирующих функций в сочетании с экспертными процедурами. Получаемые в результате оценки являются безразмерными и допускают последующую интеграцию. Используемые в процессе построения интегральных оценок экспертные процедуры связаны с определением относительной важности тех или иных параметров состояния города для оценки его безопасности и заданием допустимых границ их изменения. Они достаточно просты и понятны, что позволяет привлекать к экспертизе не только квалифицированных специалистов городских управленческих структур, но в ряде случаев использовать для этой цели результаты опросов городского населения.

Наибольшую сложность представляет получение оценок, отражающих влияние на безопасность города социальных факторов. Часто, даже зная те или иные параметры состояния социальной подсистемы города (например, уровень материального благосостояния населения), трудно сделать однозначные выводы относительно их влияния на уровень безопасности. Однако иметь такие данные в качестве “информации к размышлению” и инструментальные средства, позволяющие экспертам и аналитикам учитывать их при формировании общей картины состояния города, представляется необходимым.

Применение рассмотренной методики позволяет построить систему интегральных оценок, которые, хотя и носят в определенной степени условный характер, тем не менее, открывают возможности для анализа уровней безопасности различных компонентов городской системы, а также сравнительной оценки влияния реальных или гипотетически возможных изменений отдельных непосредственно несоизмеримых параметров, характеризующих различные аспекты состояния города, на уровень его безопасности в целом. Такая информация может служить ориентиром для формирования приоритетов реализации соответствующих мероприятий и программ и обоснования вариантов распределения ресурсов между ними.

Ссылка:

http://emsu.ru/