Кошеверова Екатерина ВладимировнаИнститут горного дела и геологииСпециальность: Бурение скважин |
ФотоискусствоВведениеВ последние годы фотография стала доступнее и легче, чем когда-либо прежде. Производители снаряжения изощряются, запуская в производство камеры, назначение которых – сделать процесс фотосъемки как можно легче и проще; имеются фотопленки, позволяющие получить высококачественные результаты в любой вообразимой ситуации, а уличные фотолаборатории, которые встретишь чуть ли не на каждом углу, помогут увидеть результаты в течение часа. Однако, несмотря на значительный прогресс в технике, фотография по-прежнему остается творческим процессом, который в большей степени зависит от мастерства и пытливости фотографа. Вы можете приобрести самое дорогое, самое современное оборудование, но без наличия знаний, опыта и вдохновения ваши усилия, вероятнее всего, пойдут насмарку.Основные правила фотосъемки.Свет – наиважнейшая составляющая фотографии. Без него мы попросту не могли бы делать снимки, ибо он «пишет» образ, воздействуя на пленку. Но это не все – свет существенно разнится в цвете, яркости, резкости и направлении, и все эти качества влияют на эстетический успех фотографии. Понимание причин этих различий и оценки того, как они могут быть использованы, весьма существенно.Источник самой чистой формы света – солнце, находящееся от нас на расстоянии 149 млн. км. По мере того, как шар земной день за днем совершает свой путь вокруг светила и вокруг своей оси, мы здесь, на поверхности земли, постоянно наблюдаем, как свет постоянно движется и постоянно меняется. Управлять им мы не можем никак, но зато можем использовать для наших снимков наилучшие условия освещения, при этом ставя аппарат под нужным углом. Иными словами, если хотите взять от дневного света все возможное, смиритесь перед налагаемыми им ограничениями и научитесь работать в их рамках. Композиция. При создании композиции живописцы имеют ощутимое преимущество перед фотографами. Перед ними стоит чистый холст, на котором они вольны компоновать элементы сцены более или менее так, как пожелают, даже исключив те или иные детали, если сочтут необходимым. К сожалению, человек с фотоаппаратом не располагает той же свободой. Его «холст» уже заполнен, так что для создания успешной композиции вам нужно сперва решить, какую часть сцены хотите запечатлеть, а затем скомпоновать содержащиеся в ней элементы так, чтобы из них сложилось приятное для глаза целое. В этом на помощь вам приходит целый ряд средств. Объективы позволяют вам контролировать количество пространства, которое войдет в кадр. Выбором точки съемки и использованием перспективы вы можете повлиять на линейный рисунок кадра. Также можно творчески использовать характер освещения, от которого будет зависеть, как проработаются текстуры, формы, тона и цвета. Имеются определенные правила и формулы, призванные усовершенствовать ваши композиционные навыки. Поначалу вы будете обращать внимание на то, как использовать все эти приемы в разных ситуациях. Но по мере возрастания ваших навыков, уверенности и опыта построение композиции станет интуитивной реакцией на то, что вы видите вокруг. Композиция в фотографии зависит от вашего индивидуального стиля и видения мира. В основе этого бесхитростного, но очень броского сюжета лежит умелое использование цвета и симметрии. Однако при всей простоте сюжета вряд ли нашлись бы два фотографа, которые подошли бы к нему совершенно одинаково. Что такое центр композиции и какую роль он играет в фотографии? Центр композиции - наиболее важный элемент на снимке, куда естественным образом устремляется взгляд. Очень часто таковым является главный объект вашего снимка – как, например, портретная фотография. Однако при съемках пейзажей центр композиции зачастую используется для визуального равновесия и для того, чтобы зрителю было на что направить свой взгляд. Броские и легко различимые объекты являются идеальными композиционными центрами, ибо выделяются в кадре, занимая в нем совсем немного места. Если сцена включает более чем один центр композиции, то, как вы сочетаете их в видоискателе, повлияет на композиционный баланс. Если вы снимаете групповой портрет из трех человек, лучше всего разместить их треугольником, а не по прямой линии, – так эффектнее. Чтобы придать вашим снимкам ощущение глубины, необходимо включать в них визуальные элементы, создающие это впечатление. Наиболее правильный путь к этому – творческое использование перспективы. Если взглянуть на ряд удаляющихся предметов одного размера – фонарные столбы, деревья, – то с удалением предметы кажутся все меньше. Это явление называется перспектива размеров. Точно так же создают ощущение глубины сходящиеся вдали параллельные линии – обочины дороги, рельсовый путь, борозды вспаханного поля. Это называется линейной перспективой. Для усиления эффекта включайте в ваш снимок «точку схода», где «встречаются» сходящиеся линии, и используйте широкоугольный объектив с близкого расстояния. Другие формы перспективы – воздушная и тональная. Воздушная перспектива передает изменения в контрастах, цветах, тонах и ясности очертаний предметов на расстоянии, вызванные воздушной дымкой. Сфотографируйте телеобъективом горный или холмистый пейзаж – и вы увидите, что каждый следующий из удаляющихся от вас рядов гор или холмов кажется более светлым, чем тот, что ближе к вам. Тональность перспективы заключается в том, что светлые, или теплые тона как бы «выдвигаются вперед», а более темные и холодные «отступают назад». Если вы сфотографируете оранжевый предмет на синем фоне, тональная перспектива создаст ощущение глубины и дистанции. И наконец несколько слов об объективах. Если вы сделаете снимок при помощи телеобъектива, элементы сцены покажутся сгруппированными вместе, а широкоугольники, напротив, «разбросают» их. Цвет. Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, ибо с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции. Красный цвет ассоциируется с кровью, революцией, любовью, ненавистью и иногда используется как средство предупреждения: мол, гляди в оба! Зато оранжевый и желтый — спокойные цвета, напоминающие нам о тепле и солнце. Что до холодных цветов, то синий ассоциируется с вольной небесной и морской ширью, а также с холодом и одиночеством. Наконец, зеленый – естественный цвет природы — напоминает нам о густых лесах, рождении нового, красоте. Конечно, чтобы вызвать эти чувства, недостаточно просто включить в кадр тот или иной цвет, но об их воздействующей на подсознание силе следует помнить, снимая тот или иной сюжет. Так, например, огненный закат, снятый с использованием оранжевого фильтра, будет излучать тепло, тогда как фотография холодного, туманного дня с голубым оттенком может вызвать дрожь по коже. Зеленый – очень приятный для глаза цвет, оживляющий любую картинку. Какие цвета гармонично сочетаются друг с другом? Цвета, находящиеся рядом друг с другом на «цветовом круге», дают гармоничные сочетания (желтый с красным, желтый с зеленым, зеленый с синим и т. д.). Однако любые цвета могут образовывать гармоничные сочетания, если они не слишком контрастны. Цветовая гармония полезна тем, что производит на зрителя умиротворяющий эффект. Вспомните хотя бы о чудесных красках осеннего леса. Также можно делать превосходные снимки, состоящие всего из одного цвета или различных оттенков одного цвета. Этот эффект создается мягким, затуманенным светом, сближающим цвета; но такой эффект может быть получен и искусственно. Название этому эффекту – монохромный цвет. Как добиться того, чтобы цвета на снимке были возможно насыщеннее? Во-первых, важен выбор пленки, поскольку разные виды ее по-разному передают цвета. Например, Fujichrome Velvia известна сверх насыщенными цветами, а у Kodachro – передача цветов более нейтральная. Во-вторых, на насыщенность красок влияет качество света. Ярче всего цвета проявляются утром и во второй половине дня при фронтальном направлении света на объект. Яркий солнечный свет, использование низкочувствительной пленки и поляризующего фильтра придают этому снимку максимальную цветовую насыщенность. Предзакатная дымка часто преобразует пейзаж в череду нежных теплых оттенков, гармонично сочетающихся друг с другом. В-третьих, добиться насыщенности красок можно путем использования поляризационного фильтра для уменьшения отблесков неметаллических поверхностей и углубления синего неба. Если же вы снимаете на слайдовую пленку, насыщенности цветов можно добиться также путем недодержки на V3 или половину ступени. Сюжеты. Если есть фотографии, стоящие тысячи слов, то, вероятнее всего, преобладать среди таковых будут портреты. Вообще же фотографий людей за всю историю существования светописи сделано, наверное, столько же, сколько всех остальных вместе взятых, и, возможно, стремление запечатлеть себе подобных, можно назвать главной причиной, почему люди берут в руки фотоаппарат. Однако в большинстве своем те фотоснимки людей, которые мы делаем, едва ли тянут на гордое звание портретов – да и за этим ли мы гонимся, когда «щелкаем» наших родных и друзей за именинным столом, на пикнике, на экскурсии или на речке! Что нам важнее в данном случае – техническое совершенство или сентиментальное воспоминание о счастливых мгновениях жизни? А возьмите влюбленного с фотоаппаратом – думает ли он о том, правильно ли установил выдержку, диафрагму, навел на резкость, когда говорит своей любезной: «Сейчас птичка вылетит»? Пусть хромает композиция, лицо в тени, резкости никакой – все равно он будет носить это фото в кармане у самого сердца! Конечно же, и серьезная портретная фотография имеет порою те же цели, что и наши дружеские снимки; но главное для нее – запечатлеть не только физическое сходство, но и характер человека. Дети. Ключ к успеху в фотографировании детей в том, чтобы на любой стадии этого процесса подходить к вещам проще – это касается и освещения. Идеальным признается свет из окна, дающий мягкое, спокойное освещение. Колыбельку с младенцем или высокий стул с ребенком постарше поставьте возле окна, напротив установите большой рефлектор для устранения теней – и снимайте. Старших детей попросите посидеть или постоять у окна. Когда солнце в легкой дымке, оно дает ровный мягкий свет, которого в общем-то достаточно, чтобы снимать на пленку всего в 50 или 100 единиц при приемлемой выдержке. Если же вы считаете нужным больше смягчить свет, то задерните занавески или заслоните окно калькой. Очень хорош также теплый свет, струящийся в окно на закате дня. Другой вариант – электронная вспышка, но с ней нужно обращаться аккуратно, если хочешь получить хорошие результаты. Чем давать вспышку прямо на портретируемого, направьте на стену или в потолок большой отражатель, чтобы свет был смягчен, а тени ослаблены. Вариант – приделайте к вспышке приспособление для отражения потока света или с той же целью снимите ее с аппарата и держите сбоку. Вне помещения успешные съемки можно проводить практически при любых условиях, только запомните: если солнце яркое, не заставляйте позирующего смотреть прямо в его направлении – он будет щуриться, корчить гримасы и чувствовать себя некомфортно. Лучше поверните его спиной к солнцу и используйте большой рефлектор или вспышку в режиме заполнения, чтобы отразить свет ему на лицо. При съемках в студии также можете устанавливать любые источники света и сопутствующее оборудование; но не слишком увлекайтесь! Прекрасные результаты вы можете получить и при использовании единственного источника света и пары отражателей. Чем меньше количество приспособлений, тем больше внимания вы сможете уделить вашей модели. Отпуск и путешествия. Куда бы вы ни отправились в летний отпуск, вам откроется бесчисленное множество сюжетов, которые можно заснять на пленку. Такая лавина новых впечатлений, звуков и запахов на любого действует опьяняюще, и каждый расходует в эти блаженные недели куда больше пленки, чем за весь остальной год. Однако между снимками для семейного альбома и серьезной фотолетописью вашего путешествия существует большая разница. Здесь требуется напряженная работа, так что, если вы хотите вернуться домой с удачными снимками, надо кое-что иметь в виду. В некоторых уголках мира условия освещения и типы окружающих объектов существенно отличаются от тех, к которым привык у себя на родине. Наибольшее внимание следует уделить объектам, отражающим много света, например побеленным домам, песчаным пляжам, поверхности моря. Если вы будете бездумно нажимать кнопку затвора, вполне вероятно, что кадры окажутся недодержанными: ваш экспонометр будет попросту введен в заблуждение высоким уровнем отраженного света. Прибавьте к показаниям экспонометра половину либо целую ступень – особенно когда в кадр попадают большие пространства, залитые светом. В странах к югу от экватора свет также очень интенсивен. Это становится причиной больших контрастов в освещении, которые ваша пленка может и не отразить в полной мере. Следует решить, какова самая важная часть картины, и измерить экспозицию по ней. При съемке на слайдовую пленку рекомендуется замерять экспозицию с наиболее ярко освещенной части, но при съемке на негативную самое правильное – выбрать экспозицию, запечатлелись бы и некоторые детали, находящиеся в тени, ибо яркий свет можно подкорректировать и на стадии печати. Пейзажи. Съемка пейзажей стоит у фотографов на второй по популярности позиции после портретных съемок. Оно и неудивительно! Право, что может быть увлекательней, чем целыми днями бродить по лугам, горам и лесам, стараясь запечатлеть нерукотворную красоту! Вот только приходится сожалеть о том, что пейзажных снимков, достойных природного оригинала, не так уж много. Нередко фотографы, зачарованные красотой, просто бездумно щелкают затвором, в результате получается груда снимков, не тянущих и на жалкое подобие творения натуры. Успешно снимать пейзажи можно лишь в том случае, если научишься трем вещам: наблюдать, выжидать и ходить. Броди по красивым местностям, постигай их ритмы, вдохновляйся увиденным! Не спеши щелкать затвором, пока освещение не станет таким, как нужно. Но, пожалуй, самое важное во всем этом – ходить, ходить и ходить не уставая! Из окна автомобиля или даже на пешеходной дорожке, утоптанной тысячами ног, действительно запоминающийся пейзаж встретится редко. Сойди с проторенной тропы да присмотрись пытливым взглядом и тогда тебе одному, и никому больше, откроются магические сцены. Вода — естественная, привычная составляющая ландшафта. Реки и потоки несутся по ландшафту, точно сеть вен и артерий, наполняя землю жизнью, а пруды и озера выделяются в пейзаже, точно большие точки и запятые. Если не считать совершенно пустынных пейзажей, куда ни направишь свои стопы – непременно найдешь воду в той или другой форме, а уж предоставляемые ею возможности для фотографа поистине безграничны. Отражения в тихой воде непременно добавят сюжету интереса – встаньте у кромки озера или пруда в тихую погоду, и наверняка сумеете запечатлеть безупречное зеркальное отражение. При этом следует использовать поляризационный фильтр, чтобы удалить с поверхности воды нежелательные блики. Реки и водные потоки, вьющиеся змейкой и убегающие вдаль, могут быть использованы как средство движения глаза от плана к плану, существенно улучшая композицию. Для съемок водопадов установите вашу камеру на штатив и используйте длительную выдержку, чтобы текущая вода несколько «смазалась», в то время как статичные элементы получились бы четкими. Закройте диафрагму, чтобы работать с длительной выдержкой, но если это не удастся, используйте для уменьшения света, проникающего в камеру, серый или поляризационный фильтр. В лучах проглянувшего сквозь тучи солнца зелень деревьев на фоне грозовых облаков выглядит особенно ярко. Но такие ситуации ; возникают внезапно и длятся порою всего несколько секунд, так что если хотите поймать подобный момент, держите аппаратуру наготове и не злитесь, если хлынет дождь и вымочит вас до нитки! В этом случае помни: сам промокай, а аппаратуру накрывай! Съемка ночью. Ночная пора хранит в себе много тайн и сюрпризов для тех, кто рискнет проникнуть в ее скрытые глубины. Погасло дневное светило и все вокруг превращается в мерцающий спектакль красок. Вырисовываются на фоне ночного неба подсвеченные снизу здания, над входами в бары, рестораны, кабаре мерцают неоновые вывески, а из окон льется негасимый свет, говорящий о домашнем уюте. Ступить в ночную жизнь все равно, что попасть в другой мир; места, кажущиеся самыми заурядными и непривлекательными днем, могут ночью стать раем для фотографов. Самый продуктивный для фотографа период первый час после заката, когда краски неба переходят от пламенно-алых к бархатно-синим. Главное, о чем вам следует помнить, что типичная ночная сцена содержит яркие, броские огни на темном, мрачном фоне. Если вы целиком доверите всю работу автоматике, то, скорее всего, получите результаты с серьезной ошибкой в выдержке. Главная вина тому – яркие огни. Они «одурачат» ваш фотоаппарат, «задав» ему слишком короткую выдержку, а оставшаяся часть сцены выйдет слишком темной. Чтобы избежать этого, замерьте экспонометром важнейшую часть сцены, исключив из кадра все остальные элементы. Если снимаете подсвеченное здание на фоне ночного неба, подойдите к нему вплотную и только тогда произведите замер экспонометром, так чтобы темное окружение не ввело в заблуждение ваш прибор. Если же снимаете людей, сидящих у костра, замерьте экспозицию от их одежды, так чтобы экспонометр не был обманут ярким светом пламени. Если собираетесь фотографировать привычные сцены: гавани с кораблями, здания с подсветкой, городские пейзажи – лучше всего снимать сразу после заката, когда еще не все краски неба исчезли. Это не только даст вам хороший фон, но и облегчит установку правильной экспозиции. Один из самых популярных объектов ночной съемки – яркие полосы света от уличного движения. Потребуется возвышение, с которого хорошо просматривается выбранная вами дорога. Лучшее время года для съемок – поздняя осень или зима, когда дни короткие и часы пик приходятся на темное время суток. Заняв выгодную позицию, поставьте камеру на штатив и скомпонуйте кадр. Теперь вам осталось только дождаться, когда покатятся машины со светящимися огнями, и открыть затвор. Для лучших результатов поставьте на выдержку «В» и пользуйтесь тросиком: это позволит держать затвор открытым сколько нужно. Архитектура. Архитектура один из наиболее доступных сюжетов для съемок. Здания самых разнообразных форм, размеров, раскрасок и замыслов стоят повсюду и везде. Изменения стилей ярко отражают исторические периоды здесь бесчисленные возможности для проявления творчества фотографа! Да что там говорить, присмотритесь просто к домам на своей улице, вдруг и они станут источником превосходных фоторабот! Цель архитектурного фотографа, как и пейзажного, запечатлеть характерные особенности объекта посредством удачно найденной композиции и выбранного освещения. Фотографу очень важно понимать особенности архитектурных стилей точно так же, как, имея представление о портретируемом человеке, вы лучше сумеете передать на снимке его личность. Техническое совершенство архитектурного снимка дело техники.Ведь дом или храм не упорхнут с места, как пташка или бабочка, и не «обругают тебя последними словами», когда на них наведешь камеру, как мог бы случайный прохожий. Можешь смело искать, сколько потребуется, выгодную точку для съемки, или часами, а то и днями, дожидаться наилучших погодных условий. Характер освещения очень влияет и на внешний вид фотографируемого объекта и на атмосферу снимка, так что тут есть над чем подумать. Для различных типов зданий подходят и различные формы освещения. К примеру, старинные здания лучше фотографировать предвечернею порой, когда теплый золотистый свет буквально оживляет их богатую фактуру и даже саму каменную кладку. Зато дерзко рвущиеся ввысь современные конструкции лучше смотрятся в ярком, резком свете, а хорошим фоном, в полной мере выявляющим их мощные прямые линии, послужит безупречная небесная синева. Хорошо также «поймать» аппаратом солнечные блики на стеклянной поверхности, когда фасад находится в тени, а основной солнечный свет направлен на здания с противоположной стороны. Как правило, никуда не годится унылая хмурая погода, ибо неяркий свет «глушит» саму фактуру здания и уменьшает глубину. Следует избегать и резкого полуденного света, потому что он создает проблемы, вызванные контрастом. Но резкий солнечный свет будет в самый раз, если вы ставите целью дерзкий абстрактный сюжет, а туманная заря привнесет поэзию в образы старинных зданий. Когда на исходе дня тускнеет естественный свет, драматически изменяется и внешний вид зданий. Особенно поразительно выглядят в последних солнечных лучах высокие постройки, когда пятна закатного света пламенеют на их фасадах. Опустится ночная тьма, зажжется искусственное освещение и снимай в свое удовольствие. Хочешь – ночные кафе, а хочешь – величественные городские панорамы. Наилучшая точка съемки та, с которой можно получить наиболее впечатляющий снимок здания. Поэтому не ленитесь и не бойтесь потратить время, рассматривая ваш «объект» под разными углами.Снимать здания, становясь по центру перед фасадом – самый нехитрый путь. Вот только результаты из-за этого отсутствия глубины могут показаться плоскими, чтоб не сказать примитивными. Во избежание этого лучше создать впечатление трехмерного пространства – можно сдвинуться к углу, откуда фасад здания все равно будет хорошо просматриваться. Также можно снимать под очень большим или, напротив, очень малым углом, ибо таким путем получаются непривычные для глаза снимки. Литература
|