Горный велоспорт Украины
Кручу, кручу, кручу педали, кручу,
С горы, с горы, с горы как птица лечу.
Навстречу лету, лечу по свету
Кручу, лечу, куда хочу.
(сл. А. Хайт, муз. Б.Савельев - м/ф "Кот Леопольд") |
Велосипедным спортом я увлекаюсь уже на протяжении девяти лет. Весной, летом и осенью я стараюсь каждый день уделять несколько часов тренировкам на велосипеде.
Первый мой «двухколесный спутник» представлял собой обычный шоссейный велосипед с одной скоростью. Со временем я совершенствовала навыки езды на нем, и постепенно меняла велосипеды на более лучшие. На данный момент я провожу свои велотренировки на горном велосипеде, предназначенном для скоростной езды по пересечённой местности (кросс-кантри) (рис.1).
Рис.1. Я на велопрогулке
Эти незабываемые ощущения, которые испытываешь, когда несешься с крутого склона с огромной скоростью, или велопрогулка по лесу, или участие в велопутешествиях с веселой и дружной компанией - помогают забыть мирские заботы, неурядицы, грусть. Занимаясь велоспортом, ты приобретаешь огромный заряд бодрости, положительных эмоций, радости, счастья и адреналина. К тому же, результатом таких тренировок являются сильные, красивые и крепкие ноги и, конечно же, хорошее настроение и масса незабываемых впечатлений. Я очень люблю велоспорт и далее расскажу Вам интересные факты о нем (более детально остановлюсь на горном велосипеде).
Велосипед(из фр. velocipede, от лат. velox — быстрый и pes — нога) — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх-, и четырёх-, и даже одноколёсные велосипеды.
Ныне во всём мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед — самое распространённое транспортное средство. Он стал таковым благодаря низкой стоимости, лёгкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности. В 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 года. За велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые.
Велосипедный спорт (в широком смысле слова) — это перемещение по земле с использованием транспортных средств (велосипедов), движимых мускульной силой человека. Он (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо (рис.2) и велобол и др.
Рис. 2. Фрагмент игры в велополо
Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон (рис.3). Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление дистанции.
Рис. 3. Триатлон
Как вид спорта, велосипедный спорт управляется Международным союзом велосипедистов, находящимся в Швейцарии.
Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike) — велосипед, предназначенный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Также «горный велосипед» — совокупное название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
Считается, что примерно около тридцати лет назад Гарри Тернер, основатель компании GT, изобрел горный велосипед - mountain bike. Идея создания велосипеда была на удивление прозаична. Дело в том, что летом многочисленные подъемники для горнолыжного спорта простаивают. А, приделав к раме обычного дорожного велосипеда толстые колеса и навесив на него более мощные тормоза, получается прочный и проходимый байк, на котором вполне можно подниматься на подъемнике и скатываться вниз.
Потом появилась идея самостоятельного подъема на велосипеде в гору и велосипед обзавелся большим количеством передач. Вот так и появился нынче очень модный и популярный горный велосипед.
Основными отличиями маунтин байка являются широкие (около двух дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм), рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности, до 29-33 см и большое количество передач (21-27) с широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого перепада высот, при котором еще можно ехать.
Горные велосипеды эксплуатируются в экстремальных условиях и требования удобства и эффективность управления играют не меньшую роль, чем снижение веса, поэтому гидравлические тормоза или амортизационные вилки, появились именно в MTB.
Горные велосипеды бывают двух основных видов: хардтейлы и двухподвесы.
Горный велосипед - Хардтейл (Hardtail).
Рис. 4. Горный велосипед – Хардтейл
фото взято на:
Это горные велосипеды, не имеющие заднего амортизатора (рис.4). Самое широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до соревнований по дисциплинам кантри-кросс, байк-кросс, слалом, триал. Могут быть жесткие (rigid) - это горные велосипеды, не имеющие переднего амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном изготавливаются из алюминиевых сплавов. Самые дешевые - из стальных труб (Hi-Ten).
Горный велосипед - Двухподвес.
Рис. 5. Двухподвес
Это горные велосипеды, имеющие амортизацию, как переднего, так и заднего колеса (рис.5). Эти велосипеды идеально подходят для езды по пересеченной местности, так как амортизаторы сглаживают толчки, в результате чего улучшается управляемость велосипедом и повышается комфорт движения.
“Горные велосипеды” Комфорт (Comfort).
К этой группе относятся велосипеды с колесами 650~700 мм, тормозами с антиблокировкой, амортизированным подседельным штырем, имеющих, в общем, полный набор для безопасной и комфортной езды. Эти велосипеды вобщем не предназначены для езды с интенсивной нагрузкой и в сложных условиях, а с горными велосипедами их объединяет геометрия рамы.
Выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды:
- велотриала (преодоления естественных или искусственных препятствий);
- дёрта (прыжков по сериям трамплинов с выполнением трюков) (рис.6);
Рис. 6. Дёрт
- стрита (экстремального катания по улицам городов и иным искусственным объектам);
- слоупстайла;
- кросс-кантри (скоростной езды по пересечённой местности);
Рис. 7. Кросс-кантри
- параллельного слалома, байкер-кросса (одновременного спуска нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы);
- скоростного спуска (даунхилла);
- фрирайда;
- и другие
Различаются данные категории велосипедов, прежде всего, разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет механическая прочность и качество амортизации.
Каждый тип горного велосипеда обладает определенными техническими характеристиками и конструкционными особенностями.
Так что быстрее запасайтесь «двухколесным другом», а если он у вас уже есть – вперед за новыми незабываемыми приключениями! Удачи вам!