Территориально-транспортное планирование города на стадии Генерального плана и Комплексной транспортной схемы, определяет задачи развития транспортного каркаса и мероприятия по их реализации. Одним из методов анализа состояния транспортной системы, применяемых при разработке указанных документов, является моделирование транспортных потоков на улично-дорожной сети.
Процесс моделирования можно разделить на два этапа: построение модели, оптимально приближенной к современному состоянию транспортной системы и построение модели, отражающей влияние проектных решений на работу транспортной системы в будущем. Несомненно, необходим подход, позволяющий учитывать неопределенность в данных оптимизационных моделях.
При формировании опорной модели неопределенность проявляется в недостаточной полноте сведений о параметрах улично-дорожной сети, данных об использовании территорий, о социально-экономической ситуации в городе и в зоне его влияния. Причем, существует вероятность совершения ошибок и при сборе исходных данных.
Неопределенность при моделировании перспективного состояния транспортной системы возникает в процессе поиска оптимальной комбинации проектных мероприятий для наиболее эффективного решения задач развития УДС.
Для компенсации нежелательного эффекта от воздействия неопределенности возможно применение сценарного подхода к процессу моделирования.
В процессе построения опорного плана следует уделить особое внимание параметрам модели, которые могут быть неточными. Как правило, это распределение работающего населения и мест приложения труда на изучаемой территории (особенно, их количество в городском центре), соотношение между использованием индивидуального и общественного транспорта в часы «пик», объемы транзитных потоков через город, общий и «пиковый» размер маятниковой миграции между городом и зоной его влияния и многое другое. Делая поправку на неточность вышеуказанных параметров можно сформировать несколько «сценариев» опорной модели. Выбор оптимального сценария производится в процессе сравнения результатов модельных расчетов с результатами обследования.
Также с помощью сценарного подхода производится корректировка воздействия неопределенности при выработке проектных предложений. Здесь можно выделить три основных направления разработки сценариев: варианты территориального развития города и зоны его влияния, варианты реализации мероприятий на улично-дорожной сети и варианты развития системы организации движения.
Первоначально формируется так называемый «нулевой» сценарий, учитывающий перспективное развитие территории при сохранении современного состояния улично-дорожной сети. Анализ результатов расчетов подобного сценария позволяет не только выявить недостатки современной транспортной системы, но и оценить последствия отказа проведения каких-либо мероприятий по развитию УДС на перспективу.
В процессе изучения перспективных вариантов территориального развития для сценариев отбираются наиболее масштабные изменения на достаточно крупных элементах территории. Такие, как значительное снижение/увеличение количества мест приложения труда в городском центре, существенный отток постоянного населения из города в пригородную зону, комплексное развитие неосвоенных ранее крупных территорий, причем особенное внимание следует уделить, если они отделены преградами от основной территории города. Анализ модельных расчетов по сценариям, сформированных подобным образом, позволяет выявить наиболее «слабые» места в транспортной системе города.
В рамках каждого сценария выполняется по два расчета – расчет потоков на общественном транспорте и расчет потоков индивидуального транспорта. Расчеты выполняются с помощью известной математической модели формирования и распределения транспортных потоков [1] и программного комплекса, разработанного в ЭМИ РАН и ЗАО «Петербургский НИПИГрад».
Сравнительный анализ результатов расчетов является одним из этапов прогноза изменения потоков на транспортной сети. Методика прогноза соединяет подходы, основанные на прогнозе коэффициентов роста и прогнозе матрицы межрайонных корреспонденций.
Таким образом, сценарный подход при моделировании транспортных потоков помогает принимать наиболее эффективные и аргументированные проектные решения по транспортным параметрам отдельных участков и узлов сети, транспортной сети в целом, а также решения по организации движения.
Литература:
1. Мягков В.Н., Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Математическое обеспечение градостроительного проектирования, Л.: Наука, 1989, 144 с
2. Петрович М.Л. Базисный план городской территории, в сб. Городское строительство: юбилейный сборник статей, посвященный 50-летию кафедры/ СПбГАСУ,- СПб, 2004,84 с.
|