Крупнейшие города совместно с населенными пунктами своих областей образуют целостную социально-экономическую общность, консолидированную территорию, устойчивое функционирование которой осуществляется по закономерностям, имеющим много общего и требующим адекватного развития инфраструктуры, при этом зона влияния главного центра представляет собой пространство, отражающее циклы жизнедеятельности городского и областного населения: суточные, недельные, сезонные, а также уровень развития транспортной системы и социально-экономического потенциала региона в целом.
В результате процесса урбанизации, наблюдавшегося в течение XX века, в России число городов с населением более 100 тыс. человек возросло с 7 до 163, из них 34 города (против двух на начало века) образовали группу крупных и крупнейших городов с населением более 500 тыс. жителей. Именно эти города и определили развитие сети общегосударственных автомобильных дорог, для пропуска которых через городские территории еще в классификации 30-х годов городских улиц (ОСТ 7784 ВСКХ) в начале была предусмотрена категория транзитных магистралей [4]. При восстановлении и развитии улично-дорожной сети в послевоенные годы в крупных городах стали применяться специальные магистрали, называемые "улицы - въезды", с центральной проезжей частью для пропуска основного автомобильного потока и боковыми проездами для местного движения [5]. В отдельных случаях боковые проезды со светофорным регулированием на перекрестках использовались для движения автобусов и троллейбусов, что повышало однородность автомобильного потока по центральной проезжей части и обеспечивало высокую пропускную способность магистрали. В Москве такое движение транспорта организовано на пр. Ленинградском и Вернадского, но по непонятным причинам не организовано на пр. Ленинском - правительственной трассе.
В 60-х годах прошлого столетья, для всех крупных и крупнейших городов было рекомендовано строительство обходных дорог. Это существенно ограничивало транзитное движение через города и повышало надежность работы всей магистральной сети. Тем не менее общая протяженность участков основных государственных дорог в пределах городских территорий по данным ОАО "ГипродорНИИ" в настоящее время составляет 2390 км, что позволяет считать проблему транзитного движения автотранспорта весьма актуальной.
В Москве (1963г.) была построена московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), закрепившая границу города. В то время МКАД проходила на значительном удалении от городской застройки и реально выполняла функцию автомобильной дороги общегосударственного значения, к которой подходили еще не менее 10 автодорог такого же уровня.
Быстрый рост населения Москвы (1969г.- 6,1 млн.; 1980 – 8; млн.; 2004 - 10,4 млн. человек зарегистрированных жителей) интенсивное жилищное строительство практически исчерпали ресурс свободных территорий и город официально и неофициально переступил установленную границу. Освоение ближайших территорий бывшего лесопаркового пояса под коттеджные поселки превратило МКАД в городскую автомобильную дорогу периферийной зоны Москвы. При этом МКАД продолжает выполнять основную функцию магистральной дороги федерального значения, что в условиях смешанного и напряженного движения крайне осложняет прохождение транспортных средств, следующих транзитом. Даже выполненная сплошная реконструкция МКАД в 1994-1998 гг., в результате которой проезжая часть была расширена с 4-6 до 8 полос движения, плюс обочины, используемые в часы-пик для проезда, не позволяют справляться с возросшими транспортными потоками, в периоды максимальной интенсивности движения, когда происходит полное заполнение магистрали, а это поток 45-50 тыс. автомобилей, движение замирает и МКАД превращается в газовое кольцо, наблюдаемое на расстоянии не вооруженным глазом. Какая экологически "чистая" среда будет наблюдаться в Москве после завершения намеченного властями города строительства 4 и 5 автомобильного кольца жители спальных районов пока не догадываются. Но то, что простительно жителям, не может быть дозволено руководству города и специалистам, допускающим такие ситуации. А в Москве имеется еще Садовое кольцо с 10 тыс., 3-е транспортное кольцо с 25 тыс. автомобилей и не менее десятка основных радиальных магистралей с километровыми автомобильными заторами.
Любая масштабная программа не может осуществляться без соответствующей подготовки и страховки, об этом приходится говорить даже задним числом, только для того чтобы в других городах не повторяли бесконечные просчеты Москвы в развитии транспортной системы.
У МКАД есть какой никакой дублер в виде малой Московской кольцевой дороги 50-х годов военно-стратегического назначения, удаленной от Москвы на 25-30 км. Эту дорогу еще до начала реконструкции МКАД целесообразно было расширить до 4-6 полос движения, смягчить продольные уклоны, устроить путепроводные пересечения с железными дорогами и отвести транзитное движение от границ Москвы. Но время ушло. Теперь на основе этой дороги, а это не менее 60% протяженности будущей магистрали, проектируется Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области (ЦКАД), подобно МКАД, но уже с совмещением трасс международных транспортных коридоров: II - Берлин - Варшава - Минск Москва Нижний Новгород и IX - Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва Киев - Одесса.
Намеченные к строительству ЦКАД северный и южный участки малой кольцевой автодороги и частично западный участок Большой кольцевой автодороги проходят по исключительно ценной в природном отношении и наиболее освоенной территории пригородной зоны Москвы с многочисленными рекреационными, оздоровительными и лечебными учреждениями, с интенсивно развивающимся индивидуальным строительством, для обслуживания которых и следовало реконструировать существующие дороги, но прокладывать по ним пан- или трансевропейские транспортные магистрали принципиально не верно, бесперспективно и безнравственно.
Не хотелось бы признавать, что слабые экономические обоснования транспортно-градостроительных проектов это отражение национальных особенностей, перерастающих в национальное бедствие, но как показывает практика, количество отрицательных примеров превалирует над положительными.
Московская область по развитию магистральной сети автодорог отстает от среднеевропейского уровня не менее чем в 5 раз. В настоящее время на подмосковных территориях перерабатывается более 60% российских автомобильных грузов ("АиФ - Москва" №1, 2004 г.). Здесь следует не только реконструировать, но и строить ускоренными темпами новые автомагистрали по европейским стандартам. Для этого необходима концепция долгосрочного развития транспортной системы европейской части страны. Вполне вероятно, что для решения важнейшей проблемы московского транспортного узла может оказаться недостаточным территории Московской области и потребуется пространство периферийных зон смежных областей, так как эта сложнейшая задача выходит за рамки интересов одного субъекта Федерации даже такого, как Москва или Московская область.
Задачи, стоящие при формировании единой транспортной системы страны могут быть успешно реализованы при адекватности учета долгосрочного спроса на транспортные услуги и прогнозируемого развития транспортной инфраструктуры регионов, образованных, прежде всего, вокруг крупнейших городов, в увязке с их стратегическими приоритетами в освоении природных, экономических и территориальных ресурсов [3].
Крупнейшие города России, обусловившие возникновение важнейших транспортных узлов, должны переходить от констатации фактов транспортных проблем к планомерной ликвидации причин, вызвавших эти проблемы, на основе выявленных потребностей населения и экономики в транспортном обслуживании, на основе научно обоснованных программ долгосрочного развития городских, агломерационных, региональных и общегосударственных путей сообщения.
Транспортные проблемы собственно крупнейших городов могут быть представлены, в самом общем и принципиальном виде, как два полярно ориентированных состояния наибольшей транспортной напряженности, вызываемой тяготением населения в центральный район в утренние часы-пик рабочих дней, а также выездом горожан в пригородную зону накануне выходных и праздничных дней. Решение этих задач связано с обоснованием степени развития структуроформирующей сети магистралей и на этом должно быть сосредоточено внимание проектировщиков при разработке генеральных планов городов. Развитие вспомогательной сети магистралей, как правило, не создает больших сложностей. Оно обусловлено планировочной организацией пространств, образованных транспортным каркасом магистральной сети города. Магистрали районного значения и местная сеть улиц развиваются по социальным требованиям обслуживания населения и рациональным техническим параметрам организации сети магистралей.
Расчёту подлежит основная магистральная сеть города, обеспечивающая от 40 до 60 % общего объема работы автотранспорта, что и должно быть гарантировано на долгие годы.
Для городских агломераций важнейшая транспортная проблема заключается в обеспечении пропуска (перевозки) концентрированных транспортных (пассажирских) потоков из пригородных районов в город-центр, отличающихся неравномерностью движения по направлениям в 1,5-2 раза и более. Решение этой проблемы видится в возможно полной изоляции транзитных автомобильных потоков федерального и регионального уровня не только от территорий крупных и крупнейших городов, но также территорий их агломераций и даже пригородных зон. Это необходимо как для разгрузки основных радиальных дорог, для защиты окружающей городской и природной среды, так и для обеспечения надёжных условий движения транспорта дальнего следования независимо от местного движения.
Каждая планировочная зона города, агломерации, как и вся территория системы расселения должны иметь свой транспортный контур, ограничивающий проникновение транзитного транспорта внутрь территорий. По новым трассам внешних дорог возникнут грузовые станции, терминалы и прочие объекты дорожной инфраструктуры, что позволит предоставить новые рабочие места жителям периферийных зон и тем самым изменить моноцентричную систему расселения, обусловливающую центростремительные потоки.
Существующие автомобильные дороги федерального и регионального значения в пределах пригородных зон городов должны получить статус дорог внутрисистемного значения (секторных, зональных) и претерпеть полную модернизацию с учётом специфики транспортных потоков на связях «пригородная зона - город – центр».
В силу чрезвычайного отставания в развитии транспортных систем, транспортных узлов; в зонах крупнейших городов, они стали самыми узкими местами в транспортной системе страны. Правительству страны необходимо радикально пересмотреть программу перспективного развития и модернизации федеральной автодорожной сети, часто проложенной по территории крупнейших городов или в пределах ближайших территорий (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань и др.).
Новые трассы автодорог федерального значения, как правило, должны проходить за пределами 25 км зоны для миллионных городов и 50 км зоны для Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволит обеспечить нормальные условия для межрегиональных связей и развить необходимую инфраструктуру для обслуживания международных перевозок и международных транспортных коридоров, включая таможенные терминалы, дистрипарки, логистические центры. Для градостроителей это будет связано с определением трасс новых магистралей, резервированием территорий в зонах их прохождения, определением регламентов использования, с развитием или реконструкцией поселений в периферийных зонах систем расселения. Концептуальная модель планировочных организаций магистральных систем городов и систем расселения представлена на рисунке 1.
 Категория системы: 1. крупнейшая; 2. крупная; 3. средняя; 4. малая. Уровень магистралей: P% федеральный; — региональный; — внутрисистемный; — — межрегиональный; – – – местный.
Рисунок 1 - Модель планировочной организации сети магистралей в зонах формирования систем расселения
Литература
1. Агасьянц А.А. Планировочная организация транспортной инфраструктуры групповых систем населенных мест. //Транспортно-планировочная организация городов и групповых систем населённых мест./ Сб.науч.тр.- М.: ЦНИИП Градостроительства, 1980, с. 6-22.
2. Рекомендации по формированию и развитию транспортной инфраструктуры групповых систем населённых мест - М.: ЦНИИП Градостроительства, 1987, с. 90.
3. Аспекты развития единой транспортной системы России. КИПС инфо, № 1, 2003, с. 6. Транспортная стратегия россии. Всероссийская науч.-прак.конф.
4. Куренков П.А., Кобзарь С.Г. Транспорт при планировке городов - М.-Л: Гл. ред. строительной литературы, 1937.
5. Страментов А. Е. Дороги (городские и внутризаводские), ч.1, Проектирование - М.: изд-во МКХ РСФСР, 1957.
|