ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Душевин Василий Юрьевич

Душевин Василий Юрьевич

Электротехнический факультет

Кафедра электроснабжения промышленных предприятий и городов

Специальность «Электротехнические системы электропотребления»

Прогнозирование искробезопасных параметров сложных электрических цепей рудничного оборудования

Научный руководитель: к.т.н. доц. Бершадский Илья Адольфович



Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске 

Управление автомобилем силой мысли

Даная тема представляет для меня огромный интерес с одной стороны, как для начинающего водителя, а с другой стороны – всегда увлекался идеей мысленного управления различными обьектами. Сама по себе данная технология безумно перспективна. Представьте себе картину  мира, где парализованные люди смогут управлять компьютером, машиной, умным домом и т.д. Занимательно, не правда ли?   

Инженеры проекта BrainDriver лаборатории AutoNOMOS стали первопроходцами в области управления машиной посредством мыслей. Ядро команды – группа искусственного интеллекта (Kunstliche Intelligenz) Свободного университета Берлина, которую возглавляет профессор Рауль Рохас (причастен к созданию робота-пчёлы (RoboBee), электронной доски EChalk и команды роботов-футболистов FUFighters)[1].


Рис. 1  Автомобиль, управляемый силой мысли, назвали просто – MadeInGermany. Видимо, сказались вековые традиции местных мастеров (фото AutoNOMOS Labs).

Рауль и его коллеги создали на базе Volkswagen Passat почти автономный автомобиль, направление движения которого, а также скорость определяют мысли водителя.

Рис. 2  Электронной начинкой Пассата занимались специалисты Volkswagen Electronics Research Laboratory, а разработчики сконцентрировались на программном обеспечении.

Прежде всего, изобретатели снабдили машину всевозможными датчиками и камерами, чтобы уберечь водителяиспытателя от возможных неприятных последствий мысленного управления.

Лазерные и микроволновые радары обеспечивают автомобиль круговым обзором, позволяющим предотвратить столкновение с препятствиями. Кроме того, нынешний прототип способен почувствовать впереди идущее транспортное средство на расстоянии до 200 метров[2].

Рис. 3  «Шапочка», продукт американской компании Emotiv, свободно продаётся по цене $300 за штуку. Ещё за $500 можно приобрести инструментарий для разработки программ. На схеме внизу показано расположение 16 датчиков и регистрируемая ими «картина» активности мозга (иллюстрации AutoNOMOS Labs).

Затем немецкие инженеры разработали интерфейс мозг человека – автомобиль. На голову добровольца одевается специальная шапочка с 16 сенсорами. Она считывает электроэнцефалограмму, а программное обеспечение (оригинальное, изменённое под нужды данного проекта) определяет, о чём думает человек[3]. Конечно, конкретные мысли оно прочитать не в состоянии. Но его можно заранее обучить, что определённая картинка мозговых волн должна быть интерпретирована как поворот направо, другая – поворот налево, а третья и четвёртая – разгон и торможение.

Разработчики создают автономные автомобили-роботы давно. В 2007 году команда Team Berlin, состоящая в основном из спецов Свободного университета, стала полуфиналистом гонки DARPA Urban Challenge[1]. Кроме того, немецкие инженеры приспособили к управлению машинами iPhone и iPad (проекты iDriver и Autonomous taxi), а также освоили вождение при помощи глаз (проект eyeDriver).

Сначала будущий водитель-доброволец тренировал программу, управляя виртуальным кубиком на мониторе компьютера. Он мысленно отправлял его направо и налево. Так софт получил представление о мыслях водителя. Затем настоящий тестдрайв был устроен управляемому одними лишь мыслями Пассату. «Учения» проходили на территории ныне не работающего аэропорта Темпельхоф.

Как пишут разработчики на своём сайте: «На сегодня это лишь демонстрационный опыт. И полученного результата, конечно, недостаточно для проведения полноценных дорожных испытаний. Но потенциал у человеко-машинного интерфейса огромен».

Рис. 4  «Наши тесты показали, что между задуманной командой и реакцией машины существует небольшая задержка», – рассказывают разработчики. Видимо, для нынешних испытаний она несущественна (фото Freie Universitat Berlin).

Нынешняя разработка, прежде всего, любопытный эксперимент: инженерам ещё необходимо научить человека и машину полноценно работать в контакте. Но, возможно, в будущем силой мысли управлять автомобилем смогут инвалиды, которым пока подвластны лишь креслакаталки да некоторые экзоскелеты.

Кроме того, интерфейс может пригодиться для управления другими устройствами, а также для создания «гибридного» управления автомобилем или какойлибо другой техникой (продвинутыми экзоскелетами, например).

Ранее на дороги выходили автомобилироботы (в том числе для слепых), некоторые из них покоряли горные серпантины и даже отправлялись в дальние путешествия, а также успешно их завершали.


Используемые ссылки

  1. http://www.membrana.ru/particle/15763
  2. http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/nemtsy-oprobovali-myslennoe-upravlenie-avtomobilem
  3. http://insidetechnology.ru/razrabotan-novyj-sposob-upravleniya-mashinoj/

 Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске