ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Колесникова Ольга Валерьевна

Колесникова Ольга Валерьевна

Электротехнический факультет (ЭТФ)

Кафедра электрических станций (ЭС)

Специальность «Электрические станции» (ЭС)

«Разработка метода интеллектуального определения режима работы генераторов ТЭС»

Научный руководитель: д.т.н., проф., Гребченко Николай Васильевич



Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Список ссылок | Отчет о поиске

Воронцовский дворец

В этом году я впервые посетила город Севастополь во время поездки на Всеукраинскую студенческую конференцию по электротехнике. В свободное от занятий время мы с участниками конференции смогли оценить всю красоту этого города, пройдясь по набережной, посетив Военно-исторический музей Черноморского флота, Аквариум, а также древнегреческий город Херсонес.

В оставшийся свободный день мы решили поехать на экскурсию по Южному берегу крыма (ЮБК). Сначала мы посетили диораму “Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года”, затем поехали на гору Кошка. Не узнать ее невозможно – настолько характерен ее профиль, напоминающий приготовившегося к прыжку зверя.

Но самое большое впечатление на меня произвел уникальный памятник архитектуры первой половины XXI в. - Воронцовский дворец, поэтому в разделе я хотела бы рассказать о его истории, архитектуре и парке.

Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова (1782-1856).

Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец – уникальный памятник архитектуры первой половины XXI в. Построенный в эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих – каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров – вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы [1].

Архитектура дворца

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI в. Расположение элементов идет от западных ворот— чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.

Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

История постройки

Дворец строился с 1830 по 1848 гг., как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора (1789—1879). Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).

На строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830—1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831—1837 гг. В 1841—1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838—1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 — 1846 гг.) [2].

Самый большой объем земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 гг. с помощью солдат саперного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

История дворца после постройки

До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.

После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.

В середине 1921 г. Воронцовский дворец открылся как музей.

В 1941 г. началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

С 1945 г. по 1955 г. он использовался в качестве государственной дачи.

В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

С 1990 года – Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник [3].

Интерьеры дворца

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Гюбера Робера (1733-1808).

Алупкинский парк

Шедевр садово-паркового искусства – Алупкинский парк. Его создатель – садовник-ботаник Карл-Август Кебах (1799-1851) занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк являясь парком-памятником общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 кв.м.

Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Например, «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сафо», «Обыкновенное чудо» [4].

Литература

  1. Тимофеев Л.Н. К вопросу о генезисе композиции Воронцовского дворца в Алупке - Труды ЛИСИ - Л., 1980
  2. Галиченко А.А. Алупка. Дворец и парк. - Киев., "Мистецтво". 1992
  3. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.Официальный сайт [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worontsovpalace.com.ua/
  4. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpalace.narod.ru/
  5. Фотографии взяты с сайта [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krim.biz.ua/foto-alupka.html

Резюме | Биография | Реферат | Библиотека | Список ссылок | Отчет о поиске