Источник: Материалы XV Всеукраинской студенческой научно-технической конференции г. Севастополь, 18-20 апреля 2010 г.
Практически на всех промышленных предприятиях, в том числе и в системе собственных нужд ТЭС, используются электродвигатели (ЭД). От их надежной работы зависят технико-экономические показатели предприятий и устойчивость процесса выработки электроэнергии на ТЭС. В эксплуатации часто происходят повреждения ЭД. Значительная доля повреждений присоединений кабель-двигатель – ЭД, в некоторых случаях до 90%, связана с возникновением и развитием локальных дефектов изоляции.
Актуальность задачи заключается в выявлении возникновения дефектов изоляции и их параметров (удаленность ldef и сопротивление дефекта Zdef) в рабочем режиме присоединения. По величине Zdef и скорости ее измерения можно прогнозировать предельно допустимую длительность эксплуатации присоединения tdop. Точное определение места локального дефекта ldef позволяет существенно сократить время, необходимое для устранения дефекта tust (сушка, чистка, и т.д.) и, в целом, - время нахождения присоединения в отключенном состоянии totkl. В промежуток времени до наступления tdop выбирается наиболее приемлемый момент (с точки зрения непрерывности или экономических показателей технологического процесса) для отключения присоединения и проведения профилактических мероприятий по восстановлению характеристик изоляции. Такое отключение проводится в том случае, если в промежуток времени до наступления tdop не предусмотрено плановое отключение.
В связи с изложенным поставлена задача разработки относительно простого метода выявления локальных дефектов изоляции (ВЛДИ) в рабочих режимах присоединений кабель – ЭД 6-10кВ, основанного на использовании результатов измерений параметров текущего режима (токов и напряжений фаз относительно земли).
Разработанный метод ВЛДИ основан на том, что любые, даже незначительные, изменения параметров электрооборудования (сопротивления обмоток, изоляции и т.д.) приводят к соответствующим изменениям параметров рабочего режима.
Выполнены лабораторные исследования и математическое моделирование рабочих режимов ЭД с различными дефектами изоляции. Погрешность определения параметров дефектов изоляции при применении метода ВЛДИ не превышала 16%.