ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Резюме
Магистр ДонНТУ Коломоец Валентина Витальевна

Коломоец Валентина Витальевна

Электротехнический факультет (ЭТФ)

Кафедра электрических станций (ЭС)

Специальность «Электрические станции» (ЭС)


«Дискретная математическая модель для анализа ПП в синхронных генераторах и блочных трансформаторах ЭС»

Научный руководитель: д.т.н., проф. Сивокобыленко Виталий Федорович


Мое увлечение Оригами

Совсем недавно я зарегестривровалась на YouTubе. Среди множества бесполезных ссылок нашлось довольно–таки интерсное видео – Оригами для чайников. Тут нахлынули воспоминая из детства: мамины журналы разодранные в клочья и весь двор усыпан самолетиками ))). Получили мы тогда по первое число! После этого оригами стало своебразным ТАБУ. И вот, сидя за монитором, я с улыбкой вспоминаю эти времена. Но сейчас не об этом...

Просмотрев кучу видео я принялась мастерить–творить. Конспекты за 4–ый курс ушли на ура. Признаюсь честно, пока из меня неважнецкий оригамист, но все это дело техники. Тренируюсь потихоньку.

Сейчас изучаю свойства бумаги. Мечтаю когда нибудь освоить мокрое складывание.

Теперь немнного расскажу что это за Оригами такое...

Оригами – древнее искусство бумажной пластики или, проще говоря, складывания фигурок из бумаги. Родившись много столетий тому назад на Востоке, оно сумело покорить сердца людей во всех уголках Земли [2].

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников [1].

Классическое оригами складывается из квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911 – 2005) [1].

Виды и техники оригами

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Кусудама (яп. «лекарственный шар») – бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами. Однако, кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или склеивания. В то же время, другие признают, что в раннем традиционном японском оригами часто использовалось разрезание бумаги и склеивание и отдают должное кусудаме, как важному объекту складывания среди других моделей оригами [6].

Модульное оригами – техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой [1].

Стандартный модуль

Фигуры модульного оригами [2]

Простое оригами

Простое оригами – стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты [3].

Соорудим коробочку

Кое-что посложнее (видео с YouTubе)


Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) – один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана – дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки [4].

Изготовление розы Кавасаки (видео с YouTubе) и ее развертка



Мокрое складывание

Мокрое складывание – техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов – в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Работы бумажных дел мастера Эрика Жуазеля


Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70 – 90 г/м2. Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м2) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по–японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2.5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая – цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи. Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы [7].

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести – и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга [7].

Математика в оригами

Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.

Примечательно, что бумага показывает нулевую гауссову кривизну во всех точках поверхности, и только сгибы представляют собой линии нулевой кривизны. Но кривизна вдоль поверхности неизогнутой складки на влажной бумаге или складки ногтем не удовлетворяют этому условию.

То, что составление плоской модели из образца складки является NP-полным было доказано Маршаллом Берном и Барри Хайесом.

Проблема твёрдого оригами имеет некоторое практическое значение. Она формулируется так: если мы заменим бумагу листом металла и будем использовать стержни вместо линий складок, то сможем ли мы получить соответствующую модель? Примером решения этой проблемы являются твёрдые сгибы Миуры, используемые для развёртывания массивов солнечных батарей для космических спутников.

    Рекомендуемые ссылки

  1. Материал из «Википедии» – свободной энциклопедии [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  2. Схемы оригами из бумаги: от простого к сложному [электронный ресурс] – Режим доступа: http://origamis.ru/;
  3. Оригами видео схемы [электронный ресурс] – Режим доступа: http://iz-bumagi.com
  4. Yourorigami.info – Что такое оригами? [электронный ресурс] – Режим доступа: http://yourorigami.info/
  5. Литература

  6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт–Петербург, «Химия», 1995
  7. Cунбоук Cмит. Волшебный мир оригами. M: “ Клуб семейного досуга”, 2007
  8. Akabane Natsumi Encyclopedia of paper-folding designs. PIE BOOKS, 2008

Резюме