Источник: http://www.tpu.ru/files/event/ctt-tom1.pdf c.27
Проект по электрической части станций и подстанций является одним из основных при подготовке бакалавров и специалистов по направлению 140200 "Электроэнергетика".
Выполняется он в сжатые сроки и представляет трудности для студентов в силу большого количества информации, которую необходимо усвоить в процессе изложения материала на лекционных, практических, лабораторных занятиях, и тут же ее применить для выполнения конкретного задания.
В данном докладе рассматривается использование современных компьютерных средств для разработки электронного курсового проекта.
Прежде всего, необходимо отметить, что применение этих средств стало возможным после многолетней работы над методическими материалами и специализированными расчетными программами.
В составе электронного курсового проекта можно выделить текстовую часть и расчетные программы.
Текстовая часть разбита на разделы (подразделы) и выполнена в гипертекстовом виде. Текст иллюстрирован формулами, таблицами, списком литературных источников.
В качестве расчетных программ используются как промышленные (например, программа GTCURR, являющаяся стандартом для выполнения режимов коротких замыканий в проектных институтах), так и специализированные программы. В разработку последних значительных вклад внесли и вносят студенты кафедры "Электрические станции" Томского политехнического университета [1]. Запуск расчетных программ производится из самой среды электронного проекта. На рис.1 представлен фрагмент текстовой части электронного курсового проекта, на рис.2 – фрагмент расчетной программы.
Рис.1 – Фрагмент электронного курсового проекта.
В качестве среды программирования (создания гипертекстовой структуры) использована система Macromedia RoboHelp Office X5, одно из самых быстрых и простых средств для создания профессиональных справочных систем и документации. Выбор этой системы также определился возможностью использования для текстовой части популярного редактора Microsoft Word, и, следовательно, удобным подключением методического материала, выполненного именно в среде этого редактора; возможностью параллельного наполнения электронных материалов – разработка отдельных приложений разными авторами, включая документацию и расчетные программы; легкостью связи отдельных приложений посредством гипертекстовых ссылок.
При разработке представления текстовой части электронного проекта учитывалось факторы утомляемости и активизации восприятия. Например, предусмотрено поэкранное представление материала, так как длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения знаний. Для акцентирования внимания использовано разумное выделение отдельных слов (фраз) цветом и фоном. Кроме того, текст снабжен ссылками "Внимание", для исключения ошибок, наиболее часто встречающихся при вы- полнении курсового проекта.
Данный электронный курсовой проект не заменяет имеющие печатные издания по рассматриваемым вопросам. Он содержит описание рациональных приемов выполнения заданий, рекомендации по эффективному использованию предложенных материалов, их оформлению в инженерном виде (таблицы, схемы). Более того, для выполнения курсового проекта предполагается привлечение печатной технической литературы (справочники, нормативная документация и т.д.).
Достоинствами представляемого электронного курсового проекта для преподавателей является возможность оперативного внесения изменений; использования его для разных видов аудиторных (практических, лабораторных) занятий и самостоятельного изучения. Пользователи получают удобный инструмент для качественного выполнения курсового проекта с возможностью выбора индивидуального темпа изучения материала в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности.
Рис.2 – Фрагмент расчетной программы
В заключении следует отметить, что выполненная по данной тематике выпускная квалификационная работа [2] была награждена дипломом Минобразования РФ на Всероссийском конкурсе ВКР по специальностям направления "Электроэнергетика".