Источник: ЕЛЕКТРОТЕХНІЧНІ І ЕЛЕКТРОМЕХАНІЧНІ СИСТЕМИ – 2011 / Матеріали XVI Всеукраїнський. студен. наук.–техн. конф., м. Севастополь, 18 – 20 квітня 2011 / М-во освіти і науки, молоді та спорту України, Севастоп. нац. тех. ун-т; наук. ред. О.М. Дегтярьов – Севастополь: СевНТУ, 2011. – 176 с.
В настоящее время в связи с широким применением частотных преобразователей в промышленности, становиться актуальным вопрос исследования частотного пуска и переходных процессов (ПП) в асинхронных двигателях (АД) в различных режимах.
Частотно-регулируемый электропривод предназначен для плавного изменения скорости и момента вращения вала электродвигателя путем изменения частоты питающего напряжения. При этом в рабочих режимах представляется возможным изменять потребляемую мощность АД в зависимости от степени загрузки механизма, что дает возможность существенно снизить потребление электрической энергии. При частотном пуске АД снижаются пусковые токи и динамический электромагнитный момент. Это увеличивает ресурс привода, особенно когда имеют место частые пуски АД.
В связи с высокой стоимостью частотных преобразователей (ЧП) в данной работе рассмотрена возможность использования для режимов пуска АД только одного ЧП, выходное напряжение которого через выключатель подключено к обходной системе шин (ОСШ). Через индивидуальный контактор напряжение с ОСШ может быть подано на любой АД.
Разработана математическая модель режимов частотного пуска АД и регулирования частоты вращения. В ней представлена модель ЧП, которая обеспечивает изменение амплитуды питающего напряжения и его частоты. АД представлен системой полных дифференциальных уравнений (ДУ) [1], описывающих поведение АД в переходных режимах (пуск при различных коэффициентах загрузки механизма, внезапный наброс нагрузки и др.). В связи с тем, что в системе собственных нужд (СН) ЭС применяются АД с глубокопазными или двухклеточными стержнями обмотки ротора, схема замещения АД представлена с многоконтурным ротором.
С помощью математической модели выполнен анализ режимов частотного пуска АД, применительно к системам СН блочных агрегатов 200 и 300 МВт, разработаны оптимальные программы для управляющих контроллеров каждого АД с учетом их параметров и характеристик. Разработаны рекомендации по внедрению систем ЧП для СН ЭС. Это позволит существенно повысить надежность и экономичность СН.