Кандидаты техн. наук Е. М. Высочин, В. К. Смирнов, инж. И. А. Шпакунов

(Днепропетровский филиал Института механики АН УССР)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ ЛЕНТЫ МОЩНЫХ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ

 

сборник статей «Вопросы рудничного транспорта»,

вып. , М. «Недра», 19.., 239 – 245

В настоящее время сопротивление движению ленты ленточного конвейера определяется с помощью коэффициентов сопротивления, полученных экспериментальным путем, и принимается одинаковым как для грузовой ветви, так и порожней. Реальные значения этого коэффициента могут значительно отличаться от рекомендуемых в литературе. Например, в спроектированном НКМЗ отвальном кон­вейере горнотранспортного комплекса КГТО-3000 был совершенно необоснованно принят коэффициент сопротивления движению ленты равный 0,06 вместо 0,025 полученного экспериментальным путем. Малая изученность факторов, влияющих на величину коэффициента, не позволяет разработать мероприятия по коренному усовершенствованию ленточного конвейера.

Задачей данных исследований является изучение сущности явления сопротивления движению ленты.

Факторы, влияющие на величину сопротивления движению ленты, можно разделить на две группы:

I. Факторы, связанные с конструкцией, состоянием и работой роликоопор, включающие:

1) сопротивление вращению роликов;

2)        сопротивление в результате перекоса роликов;

3)        сопротивление в результате вдавливания роликов в ленту;

4)        сопротивление в результате залипания роликов.

II. Факторы, связанные с взаимодействием транспортируемого
материала с лентой и роликоопорой:

1) перемещение (подпрыгивание) материала при проходе через
ролик;

2)        потери на перемещение (шевеление) груза при деформации
ленты между роликоопорами;

3) сопротивление от изгиба ленты на роликах.

В процессе исследований было проведено экспериментальное определение коэффициентов сопротивления вращению роликов. Исследования проводились на действующем отвальном конвейере горнотранспортного комплекса КГТО-3000 и в лаборатории. В основу исследования сопротивления вращению роликов был предложен метод «маховика» с замером времени выбега. Было замерено время выбега 80 несущих верхних роликов и 20 поддерживающих нижних роликов. Замеры времени выбега роликов производились до и по­сле смазки. Было установлено, что ролики, свежесмазанные соли­долом синтетическим УС-32, оказывали увеличенное сопротивление вращению.

Результаты экспериментального определения коэффициентов со­противления вращению роликов () в зависимости от степени за­полнения ленты грузом () показаны на рис. 1.

 

 

 

 

 

Рис. 1 – Кривые экспериментальных зависимостей коэффициента сопротивления вращению роликов () от степени заполнения ленты грузом ():

1 – для среднего ролика; 2 и 5 – для бокового ролика без смазки; 3 и 4 – для бокового ролика для свежей смазки; 6 – для всей верхней роликоопоры; 7 – для всей нижней роликоопоры.

Для выявления зависимости коэффи­циента сопротивления вращению ролика от скорости были проведены специаль­ные эксперименты [1], заключавшиеся в снятии тахограммы ролика за время свободного выбега при помощи индукци­онного датчика. Зависимость сопротив­ления вращению роликов от скорости по­казана на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 – Экспериментальная зависимость коэффициента сопротивления вращению ролика () от скорости вращения

Влияние скорости на сопротивление вращению роликов может быть объяснено многими причинами, одной из которых являются центробежные силы, действую­щие на шарики подшипников. Сказыва­ется также зависимость от скорости тре­ния скольжения отдельных элементов подшипникового узла

Литература:

1. Смирнов В. К., Шпакунов И. А. Сопротивление движению от
вдавливания роликов в ленту. «Горные машины и автоматика», ЦНИИТЭИ
угольной промышленности, 1965, вып. 7.