Шахмейстер
Л. Г., Дмитриев В. Г.,
ТЕОРИЯ
И РАСЧЕТ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Машиностроение,
1987. – 336 с., ил., (стр. 41 – 43)
3.4. УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ
Появление мощных конвейеров
вызвало необходимость пересмотра рекомендаций по
коэффициенту сопротивления движению, и в 70-х годах в
СССР и за рубежом были выполнены обширные исследования в этом
направлении.
В уточненной
постановке тяговый расчет предлагается выполнять путем
суммирования всех сил сопротивления движению как распределенных,
так и сосредоточенных, возникающих при движении ленты; при
этом теоретический расчет распределенных сил сопротивления
движению основан на изучении силы сопротивления движению,
возникающей на одной роликоопоре – с последующим
интегрированием этой силы по длине конвейера. Такой метод расчета позволяет
учесть влияние на результирующую силу сопротивления движению всех
факторов, от которых зависит эта сила: натяжение ленты, ее тип, скорость,
желобчатость роликоопоры, диаметр роликов, температура окружающей среды, угол
установки конвейера, конструкция узла уплотнения и др.
Основу предложенного
теоретического метода составляют экспериментальные
исследования силы сопротивления движению на одной
роликоопоре и ее зависимости от различных факторов. Эти исследования относятся к конвейерам с современными типами резинотканевых и резинотросовых лент, шириной от 650 мм до 2200 мм, скоростью до 8 м/с и натяжением до 500 кН, т. е. практически исследован весь возможный диапазон изменения параметров
современных конвейеров. Использование экспериментальных
констант и зависимостей в тяговых расчетах дает основание
считать обоснованными и числовые значения получаемых
распределенных сопротивлений движению.
Прежде чем перейти к
теоретическому анализу распределенных сил сопротивления
движению, рассмотрим из чего складывается сила сопротивления
движению на одной роликоопоре, опишем качественный
характер изменения натяжения ленты по длине конвейера и оценим
влияние таких основных факторов, как натяжение, угол
установки конвейера и его длина.
Обладая конечной жесткостью в
продольном и в поперечном направлениях, при движении по
роликоопорам лента деформируется. Деформация ленты
приводит к провисанию ее между роликоопорами, а также к
развалу в боковом направлении, связанному с уменьшением кривизны поперечного
сечения. Лента является несовершенным упругим телом, и это
вызывает потерю энергии при ее деформировании, которая
эквивалентна определенной силе сопротивления
движению.
Насыпной груз на ленте также
деформируется и его деформация приводит к необратимым потерям энергии, т. е. к
появлению еще одной силы сопротивления
движению от деформирования груза. На эти две силы
влияют все те факторы, от которых зависит
деформированное состояние ленты: натяжение и скорость движения ленты и линейная
нагрузка на нее, расстояние между роликоопорами, угол
наклона боковых роликов, жесткость ленты в продольном и поперечном направлениях
(зависящая, в свою очередь, от скорости движения ленты);
составляющая зависит также от типа груза, его влажности, кусковатости и пр.
Кроме потерь энергии, связанных
с силами сопротивления движению ленты и груза при их
совместном движении, возникают еще потери двух видов, соответствующие силе сопротивления от вращения роликов лентой и силе сопротивления от вдавливания роликов
в нижнюю обкладку ленты. Сила сопротивления вращению
роликов зависит от конструкции и состояния узла уплотнения, скорости вращения роликов (следовательно, скорости
ленты), линейной нагрузки на подшипники, температуры окружающей среды и др. Сила сопротивления от вдавливания роликов в нижнюю обкладку ленты зависит от
диаметра роликов, линейной нагрузки,
толщины и материала нижней обкладки ленты, скорости ее движения,
механических свойств сердечника ленты,
температуры окружающей среды и др. Эти силы практически не зависят от натяжения.