Инженеры И. А. Шпакунов, В. Я. Пошивайло (ДФИМ АН УССР)
О СОПРОТИВЛЕНИИ ВРАЩЕНИЮ РОЛИКОВ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ
сборник статей «Вопросы рудничного транспорта»,
вып. 10, М. «Недра», 1970, 62 – 68
До сих пор считалось, что основное сопротивление движению ленточного конвейера приходится на сопротивление вращению роликов; вопрос о сопротивлении вращению роликов рассматривался только с точки зрения достоинств работы уплотнения. Для продолжения работ по расчету сопротивления движению ленточного конвейера назрела необходимость рассмотреть детально зависимость этого сопротивления от конструкции самого ролика, его подшипникового узла, способа и типа смазки, нагрузки на ролик, скорости вращения, влияния его на общий коэффициент сопротивления движения ленты и изменения сопротивления в процессе эксплуатации.
Сравнительные экспериментальные исследования роликоопор в пылевой камере в зависимости от типа подшипника и уплотнения проводились на серийно выпускаемых и экспериментальных образцах[1,2]. Было установлено, что величина коэффициента трения в значительной мере зависит от типа уплотнения и нагрузки. Это видно из таблицы 1.1 (экспериментальные данные, полученные в лаборатории конвейеров ВНИИПТМАШа).
Таблица 1.1 Зависимость коэффициента трения от типа уплотнения.
Тип уплотнения подшипника |
Коэффициент трения, приведенный к оси ролика |
|
без нагрузки на ролик |
с нагрузкой 48 кГ |
|
Войлочное кольцо |
0,12 |
0,036 |
Резиновая втулка |
0,36 |
0,013 |
Севанитовая манжета |
0,35 |
0,07 |
Кожаная манжета |
0,48 |
0,085 |
Комбинированные уплотнения |
0,15 |
0,06 |
Осевой лабиринт с фетровым кольцом |
0,11 |
0,025 |
То же, без фетрового кольца |
0,04 |
0,017 |
Торцовый лабиринт |
0,036 |
0,017 |
Без уплотнения: подшипник, заполненный чистой смазкой |
0,01 |
0,005 |
Наиболее благоприятные результаты, с точки зрения величины сопротивления и заштыбовки, показали лабиринтные уплотнения, поэтому в последние годы они находят все более широкое применение.
Сопротивление вращению роликов в основном определяется сопротивлением вращению подшипников и уплотнений. Это сопротивление состоит из двух частей: зависящей от нагрузки и не зависящей. Наличие последней составляющей сопротивления объясняется трением скольжения шариков подшипника о направляющий желобок, о сепаратор, от состояния смазки, а самое главное — трением в уплотняющих устройствах. Можно записать, что
кГ,
где – постоянная составляющая сопротивлению вращению, кГ;
– нагрузка на ролик, кГ.
Коэффициент сопротивления вращению ролика:
В лаборатории горного транспорта ДФИМ АН УССР было проведено экспериментальное исследование коэффициента сопротивления вращению роликов в зависимости от нагрузки на него. В основу для исследования сопротивления вращению был положен метод «маховика» с замером времени выбега.
Исследовались четыре типа роликов: для конвейера с шириной ленты 1800 мм, для конвейера с шириной ленты 1200 мм, для конвейера, устанавливаемого на экскаваторе. Результаты экспериментального определения коэффициентов сопротивления вращению ролика в зависимости от нагрузки (n = 500 об/мин) для ленты шириной 1200 мм показаны на рис. 1. Аналогичный характер зависимости коэффициента сопротивления вращению ролика от нагрузки получен и для остальных типов роликов. Из графика видно, что при нагрузке коэффициент сопротивления вращению ролика уменьшается, приближаясь к постоянному значению 0,004 – 0,006.
Рис.1.Экспериментальная зависимость коэффициента сопротивления крашению ролика от нагрузки на него и скорости вращения.
1 – зависимость от нагрузки ;
2 – зависимость от скорости ;
3 – зависимость коэффициента сопротивления вращению роликабез уплотнительного устройства от скорости .
В предыдущих рассуждениях мы пользовались понятием среднего за весь период выбега коэффициента сопротивления вращению ролика. В действительности этот коэффициент зависит от скорости вращения последнего.
На ролик закреплялась легкая стальная пластинка. С некоторым зазором от нее устанавливался обычный индукционный датчик. Снимаемый от датчика сигнал подавался на шлейф осциллографа Н-700. Как показали специальные эксперименты, между скоростью вращения ролика и величиной сигнала существует прямая зависимость.
Ролик разгонялся до определенной скорости, которая фиксировалась тахометром. При достижении нужного числа оборотов разгон ролика прекращался и производилась запись скорости свободного выбега ролика. Для контроля время выбега также фиксировалось секундометром.
Таким образом было получено изменение скорости выбега во времени. Графическим дифференцированием этой кривой была получена кривая , на основании которой строим кривые согласно формуле:
где – момент инерции вращающихся масс ролика, кГм/сек2;
– нагрузка па подшипники, т. е. вес вращающихся частей ролика, кГ;
– радиус трубы ролика, м;
– изменение оборотов, об/сек2.
Литература:
1. Андреев А. В., Кошевой В. И. Роликовые опоры ленточных конвейеров. «Уголь», 1950, №5.
2. Дьячков В. К. Исследование роликоопор ленточных конвейеров. «Рудничный транспорт» вып. 12. Научные труды МГИ. Углетехиздат, 1958.