Библиотека
Новый подход к определению величин ротора турбогенератора

Авторы: Рогозин Г.Г., Пятлина Н.Г.

Источник: XVIIth International Conference on Electrical Machines SESSION PSA2.

Введение

Предопределение поведения синхронной машины при переходных процессах зависит в большой мере от правильности ее электромагнитных величин, среди них эквивалентные цепи или особенности частотной характеристики.

В соответствии со Стандартом IEC [1], особенности частотной характеристики синхронных машин, отражающие их обобщенные электромагнитные параметры, могут быть определены из опыта затухания переменного тока в обмотке статора или прикладных опытов напряжения переменной частоты при бездействии. Полученные результаты могут использоваться для того, чтобы синтезировать эквивалентные цепи в d-оси ротора, обеспечивающего временную зависимость области, также в опыте был зарегистрирован вращающийся поток. Однако, в этом случае давление контакта между механически соединяемыми структурными элементами ротора, соответствующего номинальной вращательной скорости, не обеспечено.

Опыт внезапного отсоединения приложенной к якорю номинальной частоты низкого напряжения при малом скольжении[1], требующий дополнительного источника энергии и ручного контроля вращающего момента турбины, очень трудоёмкий и используется для того, чтобы определить синхронные и сверхпереходные сопротивления. Этот метод позволяет определить особенности частотной характеристики входной  проводимости якоря, если предоставлены линейные условия для эксперимента.

Тем временем, возможность определения электромагнитных величин обмотки возбуждения и демпферной системы при внезапном отсоединении синхронной машины при номинальном напряжении от сети прежде рассмотрен не был. Выполнение подхода, рассмотренного в статье, позволяет значительно уменьшить трудовые затраты и время выполнения теста.

Посредством примера приведены результаты определения параметров ротора эквивалентных цепей и реакция частотной характеристики входной  проводимости якоря 889 МВА турбогенератора. В статье показаны математические выражения для определения электромагнитных величин ротора при помощи опыта восстановления напряжения, опыта воздействия возбуждения на открыто-замкнутую обмотку статора и опыта гасящего поля открыто-замкнутой обмотки статора. В отличие от стандартных рекомендаций IEC опыты выполнены при условиях переменного уровня насыщенности на пути главного магнитного потока СМ во время переходного процесса.

Явления переходных уравнений. Испытательные условия

Анализ переходных процессов в опыте был выполнен с использованием дифференциальных уравнений Парка, записанных в операционной форме для отклонений от установившихся условий. Эквивалентная цепь ротора в прямой оси выполнена в соответствии с уравнениями в операционной форме, поскольку, как видно из рисунка 1, включает следующие необычные особенности: взаимное сопротивление между полем обмотки и эквивалентными ветвями демпферной системы на их взаимных отклоняющихся путях (хlfD), эквивалентные цепи поля обмотки, учитывающего поверхностный эффект и прямую ось оперативного сопротивления  хad (p) =Ca [хad (t)].

 
Рисунок 1 — Эквивалентная цепь турбогенератора по оси d

Пренебрегая влиянием ЭДС преобразования в начальных дифференциальных уравнениях, и изменением скорости вращения ротора, при условии, что синхронная машина работает с коэффициентом трансформации равным нулю и что имеет место одновременное бездуговое разъединение фазы обмоток статора, мы имеем (в системе относительных  единиц.

Определение величин ротора турбогенератора учитывая влияние изменения насыщения

Взаимное сопротивление между фазами статора и относительными цепями ротора в d-оси синхронной машины зависит от уровня насыщенности на пути главного магнитного потока машины в d-оси во время переходных процессов. Изменения напряжения на обмотке статора  от Vqo до Vq ∞, хad(t) зависимость может быть определена, используя   Vq (t) экспериментальную зависимость и хad(Vq) характеристику так, как это показано на рисунке 2. Характеристика хad(Vq) вычислена с применением кривых разомкнутой цепи и короткого замыкания (см. рисунок 3).

Очевидно, что рабочее взаимное сопротивление определяемое в выражении (4), как
является параметром, прогнозируемым для данного опыта. Это позволяет использовать операционный метод для экспериментального определения параметров ротора синхронной машины с переменной насыщенностью ее магнитной цепи.

Величина dVf в выражении (3) может быть принята равной нулю, если мощность питает обмотку возбуждения синхронной машины от генератора постоянного тока или независимой системы возбуждения.

Рисунок 2 — Особенности турбогенератора при внезапном разъединении от шин электрической системы (качественное рассмотрение): 1 – характеристика хad(Vq); 2 – граница мгновенных величин фазного напряжения; 3 – временная характеристика взаимного сопротивления.
Рисунок 3 — Особенности турбогенератора типа TBB-800-2:
   1 — линеаризованная кривая разомкнутой цепи; 2 — кривая разомкнутой цепи;
   3 — кривая короткого замыкания.

Вышеупомянутые выражения следуют из приравнивания операционных проводимостей обмотки возбуждения и демпферной системы согласно выражению (6) и правым сторонам уравнений определяемые с использованием теоремы разложения Хэвисайда.

Нужно отметить, что на физических основаниях экспериментальные единичные функции напряжения dV(t) и тока dIf(t) должны быть приближены компонентами с равными коэффициентами демпфирования, обеспечивающими аif = аiD.

Экспериментальные результаты

Результаты определения параметров эквивалентных цепей ротора и  особенности частотной характеристики входной проводимости якоря турбогенератора TBB-800-2 (SN = 889 MВА, Vnom = 24 кВ, Inom = 21.4 kA, cosφ = 0.85, 3000 чисел оборотов в минуту) даны в Приложении. При опыте отсоединения приложенного диапазона эксплуатационного напряжения турбогенератор был соединен через трансформатор (Snom = 1000 MВА) и воздушный выключатель к шинам сети на 330 кВ.
Особенность частотной характеристики входной проводимости якоря турбогенератора, полученной при помощи внезапного отсоединения от шин электрической системы, показанной на рисунке 4, была сопоставлена с аналогичной, полученной из опыта затухания переменного тока в обмотке статора в неподвижной области генератора.

Закрытый контроль вышеупомянутых особенностей показывает, что различие между их текущими векторами в широком диапазоне частоты (0.35·10-3 <s <1.0) в пределах 6 %. Это может быть предложенная безопасность, несоответствие между особенностями частотной характеристики, особенно в диапазоне высокой частоты, является относящимся к действию центробежных сил из-за ослабления пригодных сигнальных звонков и увеличение контакта сопротивления между механическими сопряжениями автоматически возобновляемых элементов ротора [2]. Лучшая точность может быть достигнута, принимая во внимание взаимное сопротивдение между полем обмотки и эквивалентными демпферными цепями на упомянутых отклоняющихся путях (хlfD) и влияния мощности трансформатора после отключения его обмотки высокого напряжения от шин 330 кВ.

Последний фактор не имеет существенного значения.

Рисунок 4 - Особенности частотной характеристики TBB-800-2:   
   1 – полученный из опыта внезапного разъединения;
   2 – полученный из затухания переменного тока в обмотке статора при бездействия.
Определение величин ротора с Использованием переходных процессов в синхронной машинне при Опытах определенных по стандарту IEC

Опыт восстановления напряжения, опыт воздействия возбуждения на открыто-замкнутую обмотку статора и опыта гасящего поля рассматривают в Стандарте [1].

Очевидно из анализа вышеупомянутых опытов, что изменения взаимного сопротивления при внезапном отсоединении приложенного напряжения и опыте гасящего поля, может быть описано по математическим выражениям той же самой структуры. Подобная особенность является врожденной в случае опыта восстановления напряжения, и опыта воздействия возбуждения.

Эксплуатационные выражения для взаимных сопротивлений и проводимостей ротора, полученных аналитическим рассмотрением проблемы идентификации приведены в Таблице 1. Электромагнитные параметры обмотки возбуждения и демпферная система могут быть определены аналогичным способом как в случае внезапного разъединения приложенного диапазона действующего напряжения.

Заключение

Техника, обсужденная в статье, может использоваться для того, чтобы анализировать поверхностный эффект в обмотке возбуждения и демпферной системе. Более точное определение электромагнитных параметров ротора также позволит улучшить точность вычисления текущего распределения между обмотками возбуждения и демпферной системой в динамических процессах синхронной машины. Кроме того, новый подход расширяет способности Стандарта IEC.

Литература:

1. International Electrotechnical Commission (IEC) Standard. Rotating Electrical Machines. Part 4: Methods for determining synchronous machine quantities from tests, Publication 34-4, 1985, Geneva.

2. Rogozin G.G. and Kovjazin V.A., "Express-method for monitoring the state of turbogenerator rotor end bells", in Proc. 3rd Intl Conference on Maintenance, Reliability, Quality, pp.167-170, 30-31 March 2000, Oxford, UK.

3. Rogozin G.G., "Determining the electromagnetic parameters of AC machines", Revue Générale de lElecticite, No. 9, pp. 8-16, 1993.

4. Rogozin G.G. and Pechurkin Yu.I., "Using the impulse effect for determining the electromagnetic parameters of the solid constructive rotor parts of the turbogenerator", Electrotekhnica, No. 6-7, pp. 16-21, 1992 (in Russian).


Библиотека