ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о целесообразности ремонта трансформаторов I—II габаритов долгое время являлся предметом острых дискуссий. Это объясняется тем, что стоимость изготовления новых трансформаторов на заводах на поточных линиях значительно ниже стоимости ремонта в условиях небольших электроремонтных цехов, подразделений и мастерских.
Однако совершенно отказаться от ремонта трансформаторов I—II габаритов, значило бы поставить электротехническую промышленность перед необходимостью увеличить производство новых трансформаторов более чем вдвое.
Новые трансформаторы идут, в основном, для установки на вновь вводимых подстанциях, на строящихся промышленных предприятиях и в осваиваемых коммунальных и сельскохозяйственных сетях. Парк установленных и эксплуатируемых трансформаторов должен поддерживаться в работоспособном состоянии за счет их ремонта. Кроме того, заменить вышедший из строя трансформатор новым не всегда представляется возможным.
Ремонту подвергают не все вышедшие из строя трансформаторы, даже если их ремонт технически возможен. Не ремонтируют трансформаторы с магнитопроводами из горячекатаной стали, оклеенной бумагой, так как они имеют повышенные потери холостого хода, а также с вышедшим из строя магнитопроводом (пожар в стали, пробой магнитопровода, оплавление пластин стержней). Не ремонтируют трансформаторы со значительными повреждениями баков, так как для крупного ремонта баков необходимо специальное оборудование, которым оснащать электроремонтные предприятия и подразделения нецелесообразно.
В основном же трансформаторы, вышедшие из строя по разным причинам, ремонтируют. Особую трудность представляет ремонт трансформаторов, выходящих из строя в результате аварии и пожара. Такие аварии сейчас происходят все реже и реже.
Трансформаторы принято считать самыми надежными элементами в энергетических системах. Действительно, по сравнению с другими видами энергетического и электротехнического оборудования: котлами, турбинами, вращающимися электрическими машинами — трансформатор отличается высокой надежностью в эксплуатации. Однако эта надежность достигается только при соблюдении всех правил обращения с трансформатором. В случаях каких-нибудь отклонений или нарушений правил эксплуатации, а также технологической дисциплины производства трансформаторов на заводе-изготовителе или нарушений действующих правил монтажа и транспортировки трансформаторов возникает сначала ненормальная их работа, а затем, если меры по выявлению и устранению причин не принимаются, трансформаторы выходят из строя и восстановить их можно только посредством ремонта.