УДК 621.311.001
О методах и механизмах
обеспечения надежности перспективных энергобалансов ЕЭС, ОЭС и
региональных энергосистем
страны в рыночных условиях развития электроэнергетики Лазебник
А.И., Хабачев Л.Д.
Разработка
перспективных
энергобалансов ЕЭС и ОЭС страны играет важнейшую роль при формировании
долгосрочных инвестиционных программ хозяйствующих субъектов при
прогнозировании объемов, режимов и цен на поставки мощности и
электроэнергии на
оптовом рынке на долгосрочную перспективу, как основы для оценки
инвесторами эффективности входа нарынок мощности.
Одним из факторов, существенно влияющих на условия формирования перспективных энергобалансов, как в целом по ЕЭС страны, так и по отдельным ОЭС, является необходимость разработки энергобалансов в соответствии с нормативами надежности энергоснабжения потребителей на перспективу обеспечиваемой путем создания необходимых резервов генерирующих мощностей и запасов пропускной способности магистральных электрических сетей напряжением 330 кВ и выше в сечениях между территориальными зонами ЕЭС. Нормативный подход к обеспечению балансовой надежности энергоснабжения потребителей при разработке перспективных энергетических балансов на уровнях ЕЭС и ОЭС базируется на задании общего уровня резерва мощности (включающего ремонтный, оперативный и стратегический резервы), учитываемого при разработке баланса мощности ЕЭС, и его распределения по отдельным ОЭС или частям ОЭС. Специфической особенностью ЕЭС страны является наличие достаточно большого числа отделенных друг от друга на расстояния 300 – 400 км и более узлов концентрированной генерации с мощностью электростанций 2 млн. кВт и выше и крупных нагрузочных узлов, сформированных в границах столиц субъектов РФ и промышленных зон энергоемких предприятий. В этих условиях, учитывая значительные затраты на обеспечение передачи мощности и электроэнергии, обоснование величины необходимых резервов мощности, их территориального распределения необходимо осуществляться совместно с пропускной способности магистральных сетей 330 кВ и выше в сечениях между частями ЕЭС. Как следствие нормирование уровня резервов мощности в ЕЭС в целом и в отдельных частях (ОЭС) одновременно обуславливает необходимость нормировании требований к пропускной способности межсистемных связей в сечениях ЕЭС. В плановой экономике исходной предпосылкой нормирования балансовой надежности электроснабжения являлась регламентация в руководящих указаниях по проектированию энергосистем величины интегральной вероятности отсутствия дефицитов мощности в ЕЭС и ОЭС (индекса надежности) при системных авариях, связанных с выходом из работы энергоблоков электростанций и объектов основной электрической сети напряжениям 330 кВ и выше. Указанная величина интегральной вероятности, принимавшаяся равной 0,996 (возможность появления дефицита мощности 35 часов в году), теоретически должна была соответствовать оптимальному соотношению между стоимостью резервной мощности, в качестве которой рассматривались ГТУ, и средней величиной удельного ущерба у потребителей при недоотпуске 1 кВтч электроэнергии в аварийных ситуациях, принимавшейся равной 0,5-0,6 дол за кВтч. Необходимо отметить, что в зарубежной практике в странах с развитой рыночной экономикой величина индекса балансовой надежности установлена существенно выше от 0,999 до 0,9997. Такое значительное различие в величинах индекса балансовой надежности в значительной мере было обусловлено тем фактором, что развитие электроэнергетики в условиях централизованного бюджетного финансирования в бывшем СССР практически всегда осуществлялось при жестком ограничении выделяемых инвестиционных ресурсов, следствием чего являлся фактический низкий уровень общего резерва в ЕЭС порядка 10-12% от максимума нагрузки в отличие от уровней резерва в упомянутых зарубежных странах от 20 до 40% от максимумов нагрузки энергосистем. Соответственно, обеспечение надежности энергоснабжения и живучести энергосистем достигалось за счет развитой системы противоаварийной автоматики с многоуровневыми механизмами ограничения потребителей при системных авариях. При этом все риски компенсации экономических ущербов у потребителей от недоотпуска электроэнергии государство, как единый собственник, принимало на себя. В зарубежных странах основным источником финансирования инвестиционных программ энергокомпаний являются рыночные цены (или тарифы) на электроэнергию, обеспечивающие развитие генерации и основной электрической сети объемом инвестиционным ресурсами, необходимыми в том числе и для создания резервов мощности, соответствующих достижению указанных выше индексов надежности. Также в условиях сниженной вероятности возникновения дефицитных ситуаций зарубежные энергокомпании имеют возможность выстраивания договорных отношений с потребителями по компенсации ущербов от недоотпуска электроэнергии. При индексе балансовой надежности энергоснабжения 0,996 руководящими указаниями суммарный нормативный резерв мощности ЕЭС был определен в размере 17% для европейской секции ЕЭС, 12% для сибирской секции и 22% для ОЭС Востока, установленный в «Руководящих указаниях». Указанная для европейской части величина общего резерва, была получена путем добавления стратегического (народнохозяйственного) резерва в размере 4-5% от максимума нагрузки ЕЭС к величинам оперативного резерва (7-8% от максимума) и ремонтного резерва (4 – 4,5% от максимума). Такое увеличение потребности в резерве мощности и, соответственно, в объемах ввода мощности на перспективу обосновывалось, в основном, опасениями отставания вводов мощностей на строящихся и действующих электростанциях от прогнозируемых сроков и объемов при ограничениях финансирования инвестиционных программ. На практике завышение потребности в мощности за счет стратегического резерва приводило к увеличению количества задельных объектов, увеличению сроков их строительства, неэффективному использованию и «распылению» средств. Данный подход к установлению величины резерва мощности был использован, в частности, при разработке «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», основанной на «Методических рекомендациях» 2003 г., где величина необходимого резерва в размере 17% сохранена для Европейской секции ЕЭС. В современных рыночных условиях возникает настоятельная необходимость определения позиции государства и энергетического сообщества в отношении принципов и методов обеспечения балансовой надежности при разработке перспективных энергобалансов ЕЭС, ОЭС и региональных энергосистем. Это связано с тем, что нормирование уровней надежности энергоснабжения и величин резерва мощности оказывает существенное влияние на потребность электроэнергетики в инвестициях, поскольку при стоимости киловатта мощности порядка 1500 у.е. (у.е. = 35 руб) и максимуме нагрузки ЕЭС 165 млн. кВт один процент резерва соответствует порядка 65 млрд.руб.или порядка 2,5 млрд.дол. Как и ранее, исходным должно явиться определение позиции в отношении величины индекса балансовой надежности. Несмотря на проведенное реформирование отрасли, либерализацию рынков электроэнергии и поэтапное повышение уровней тарифов и цен на электроэнергию, электроэнергетика в связи с более чем 15-летним перерывом своего развития продолжает испытывать дефицит инвестиционных ресурсов. Можно предполагать, что в условиях экономического кризиса с жесткими ограничениями на рост тарифов и цен в отрасли ситуация с дефицитом инвестиционных ресурсов сохранится ближайшие 10 лет. Соответственно, в этих условиях не представляетсявозможным ориентироваться на повышение индекса балансовой надежности. Этому также способствует современная нормативно-правовая база функционирования отрасли в части функций диспетчерско-технологического управления и отношения потребителей и энергоснабжающих организаций на розничных рынках, где полностью сохранены возможности директивного ограничения потребителей в аварийных ситуациях и не сформулированы условия договорных экономических отношений между участниками рынков в указанных ситуациях. Принципиальным отличием современной ситуации с балансовой надежностью энергоснабжения является то, что в отличие от ситуации в плановой экономике все экономические риски от ненадежного энергоснабжения как на оптовом так и на розничном рынках полностью возложены на потребителей. Учитывая, что и в новых рыночных условиях, важнейшей задачей государства является обоснованное сдерживание роста тарифов и цен на электроэнергию и мощность на основе оптимизации суммарных затрат на развитие генерации и основной электрической сети, на ближайшую перспективу могут быть сохранены ранее использовавшиеся методические подходы и программные средства расчета потребности в резерве и определения требований к пропускной способности межсистемных связей, ориентированные на указанный принцип оптимизации. В частности, Отделом энергетики Коми НЦ УрО РАН, разработаны программные комплексы, обеспечивающие возможность расчета оптимальных величин оперативного резерва в ЕЭС и его территориального распределения между ОЭС в увязке с обоснованием требований к пропускной способности магистральных сетей между частями ЕЭС. В то же время при проведении расчетов необходимо учитывать, что в настоящее время имеет место опережающий рост стоимости сооружения объектов основной электрической сети по отношению к стоимости сооружения генерирующих мощностей. В этих условиях снижается эффективность усиления сетей для реализации эффекта взаиморезервирования энергосистем в ЕЭС, что требует специальных обоснований величины и территориального распределения оперативного резерва в ЕЭС и ОЭС. Также, при проведении расчетов оперативных резервов, прежде всего в составе «Схем развития ЕЭС страны» необходимо: 1) Как и в отношении среднегодовых показателей ремонтов оборудования провести корректировку нормативов аварийности оборудования существующих электростанций и объектов магистральных сетей, что также обусловлено высокой степенью износа производственных мощностей в отрасли. Также необходимы согласованные с генерирующими и сетевыми компаниями нормативы аварийности нового оборудования электростанций и сетевых объектов, учитывая массовое использование зарубежного оборудования, появление новых технических решений и современных систем управления режимами работы электростанций и сетей. 2) Также необходимо согласовать, как это было сделано в «Руководящих указаниях – 1981», методику учета случайных отклонений нагрузки от прогнозируемых максимумов нагрузки ЕЭС и ОЭС) при расчете потребности в оперативном резерве. 3) Принципиально существующие программные комплексы позволяют рассчитать потребности в оперативном резерве при определении на перспективу дефицитов мощности в ЗСПМ. Необходимо разработать и согласовать методику распределения расчетного резерва при определении потребности в мощности по ЗСПМ на перспективу. В связи с изложенными подходами к расчету потребности в оперативном резерве в увязке с требованиями к пропускной способности межсистемных связей в порядке обсуждения необходимо отметить, что регламентированное ФЗ №250 определение понятия «зона свободного перетока мощности», используемое для установления границ и количественных характеристик ЗСПМ при проведении конкурсов по отбору мощности на предстоящий плановый год, ориентировано на учет фактических ограничений на пропускные способности сетевых связей между частями ЕЭС. В плановой экономике проектирование развития энергосистем при существовавших соотношениях в стоимости генерации и основной сети было ориентировано на то, что в долгосрочной перспективе развитие магистральных сетей не должно быть ограничивающим фактором при формировании вариантов сооружения и размещения электростанций. Опыт проектирования ЕЭС страны показывал, что экономически оптимальным являлось распределение мощности современных крупных электростанций мощностью 2-4 млн. кВт (АЭС и ТЭС) в радиусе 300-400 км на напряжениях сети 330-750 кВ. То есть в границах ОЭС в европейской части ЕЭС развитие сетей не должно было ограничивать размещение и использование мощности электростанций. Сетевой фактор в качестве ограничивающего рассматривался в границах ОЭС Сибири и Дальнего Востока, где расстояния между крупными нагрузочными узлами и электростанциями превышали 500-600 км Европейской и Сибирской частей ЕЭС. В современных условиях в связи с отмеченными выше изменениями соотношений в стоимости генерации и основной сети необходимо дополнительно исследовать принципы скоординированного развития генерации и основной сети в Европейской части ЕЭС и, соответственно, подходы к формированию ЗСПМ на перспективу. Нуждаются в уточнении исходные показатели и методы расчета других видов резерва мощности Ремонтный резерв. В соответствии с практикой проектирования развития энергосистем в связи с невозможностью прогнозирования на перспективу планов ремонтов по отдельным видам оборудования, расчет перспективной потребности в ремонтном резерве по ОЭС и ЕЭС осуществлялся на основе среднегодовых показателей длительности нахождения различных видов оборудования электростанций в текущих, средних и капитальных ремонтах, рассчитанных, исходя за сроков службы оборудования и нормативов периодичности и продолжительности отдельных видов ремонтов. Такая практика базировалась на наличии отраслевого регламента проведения ремонтов оборудования. В настоящее время в качестве такого отраслевого регламента в отношении ГЭС и ТЭС могут приниматься «Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей» (СО 34.04.181-2003), утвержденные РАО «ЕЭС России» 25.12.2003 г. на основе указанных правил могут быть определены и согласованы среднегодовые показатели длительности отдельных видов ремонтов с внесением при необходимости повышающих коэффициентов для энергоблоков, отработавших нормативный срок службы, прежде всего в отношении длительности текущих ремонтов. Аналогичные показатели должны быть определены и согласованы для АЭС с ГК «Росэнергоатом». По результатам указанных работ должна быть разработана методика учета потребности в ремонтном резерве при определении на долгосрочную и среднесрочную перспективу потребности в мощности по ЗСПМ. Стратегический резерв. Необходимость учета стратегического резерва определена действующими «Правилами оптового рынка». Аналогично народнохозяйственному резерву, учитывавшемуся в составе общей потребности в резерве мощности в предыдущих «Указаниях», стратегический резерв необходим для обеспечения надежности энергобалансов страны и регионов энергоснабжения в условиях возможного отставания в выполнении намечаемых инвестиционных программ развития генерации и магистральных сетей, а также массового выбытия генерирующих мощностей при недостаточном финансировании работ по реконструкции и модернизации оборудования электростанций. Формально величина стратегического резерва, порядок его формирования и размещения подлежит определению Минэнерго РФ по согласованию с Минэкономики, ФСТ, Росатом, ФАС и с участием Системного Оператора и ФСК. По существу можно лишь отметить, что в условиях проведения конкурсов отбора мощностей и заключения договоров поставки мощности (ДПМ) для инвесторов предусмотрено введение штрафных санкций за срыв сроков ввода генерирующих мощностей, что снижает риски невыполнения инвестиционных программ. Такой подход к формированию договорных отношений с поставщиками повышает их ответственность за объемы и сроки выполнения инвестиционных обязательств. В указанных условиях представляется целесообразным рассмотреть возможность снижения величины стратегического резерва по сравнению с ранее принимавшимися величинами 4,0-5% от максимума нагрузки ЕЭС. В целом для корректировки методологической и нормативной базы расчетов балансовой надежности необходима организация соответствующих исследований и практических расчетов применительно к существующей производственной структуре и условиям развития ЕЭС страны, а также формирование баз данных и мониторинг надежности показателей оборудования генерации и основной сети. |