Автор: Гребченко Н.В., Сидоренко А.А., Бельчев И.В.
Донецкий национальный технический университет, Украина
Во многих случаях короткие замыкания происходят в результате предельного ухудшения состояния электрической изоляции оборудования электрических систем. Такие повреждения, как правило, можно предотвратить. Для этого необходимо выявить дефект изоляции на ранней стадии его развития и провести необходимые работы по восстановлению характеристик изоляции. Решать задачу своевременного выявления дефектов изоляции позволяет непрерывное диагностирование электрооборудования. Для его реализации целесообразно дополнить современные микропроцессорные системы защиты функцией диагностирования.
В настоящее время наиболее широко применяются методы диагностирования на отключенном оборудовании, зачастую для их применения временно создаются специальные схемы для измерений и благодаря этому такие методы имеют достаточно высокую точность определения места дефекта. Чем точнее определено место дефекта, тем быстрее и с меньшими затратами удается устранить этот дефект. А если удается определить не только место, но и величину сопротивления изоляции в месте дефекта, то можно прогнозировать предельно допустимое время работы с таким дефектом [1]. Однако, в настоящее время нет методов, позволяющих в рабочем режиме присоединения кабель-электродвигатель (ЭД) 6 – 10 кВ выявлять параметры дефектов изоляции. Многие методы ориентированы на выявление замыканий на землю в рабочем режиме, но параметры дефектов изоляции они не определяют [2 – 5].
Целью работы является создание алгоритма определения параметров дефектов электрической изоляции оборудования, предназначенного для реализации в микропроцессорных системах защиты.
Современные системы выявления дефектов изоляции на ранней стадии развития должны работать в автоматическом режиме и не требовать отключения оборудования для проведения необходимых измерений.
Одним из методов выявления дефектов изоляции является решение системы уравнений текущего состояния, в котором в качестве входных используются параметры режима. В результате решения определяются величины комплексных проводимостей изоляции фаз [6]. Благодаря этому представляется возможность выявления дефектов изоляции. Но место дефекта в этом методе не определяется.
На рис.1 приведен общий алгоритм определения параметров дефектов изоляции присоединений кабель-электродвигатель.
Исследования показали, что точность расчёта места дефекта изоляции выше в случае использования разных алгоритмов в зависимости от степени дефекта. По значению напряжений фаз по отношению к земле не всегда возможна идентификация замыкания на землю. Например, при замыкании в обмотке статора ЭД контролируемые напряжения могут иметь такие же значения, как и при дефекте изоляции в питающем кабеле или в другой точке обмотки статора ЭД.
Однозначно можно определить, что возник дефект или замыкание по вектору тока нулевой последовательности, фаза которого определяется по отношению к вектору линейного напряжения [7]. Каждой величине дефекта и точке дефекта соответствует только один вектор 3?0. Поэтому в результате итерационного процесса определения параметров дефекта путем расчёта вектора 3?0 для предполагаемых параметров дефекта и его сравнения с действительным значением вектора 3?0 достаточно точно определяется сопротивление Zdef .
Для определения параметров дефекта изоляции (b , Zdef) в рабочем режиме используются алгоритмы, которые получены на основании системы уравнений текущего состояния. Система составлена в соответствии со схемой замещения (рис. 2).
   Просуммировав уравнения системы (1) и выполнив некоторые преобразования, получим:
   Для определения продольного сопротивления фазы присоединения ZA запишем другое уравнение:
   Из уравнения (3) найдём сопротивление ZA:
   В выражениях (2) и (4) в качестве тока Id в месте дефекта может приниматься ток нулевой последовательности 3I0 без учёта собственной ёмкости присоединения.
   Полученное выражение (2) используется для нахождения значения удалённости до места дефекта b после того, как в результате решения системы уравнений текущего состояния присоединения было найдено значение Zdef .
   Поэтому предложен специальный метод, для использования которого нет необходимости предварительного определения сопротивления дефекта изоляции.
   Для определения удалённости b при неизвестной величине сопротивления дефекта Zdef составим новую систему уравнений:
   Если принять, что продольные сопротивления фаз присоединения равны между собой ZA= ZВ= ZС= ZН, а также Id=IА+IВ+IС , то из системы (5) найдём:
   где продольное сопротивление фазы нагрузки находится:
   По схеме замещения (рис. 2) запишем:
   Из (8) получим:
Предложенные алгоритмы определения параметров дефектов изоляции использовались на физической модели присоединения кабель-электродвигатель. Некоторые результаты приведены в таблице.
Табл.1-Результаты экспериментального определения удалённости локальных дефектов изоляции (Zdef = 200 Ом)
& | Расчет по формуле(2) | Расчет по формуле(6) | ||
Дефект изоляции в обмотке статора ЭД, b=0,513 о.е. |
0,5506 | -7,32 | 0,4805 | 6,33 |
Дефект изоляции в обмотке статора ЭД, b=0,565 о.е. |
0,5995 | -6,1 | 0,5228 | 7,47 |
Дефект изоляции в обмотке статора ЭД, b=0,687 о.е. |
0,72 | -4,86 | - | - |
Дефект изоляции в обмотке статора ЭД, b=0,761 о.е. |
0,785 | -3,15 | - | - |
Рассмотренный общий алгоритм определения параметров дефектов изоляции прошёл проверку в лабораторных условиях и рекомендуется для реализации в микропроцессорных терминалах, используемых для защиты и управления электродвигателями 6-10 кВ.