О НОРМАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ВЛ 35 – 750 кВ В УСЛОВИЯХ ПУЭ – 7
Автор: Яковлев Л.В. В связи с принятием ПУЭ 7 – го издания, назрела острая необходимость в осознании всех расчетных предпосылок для дальнейшего развития основных положений расчета ВЛ и создании норм, которые на данный момент методически не освоены, и четко не сформулированы. Например, раздел «Климатические условия и нагрузки» (ПУЭ 7 – го издания), где принятые коэффициенты надежности, региональные коэффициенты и так далее, носят детерминистический характер, которые по сути принятых исходных положений расчетов в ПУЭ не являются таковыми. Поэтому, поставленная задача в ПУЭ 7 – ого издания по обеспечению надежного и качественного электроснабжения и экономической эффективности ВЛ не может быть решена традиционными способами и должна, в первую очередь, решаться вероятностным и полувероятностным расчетом при проектировании. Эта задача сводится к установлению уровня надежности ВЛ при достаточной экономической эффективности, в сохранности ВЛ при авариях, исключающих каскадные повреждения ВЛ, и обеспечении безопасности при строительстве и эксплуатации. В таком плане ПУЭ не получили развитие и их необходимо дополнить руководством для его применения с разделом «Сочетание нагрузок. Нормативные и расчетные нагрузки». В этом разделе необходимо предусмотреть установление уровня надежности (вероятность выживания) ВЛ исходя из повторяемости расчетных климатических нагрузок определяющих степень надежности и дать все необходимые исходные основы для проектирования. Окончательная степень надежности должна устанавливаться на основе равенства дополнительных затрат по строительству ВЛ и затрат на ее восстановление при авариях и возмещение потерь потребителей. При проектировании ВЛ необходимо учитывать, что ВЛ – это система, состоящая из компонентов: промежуточные, угловые и концевые опоры, провода, изоляторы, арматура. Надежность системы является функцией надежности ее компонентов. Если надежность (вероятность выживания) компонентов примерно одинакова, то вероятность выживания системы равна произведению вероятностей выживания каждого компонента. В случаях, где надежность компонентов выше, чем 110 – 2, что является типичным для ВЛ, и один компонент имеет надежность ниже на один порядок, чем надежность системы то она может определена этим элементом. Наиболее слабым элементом являются промежуточные опоры, для которых при вероятности не достижения расчетной прочности до 10% (надежность по материалу 110 – 2 практически имеют все компоненты ВЛ) их коэффициент запаса прочности по нормативным нагрузкам 1,02 – 1,05 х 1,2 = 1,22 – 1,26, провода от действия ветровой нагрузки имеют запас прочности не менее 2 – х (45% от предела прочности при растяжении), арматуры и изоляторов – не менее 2,5. Для решения проблем координации прочности элементов необходимо использовать следующие критерии: Таким образом, наиболее подходящая координация прочности будет следующей: Вероятностный подход позволил четко установить риск превышения нагрузок и снизить его до приемлемого низкого уровня. При показанных логических рассуждениях расчетные ветровые нагрузки на опоры меняются при детерминистическом характере учета нагрузок на опоры от 1,3 до 1,86 раза. При вероятностном методе от 1,14 до 1,83 раза – обеспечивается надежность экономически обоснованного уровня. Расчет дал различные уровни надежности в зависимости от важности линии в системе электроснабжения, не выходя за пределы значений коэффициентов, установленных ПУЭ, а в некоторых случаях, снижая их, что несомненно принесет определенный эффект. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|