Так как сопротивления глубокопазного АД имеют сложную зависимость от частоты тока в роторе из-за формы его стержней , то возникает необходимость представлять их в виде функциональных зависимостей от скольжения . В таком виде схема замещения АД может быть использована только для расчета стационарных и квазистационарных режимов. Поведение двигателей в переходных режимах более точно отражает многоконтурная схема замещения , которая и будет принята за основу при описании АД.
ДУ, описывающие поведение АД с многоконтурным ротором (i=1,2,...,k), согласно , можно представить в виде:
, (2.1)
, (2.2)
, (2.3)
, (2.4)
, (2.5)
, (2.6)
, (2.7)
, (2.8)
где
- результирующий вектор напржени на выводах АД;
- результирующие векторы токов статора, i-ого роторного контура и ветви намагничивани;
- результирующие векторы потокосцеплений статора, i-ого роторного контура и ветви намагничивани;
- результирующие векторы производной потокосцеплений статора и i-ого роторного контура;
- индуктивность рассени обмотки статора, i-ого роторного контора и индуктивность ветви намагничивани;
- активное сопротивление статора и i-ого роторного контура;
- частота вращени ротора и системы координат;
- суммарный момент инерции привода;
- момент сопротивлени механизма и вращающий момент двигател.
Подставив (2.5) в (2.3) и (2.4), токи статора и i-ого роторного контура можно найти как:
, (2.9)
. (2.10)
Потокосцепление ветви намагничивания представляется в следующем виде:
, (2.11)
где
- коэффициенты распределени потокосцеплений статора, i-ого роторного контура, показывающие кака часть потокосцеплени соответствующего контура участвует в создании рабочего потокосцеплени в воздушном зазоре
, ,
где
.
Принимая за неизвестные потокосцепления статора и контуров ротора, с учетом (2.9), (2.10) и (2.11), уравнения (2.1) и (2.2) представляются в форме Коши
,
,
где
- коэффициенты затухани контура статора и i-ого роторного контура
, .
Практика показала, что математическую модель АД целесообразно записать в системе координатных осей , , жестко свзанной со статором (=0), выбрав ось , совпадающую с электрической осью обмотки фазы a, а ось , опережающую ее на угол 90 градусов. Достоинством этой системы координат влетс соответствие составлющих результирующих векторов по оси действительным значеним в фазе a трехфазного двигател, что позволет производить непосредственное сравнение осциллограмм, полученных на модели и снтых экспериментальным путем.
С учетом вышеизложенного математическая модель АД записывается как:
,
,
,
,
,
.
2.3. Схемы замещения синхронных машин для расчета переходных процессов
Основываясь на положениях [69], при исследовании переходных процессов в ЭЭС, с целью упрощения схемы замещения рассматриваемой системы, генераторы и электродвигатели представляются в переходном режиме в виде последовательно соединенных двух эквивалентных ЭДС, сверхпереходной индуктивности и активного сопротивления статора (рис.2.1). Данная схема имеет жесткую структуру и переменную эквивалентную ЭДС, значение которой необходимо обновлять на каждом шаге расчета.
Рисунок 2.1 - Способ представления синхронной машины в переходном режиме в виде последовательно соединенных эквивалентной ЭДС, сверхпереходной индуктивности и активного сопротивления статора.
Значения параметров такой схемы замещения по оси d определяются по следующим формулам:
,
,
где сверхпереходна индуктивность , определетс как:
.
Аналогично определяются параметры по оси q
,
,
.
Публикация: Сивокобыленко В.Ф., Меженкова М.А. Математическая модель электрической станции для анализа поведения турбогенераторов с системами самовозбуждения при коротких замыканиях // Технічна електродинаміка. Cпец. випуск за матеріалами II Міжнародної науково-технічної конференції “Математичне моделювання в електротехніці та електроенергетиці”. – Київ: Інститут електродинаміки НАН України. - 1998. – C. 100-105.