О КИНО...


Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки. Альфред Хичкок

Введение

Мой индивидуальный раздел посвящен теме кино, а именно хорошим фильмам. За все время я посмотрел немного, но и немало фильмов. Были среди них хорошие, не очень хорошие. Были и такие фильмы, о которых говорят «… только зря потратил свое время». Но я хочу поделиться впечатлениями о фильмах, которые считаются шедеврами и вошли в классику мирового кино. Я не отдаю предпочтение какому-нибудь одному жанру в кино (хотя не люблю мелодрамы). Считаю, что кино должно быть интересным, поучительным и заставлять задумываться.

Фантастические фильмы

Если вспоминать фильмы жанра научной фантастики, то первое, что приходит на ум, это «Чужой» (режиссер – Ридли Скотт).

Кадр из фильма «Чужой» [1]

Фильм рассказывает о борьбе экипажа космического корабля с инопланетным существом. Главную роль исполняет Сигурни Уивер. С момента создания фильма прошло более 30 лет (фильм снят в 1979 г.), и, по моему мнению, более захватывающей фантастики еще не сняли. Этот фильм стал культовым. Спецэффекты данного фильма даже в настоящее время смотрятся непревзойденно. Кстати, сиквел «Чужие» (режиссер — Джеймс Камерон, 1986 г.) ничем не уступает первой части. После последнего выпустили еще два продолжения. Последний фильм «Чужой: Воскрешение» сняли в 1996 году (27 лет после выхода первого фильма!) все с той же Сигурни Уивер в главной роли.

В 2002 году фильм был внесен в Национальный реестр фильмов США в Библиотеке Конгресса как обладающий высокой художественной ценностью [2].

Также многие киноманы посоветуют посмотреть фильмы Андрея Тарковского «Сталкер» (1979 г.) и «Солярис» (1972 г.). Хотя я бы не стал относить их только к жанру научной фантастики.

Фильм «Сталкер» снят по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. «Странность» этого фильм заключается в том, что действие происходит на фоне «апокалиптического» пейзажа, герои не имеют имен (только прозвища). Ощущение, что сюжет фильм разворачивается в каком-то вымышленном пространстве.

Кадр из фильма «Сталкер» [3]

Задолго до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита. В районе, где он упал, начинают происходить странные вещи — стали исчезать люди. Это место назвали «Зона». После этого люди начали говорить о какой-то тайной комнате, в которой могут исполняться самые заветные желания. И проблема в том, что самые искренние желания находятся в глубине тебя, и ты даже можешь их не знать... Фильм очень будет интересен любителям арт хауса: философские монологи, крупные планы, «странные пейзажи».

Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. При проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками [4].

Фильм «Солярис» — еще один шедевр мирового кинематографа. По версии Total Sci-Fi фильм занимает 10-е место среди 250 лучших научно-фантастических фильмов всех времен [5].

Кадр из фильма «Солярис» [6]

Снят по мотивам научно-фантастического романа С. Лема. Для этого фильма характерны фантастический сюжет и глубокая философия. Солярис — это планета, которая способна материализовать мысли и воспоминания людей. И главные герои это обнаруживают… В фильме присутствуют очень много необычных пейзажей, спецэффектов: например, падающий дождь в квартире и др. Одним словом, необычное кино.

А. Тарковский сказал о фильме так: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.» [7].

Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

Кстати, во все мировые рейтинги кино из советского кино наиболее часто попадают именно фильмы А. Тарковского.

Драматические фильмы

Что касается драматических фильмов, то, в первую очередь я бы выделил фильм «Форрест Гамп» (режиссер — Роберт Земекис, 1994 г.). Снят по роману Уинстона Грума.

Кадр из фильма «Форрест Гамп» [8]

Повествование ведётся от лица главного героя Форреста Гампа. Это человек с ограниченными умственными способностями, который рассказывает историю своей необыкновенной жизни на автобусной остановке простым прохожим, которые ждут свой автобус. Посмотрев весь фильм, можно сказать, что жизнь Форреста Гампа прошла через все наиболее важные события полувековой американской истории хх века. Это и встреча с Элвисом Пресли, Джонном Кеннеди и др. Режиссер показал, что даже у такого человека как Форрест Гамп может быть интереснейшая жизнь.

Этот фильм произвел на меня огромное впечатление по многим причинам. Во-первых, непревзойденная игра актеров. Хочется отметить игру Тома Хенкса. Я всегда считал его более комедийным актером, а тут такая великолепная драматическая игра. Во-вторых, отличная режиссерская работа. Особым приёмом, применённым в фильме, является «тесная связь» Форреста с реальными историческими персонажами и его непосредственное участие в реальных исторических событиях [5]. Например, чего стоит встреча Форреста с Джоном Кеннеди. Роберт Земекис снял удивительный фильм об удивительном человеке

Роджер Эберт (влиятельный американский критик) писал, что не может себе представить никого другого на месте Хэнкса: балансируя между грустным и смешным, он показывает захватывающую актёрскую игру [9].

Еще хочется отметить фильм «Догвилль» датского режиссера Ларса фон Триера 2003 года. Главную роль исполняет Николь Кидман.

Постер фильма «Догвилль» [10]

Пару слов о сюжете. Главная героиня фильма Грейс (Николь Кидман), спасаясь от гангстеров, попадает в маленький город Догвилль. Здесь она просит у жителей города убежища. Она ищет себе работу, чтобы быть полезной. Но постепенно Грейс становится рабыней Догвилля.

В этом фильме условный визуальный ряд. Действие его разворачивается в минималистических театральных декорациях. Вся окружающая героев среда заменена условными обозначениями: вместо улиц — две параллельные линии с написанным названием, вместо домов — их планы, вместо деревьев и кустов — их силуэты с подписанными их названиями (например, куст крыжовника с надписью «куст крыжовника»), и даже собака нарисована. Присутствуют только настоящие автомобили и мебель.

Этот фильм на Каннском фестивале 2003 года произвел эффект разорвавшейся нейтронной бомбы, и последствия этого взрыва ощущаются до сих пор. Фильм показал, что эмоциональный шок может быть получен зрителями без единого спецэффекта, а только при помощи провокационной темы и мощных метафор [11].

Одним словом, неординарный режиссер и одна из самых интересных актрис создали действо, которое стоит посмотреть.

Мистические фильмы

Один из самых любимых жанров — это мистические фильмы. Хочу отметить один фильм, который я считаю одним из самых интересных фильмов не только в данном жанре.

Это фильм «Другие» (2001 г.) испанского режиссера Алехандро Аменабара. В главной роли — все та же Николь Кидман.

Постер фильма «Другие» [12]

Действие фильма происходит в 1945 году в старом особняке. Первый кадр в фильме — это просыпающаяся в криках главная героина Грэйс, которая, как оказывается, живет в этом особняке с двумя детьми. Далее оказывается, что однажды вся прислуга покинула дом, весь особняк охватил странный туман. У детей главной героини редкая болезнь — они не переносят яркого света, из-за чего все окна в доме должны быть постоянно зашторены. Вскоре начинают происходить странные вещи: слышатся разные звуки, разговоры. Как-будто в доме находятся посторонние люди...

Это, наверное, первый фильм, в котором, как оказывается в конце фильма, переживаешь за призраков. А те, которых целый фильм считаешь призраками, оказываются живыми людьми. Согласитесь, очень необычно. Кстати, многие не понимают этот фильм после первого просмотра.


Заключение

Все эти фильмы произвели на меня неизгладимое впечатление в свое время. Абсолютно согласен с вышесказанным выражением Альфреда Хичкока. Мне кажется, что хорошее, интересное кино должно человека развлекать, отвлекать от будней, а самое главное — заставлять задумываться.

Используемые ссылки

  1. Кадр из фильма «Чужой». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://postomania.ru/post112178423/
  2. О фильме «Чужой». Сайт Википедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/
  3. Кадр из фильма «Сталкер». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cccp-film.ru/online/stalker-1979.html
  4. О фильме «Сталкер». Сайт Википедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/
  5. Рейтинг лучших научно-фантастических фильмов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kino.siteua.org
  6. Кадр из фильма «Солярис».[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://beoff.ru/
  7. О фильме «Солярис». Сайт Википедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/
  8. Кадр из фильма «Форрест Гамп». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.7val.com
  9. О фильме «Форрест Гамп». Сайт Википедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/
  10. Постер фильма «Догвилль». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.kino-teatr.ru
  11. О фильме «Догвилль». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.kino-teatr.ru
  12. Постер фильма «Другие». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/