ДИСТАНЦИОННАЯ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Источник: Материалы ХІ Международной научно-технической конференции «Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых» Украина, г.Донецк, ДонНТУ-2011,
Введение
Сегодня
заочная форма обучения является
одной из основных способов получения высшего образования.
Однако эта традиционная
система обучения перестаёт
соответствовать требованиям современности и поэтому нуждается в более
совершенном содержании учебного процесса.
С
ростом желающих получить высшее
образование увеличивается и число тех, кто не может это сделать в форме
дневного, очного обучения. Причины этому могут быть разные
(инвалидность,
необходимость работать, удалённость от вуза и т. д). В связи с этим
форма
заочного обучения была и остается весьма популярной. Она позволяет
пройти курс
подготовки по какой-либо дисциплине без отрыва от производства.
Заочное
образование предполагает прямой
контакт студентов и преподавателей, который осуществляется в
определённое
время. Среди недостатков заочного обучения можно выделить:
1) отсутствие
прямого общения и постоянной обратной связи;
2) недостаточное
качество полученных знаний и проблема их проверки;
3) сокращённый
объем учебного материала;
4) прерывистость
учебного процесса;
5) затруднённый
доступ к учебным материалам.
Учитывая
выше перечисленные
недостатки, можно
сказать, что главной задачей заочного обучения является необходимость
создания
удобного, доступного и эффективного предоставления обучения в
соответствии с
конкретными потребностями студентов. Следовательно, учебные материалы,
программы
должны соответствовать современным принципам обучения и запросам
различных
аудиторий. Должны удовлетворяться различные запросы студентов в
отношении
времени, места, частоты контактов с преподавателями.
Для решения этих задач требуется изменение форм заочного обучения а также внедрения дистанционного обучения на базе развития компьютерных коммуникаций в региональных центрах заочного образования.
Что такое дистанционное обучение?
Дистанционное
обучение (ДО) —
совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного
объема
изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и
преподавателей в
процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной
работы
по освоению изучаемого материала.
Дистанционная
форма обучения
зарекомендовала себя как прогрессивная педагогическая технология XXI
века. В
настоящее время невозможно стать настоящим специалистом без владения
новыми
компьютерными технологиями и навыками работы в Internet. Дистанционная
форма
обучения объединяет в учебном процессе традиционные педагогические и
новые
телекоммуникационные технологии.
Особенностями
дистанционного обучения
являются:
Гибкость —
студентам не
обязательно посещать семинары и лекции, так как они самостоятельно
могут
выбирать удобное для себя время и место для получения необходимых
знаний по
выбранной специальности.
Новая
роль преподавателя.
Он координирует учебный процесс и по мере необходимости вносит
изменения в
изучаемый курс, а так же руководит проектами и помогает студентам в
составлении
индивидуального плана.
Использование
специализированных технологий и средств обучения.
Технология
дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств
взаимодействия с обучаемым в процессе самостоятельного, но
контролируемого
освоения им определенного массива знаний. Самообучение является
характерной
чертой ДО. В связи с этим главная опора делается на самостоятельную
работу
студентов. Так с помощью персональных видеолекций, специальных пособий
и других
индивидуальных форм работы количество контактных часов студенты могут
свести к
минимуму.
Модульность
—
в
основу
программ дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый
отдельный
курс создает целостное представление об определенной предметной
области. Это
позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную
программу,
отвечающую индивидуальным или групповым принципам.
Экономическая
эффективность —
средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что
дистанционное обучение
обходится на 50% дешевле традиционных форм.
Специализированный контроль качества — в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, собеседования, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
Формы ДО
Дистанционное
обучение, осуществляемое с
помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия
— учебные
занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия
проводятся
синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия
— дистанционные
уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы,
практикумы и
другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств
телекоммуникаций и
других возможностей «Всемирной паутины».
Для
веб-занятий используются
специализированные образовательные веб-форумы
— форма работы
пользователей по определённой теме или
проблеме с помощью
записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем
соответствующей
программой.
От
чат-занятий веб-форумы отличаются
возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным
характером
взаимодействия студентов и педагогов.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Преимущества и недостатки ДО
К
преимуществам дистанционного обучения
относится использование технологий, которое позволяет:
К
недостаткам дистанционного обучения
можно отнести:
Заключение
В
2003 году инициативная группа ADL
начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения
SCORM,
который предполагает широкое применение интернет-технологий. Сегодня
имеются
отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно
широко
применяются организациями, предоставляющими услуги по дистанционному
обучению.
В современной системе образования дистанционное обучение закрепило за собой прочные позиции и теперь оно является наиболее перспективной формой заочного обучения с использованием современных технических средств связи и передачи информации. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов.
Перечень ссылок
4.
Перспективы развития дистанционного в мире и в России / сайт журнала
«Компьютер пресс» [электронный
ресурс]. — Режим доступа:
http://www.compress.ru