СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ MOODLE.
РАБОТА С ИНТЕРФЕЙСОМ СИСТЕМЫ: ОБЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко
И.Б.
Источник:
сайт «Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ»
http://cdp.tti.sfedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=290&Itemid=363
Система
дистанционного обучения Moodle обладает интуитивно понятным
интерфейсом. Начать
работать в ней достаточно легко! При этом часто сталкиваешься с
ситуацией, что
пользователи (ученики и преподаватели) не всегда используют все
возможности
системы. А ведь это могло бы повысить эффективность работы в ней! В
связи с
этим Центром довузовской подготовки ТТИ ЮФУ был разработан так
называемый
«Курс молодого бойца», основное содержание которого
будет
рассмотрено в данном
докладе.
Наименьшими
возможностями (но это не значит, что их мало!) в СДО Moodle обладают
ученики.
Эти возможности являются базовыми для всех остальных ролей. Укрупненно
их можно
разбить на 2 класса:
1.
возможности интерфейса;
2. коммуникативные возможности.
1.
Общее описание интерфейса
Система
дистанционного обучения Moodle состоит из курсов. Под
курсом
в рамках
системы не всегда понимается процесс обучения по какой-то
заранее
определенной программе. Курс может являться просто средой
общения
круга
заинтересованных людей в рамках одной тематики.
Список
всех
курсов системы дистанционного обучения обычно представлен в центре
главной
страницы. Все курсы разбиты на категории. Названия категорий являются
ссылками,
при переходе по которым вы сможете увидеть список курсов только этой
категории
с расширенной информацией, которая включает список преподавателей курса
и его
описание.
Большинство
курсов имеет одинаковую трехколоночную структуру. Каждый курс состоит
из
блоков, размещенных в левой и правой колонке, и основного содержания
(модулей),
находящегося в центре страницы. Блоки увеличивают функциональность,
интуитивность и простоту использования системы. Обратите внимание, что
правой
или левой колонки может не быть, если в них не представлено ни одного
блока.
Основное содержание курса разбито на модули: нулевой модуль, состоящий
из общих
для всего курса элементов, и тематические модули.
Интерфейс
СДО Moodle имеет следующие возможности, на которые пользователи не
всегда
обращают внимание:
- отображение
только одного модуля: у всех модулей, кроме нулевого, в правом верхнем
углу
есть небольшая кнопка. Если на нее нажать, то вам будет отображаться не
весь
список модулей, а только нулевой и тот, который вы выбрали. При этом
навигацию
между модулями можно осуществлять с помощью выпадающего меню,
расположенного
ниже модулей. Для того чтобы вернуться к режиму отображения всех
модулей курса,
необходимо нажать на кнопку на том же месте;
- навигационная
панель: в этой панели отображается, где вы сейчас находитесь в иерархии
страниц
системы. Каждый уровень иерархии представлен ссылкой, позволяющей
быстро
перейти на него;
- календарь:
содержит сетку текущего месяца с отмеченными на нем событиями, на
которые
необходимо обратить внимание. Все типы событий на календаре
отображаются
разными цветами. Расшифровка цветов приведена сразу под календарной
сеткой. В
области расшифровки названия типов событий являются ссылками: при
нажатии на
них можно выключить/включить отображение данного типа событий. При
наведении на
соответствующее событие всплывает небольшое окно, в котором
отображается дата
события и его название в виде ссылки, при нажатии на которую вы
перейдете к
полному описанию этого события. События за определенный промежуток
времени
(обычно 21 день) отображаются также в блоке «Наступающие
события».
- навигация
между элементами курса без перехода на главную страницу курса: находясь
в
каком-либо из элементов курса, можно весьма удобно переходить сразу к
другим
элементам курса без промежуточного шага на главную страницу курса. В
выпадающем
меню, которое расположено в правом верхнем углу страницы, указываются
все
элементы курса в порядке следования с группировкой по модулям. Названия
модулей
выделены в списке полужирным курсивом. Справа и слева от выпадающего
меню
располагаются кнопки "<" и ">". При нажатии на них вы
можете перейти к предыдущему или следующему элементу курса
соответственно.
2.
Коммуникативные возможности системы
При
описании
коммуникативных возможностей системы можно остановиться на следующих
моментах:
- работа
с
профилем пользователя: профиль пользователя играет очень важную роль
при
общении. Во-первых, оставить расширенную информацию о себе и прикрепить
свою
фотографию —
это правило хорошего тона, проявление уважения к другим
участникам
дистанционной программы. Во-вторых, с помощью настроек в профиле
пользователя
вы можете эффективно управлять многими аспектами общения;
- работа
в
HTML-редакторе: практически все тексты для Web создаются с помощью
языка HTML.
Язык разметки HTML имеет свой синтаксис, который надо бы было знать,
если вы
хотите оформить свой текст, сделать его более удобным для чтения
другими
людьми. Но все это можно делать без знания HTML! В этом вам поможет
WISIWIG
редактор, который дает достаточно широкие возможности по форматированию
текста,
вставке рисунков, ссылок, работе с таблицами. Вы сразу же можете
визуально
оценить, каков будет результат. В HTML-редакторе можно так же, как в
Word,
использовать некоторые горячие клавиши (например, Ctrl+B для выделения
текста
полужирным);
- работа
с
форумом: деятельностный модуль, который дает возможность несинхронного
общения
участникам дистанционной программы. В рамках системы вам могут
встретиться
форумы разных типов: стандартный форум, простое обсуждение, каждый
открывает
одну тему, форум вопрос-ответ;
- работа
с
личными сообщениями: предоставляет участникам дистанционной программы
возможность обмениваться личными сообщениями;
- работа
с
чатом: может выступать не только средством общения, но и деятельностным
элементом. Например, в курсе может присутствовать задание с типом
ответа «Ответ
- вне сайта».
В
этом случае работа может строиться следующим
образом: вы читаете задание, выполняете какие-то подготовительные
действия и в
назначенное время в чате проходит собеседование с преподавателем, по
результатам которого он выставляет вам оценку;
- использование
формул: общение в рамках многих дистанционных программ весьма неудобно
без
формул. Система дистанционного обучения Moodle имеет возможности
использования
формул в рамках всех элементов курса и коммуникативных инструментов
системы.
Создавать формулы можно с помощью TeX
— широкораспространенной системы
компьютерной верстки, созданной Дональдом Кнутом. И применяющейся во
всем мире,
в том числе для набора сложных математических формул.