Ковалев А. П., Нагорный М.А., Якимишина В. В. - Оценка надежности узлов нагрузки подстанции 110/10 КВ

УДК 622.333.002

 

Оценка надежности узлов нагрузки подстанции 110/10 КВ.

 

Ковалев А. П., Нагорный М.А., Якимишина В. В.

Донецкий национальный технический университет

yvsm@list.ru

 

 

Проблема оценки надежности электроснабжения электроэнергетических систем и сетей промышленных предприятий занимает центральное место, как при эксплуатации, так и при проектировании. Поэтому вопросы, связанные с уточнением методики оценки надежности узлов нагрузки являются актуальными научно-техническими задачами. Под узлом нагрузки будем понимать: питающую промышленное предприятие подстанцию, либо одну из секций ее шин. Надежность электроснабжения узлов нагрузки будем определять в следующих режимах: статическом, динамическом и ремонтном.

В статическом режиме учитываются повреждения элементов типа «обрыв цепи». К повреждениям такого типа будем относить отказы во вторичных цепях релейной защиты и автоматики, которые приводят к автоматическому отключению выключателей, ложное и излишнее срабатывание защиты. Зная число аварийных отключений выключателей в единицу времени, можно определить параметр потока отказов выключателя типа «обрыв цепи».

Неправильный выбор уставок защиты, заклинивание механизма свободного расцепления и разные другие неполадки, которые могут привести к отказу в срабатывании выключателя, выявляются только в результате проведения диагностики системы отключения выключателя.

Зная число выявленных в результате диагностики системы отключения выключателя повреждений, число выключателей на подстанции одного класса напряжения, время наблюдения - определяется параметр потока «отказов в срабатывании» системы отключения i-того коммутационного аппарата.

В динамическом режиме учитываются: отказы типа «короткое замыкание» (КЗ) и отказ системы отключения выключателя в срабатывании при появлении (КЗ) в зоне действия его токовой защиты.

Повреждение типа «КЗ» может происходить в элементах сети, через которые проходит первичный рабочий и аварийный ток (отходящие от коммутационного аппарата линии, шины, разъединители, обмотки силовых трансформаторов и др.)

В ремонтном режиме учитываются ошибки обслуживающего персонала при различных ремонтных переключениях, которые могут приводить либо к поражению человека электрическим током, либо к обесточению узла нагрузки.

Под живучестью узла нагрузки будем понимать способность потребителей и их автоматических средств защиты противостоять возмущениям, которые могут привести к аварийному его отключению. Живучесть узла нагрузки определяется в динамическом режиме, т.е. когда в системе случайно происходят «КЗ».

Показателем живучести узла нагрузки может быть частота появления системных цепочечных аварий с различной глубиной нарушения электроснабжения [1].

Частота их возникновения при «КЗ» в защищаемом элементе сети и отказ в срабатывании ряда защитных коммутационных аппаратов, через которые прошел сквозной аварийный ток, можно оценить по формуле [2]

                                                                                                                                                         (1)

 где   - параметр потока КЗ в j-том элементе сети;

             * - параметр потока отказов  в срабатывании коммутационного аппарата;

             * - интервал времени между диагностикой системы отключения защитного коммутационного аппарата;

        mчисло защитных коммутационных аппаратов через которые прошел сквозной аварийный ток и привел в действие их релейные защиты;

        nчисло последовательно соединенных j-тых элементов, получающих электроэнергию от i-того защитного коммутационного аппарата.

При исчезновении напряжения, подаваемого на узел нагрузки (секции шин подстанции), происходит отключение вводного КРУ защитой минимального напряжения («нулевая» защита), блок-контакты  отключившегося выключателя запускают АВР на секционном выключателе и обеспечивают бесперебойное электроснабжение шин подстанции.

В этом случае аварийное отключение узла нагрузки происходит при совпадении в пространстве и времени двух событий: аварийное отключение вводного КРУ защитой минимального напряжения и отказ в срабатывании АВР на секционном выключателе.

Параметр потока аварийных отключений узла нагрузки  по описанной выше причине определим следующим образом:

                                                                                                                                                           (2)

где  - параметр потока  аварийных отключений i-того вводного КРУ  из-за действия защиты минимального напряжения;

         * - параметр потока отказов в срабатывании системы АВР на i-том секционном коммутационном аппарате;

         *  - интервал времени между диагностиками системы отключения АВР на i-том секционном коммутационном аппарате

Формулы (1) и (2) справедливы при выполнении следующих условий: интервалы времени между появлениями КЗ в элементах сети, интервалы времени между отключениями вводных КРУ защитой минимального напряжения и интервалы времени между отказами в срабатывании защитных коммутационных аппаратов не противоречат экспоненциальной функции распределения вероятностей с параметрами соответственно:  и выполняются следующие соотношения:

                                                                                                                                                                       (3)

При выводе формул (1) и (2) были приняты следующие допущения:  устройства защиты могут выходить из строя только тогда, когда они находятся в режиме ожидания; если к моменту возникновения повреждения в сети, на которое должна реагировать РЗ, она находилась в исправном состоянии, то маловероятен ее выход из строя в режиме тревоги [3].

Под отказом в срабатывании защитного коммутационного аппарата будем понимать такой его отказ, который приводит к отказу в отключении поврежденного элемента сети при КЗ в зоне действия его релейной защиты, либо при исчезновении напряжения на питающей КРУ линии, отказывает в срабатывании «нулевая» защита.

В случае когда  тогда формула (1) примет вид:

.                                                                                                                                                               (4)

Вероятность отключения F(t) узла нагрузки в динамическом режиме в течение времени t

.                                                                                                                                                                           (5)

Если

Пример. В результате наблюдения в течении Т=5 лет за подстанцией 110/6 кВ, рис. 1, снабжающей электроэнергией промышленное предприятие (информация была взята из оперативных журналов наблюдения)  были получены следующие параметры надежности оборудования:

1/год - параметр потока автоматического отключения выключателя 6 из-за повреждений вторичных цепей релейной защиты;

1/год - интенсивность появления КЗ, либо витковых замыканий в обмотках трансформатора, в результате чего работала релейная защита коммутационного аппарата 6;

1/год - параметр потока отказов в срабатывании системы отключения выключателя 4 из-за отказов в срабатывании «нулевой» защиты;

1/год - параметр потока аварийных отключений выключателя 4 из-за действия защиты минимального напряжения;

1/год - параметр потока отказов в срабатывании системы АВР на секционном выключателе 10;

 1/год - параметр потока отказов в срабатывании системы отключения коммутационных аппаратов 1,2,3 из-за отказов токовой защиты;

1/год, 1/год, 1/год - интенсивность появления КЗ  на линиях 7, 8, 9 соответственно;   1/год - интенсивность появления КЗ  на шинах 11 подстанции.

Диагностика системы отключения выключателей на подстанции, а также проверка работоспособности всех видов защит проводится 1 раз  в 0,5 года, т.е.:  года.

Среднее время восстановления электроснабжения секции шин I из-за различных аварийных причин ее отключения следующие:

 ч - среднее время восстановления электроснабжения потребителей, получающих электроэнергию от секции I, после ликвидации последствий аварии из-за КЗ на шинах 11 подстанции;

 ч - среднее время восстановления электроснабжения секции шин I, из-за отказов в срабатывании в «нулевой» защиты при случайном исчезновении напряжения на вводе (аварийное отключение выключателя 6)

 ч - среднее время восстановления электроснабжения узла нагрузки из-за отказов в срабатывании АВР на секционном выключателе;

Рис. 1. Принципиальная схема подстанции

.

 ч - среднее время восстановления электроснабжения секции шин I, из-за отказов в срабатывании выключателя 1 или 2, или 3 из-за КЗ на присоединениях 7,8,9 соответственно;

 ч - среднее время восстановления электроснабжения секции шин I, отключившейся от источника электроснабжения из-за ошибок эксплуатирующего подстанцию персонала (ошибки переключения);

 - число погашений секции шин подстанции из-за ошибок эксплуатирующего подстанцию персонала;

Определить:

а)                     параметр потока аварийного отключения секции шин I и среднюю наработку на отказ;

вероятность безотказного электроснабжения потребителей получающих электроэнергию от секции I за время год;

б)                    определить среднее время восстановления электроснабжения узла нагрузки (шина I) после его аварийного отключения;

в)                    определить коэффициент готовности подстанции снабжать электроэнергией  потребителей получающих питание от секции I;

г)                     определить вероятность бесперебойного электроснабжения секции I в течение года с учетом только ошибок эксплуатирующего подстанцию персонала;

д)                     определить сколько процентов составляют отключения секции шин I из-за  ошибок персонала по сравнению с отказами систем отключения КРУ и КЗ в защищаемых элементах.

Решение.

Обозначим следующее события:

*- появление КЗ в j-том элементе схемы;

* - появление в i-том коммутационном аппарате отказов типа «обрыв цепи»;

- отказ в срабатывании  i-того коммутационного аппарата из-за отказов  «токовых» защит;

*- аварийное отключение вводного выключателя из-за действия «нулевой» защиты;

*- отказ в срабатывании  i-того коммутационного аппарата из-за отказов «нулевой» защиты;

   *- обесточивание секции шин I из-за ошибок персонала.

Используя принципиальную схему подстанции рис. 1, принятые обозначения аварийных событий, строим «дерево», которое объясняет причины аварийного отключения секции шин I рис. 2а  и схему «минимальных сечений» рис. 2б.

Схемы рис. 2 а получены при следующих принятых допущениях:    учитываются только двойные совпадения в пространстве и времени аварийных событий; при повреждении обмоток силового трансформатора 5, защита на коммутационном аппарате 6 надежно его отключит; отказы в системе отключения выключателя и средств защиты выявляются в результате диагностики, которая проводится с интервалом времени ; появление одновременно двух КЗ в различных элементах системы маловероятное событие и в расчетах не учитываются.

Используя полученную схему «минимальных сечений», формулы (2) и (4) и исходные данные примера, находим параметр потока аварийных отключений секции шин I:

 

Рис. 2. Дерево, объясняющее причины аварийного отключения секции шин І (а) и схема минимальных сечений (б)

 

Средняя наработка на отказ схемы:

 года.

Вероятность бесперебойного электроснабжения потребителей в течение года (t=1 год), получающих электроэнергию от секции I:

, 

.

Среднее время восстановления узла нагрузки:

 года часа,

 где   1/год,                                 

        1/год,           

        1/год,

        1/год,

       1/год,

       1/ч = 1463 1/год,                                       

       1/ч = 7297 1/год,             

       1/ч = 3504 1/год,

       1/ч = 4380 1/год,  

       1/ч = 5843 1/год.

Коэффициент готовности:

.

Определить вероятность безаварийной работы в течение года секции I из-за ошибок эксплуатирующего подстанцию персонала:

,

где  1/год.

Вывод. По результатам расчета видно, что по вине персонала происходит 42,9 % аварийных отключений секции шин I. На кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий и городов» ДонНТУ разработана методика, которая позволяет фиксировать частоту появления ошибок человека при выполнении им определенной работы. Фиксировать длительность существования ошибок и оценивать тяжесть их последствий.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Руденко Ю. Н., Ушаков И. А. Надежность систем энергетики. – М.: Наука, 1986 – 320 с.

2. Ковалев А. П., Якимишина В. В. О живучести объектов энергетики. Промышленная энергетика. - 2006. - №1. – С. 25-29.

3. Фабрикант В. П. О применении теории надежности к оценке устройств релейной защиты – Электричество. – 1965. - №9. – С. 15-19.