ТЕХНОЛОГИЯ ЛАМИНИРОВАНИЯ: ОТ СОЛЬВЕНТНОЙ ЛАМИНАЦИИ К БЕССОЛЬВЕНТНОЙ

Аркадий Пикман


| Библиотека |

Источник: Журнал «Флексо плюс» №5 октябрь, 2003



      Ламинаты, благодаря их разнообразным свойствам, становятся все более популярным упаковочным материалом. И многие предприятия задумываются о внедрении того или иного способа ламинирования. Если вы собираетесь купить новый ламинатор и уже проштудировали с этой целью различные информационные источники, а также посетили несколько полиграфических выставок, то вам известно, что выбирать придется из более чем 100 производителей по всему миру. В упаковочной отрасли около 50% печатных машин и оборудования для конвертинга производится в Италии, и предлагаемый выбор ламинаторов очень широк...
      Если сравнить ламинаторы разных производителей, то, на первый взгляд, не будет заметно больших отличий. Только пристально всмотревшись, вы обнаружите удивительно много различий в конструкции, концепции, по числу моделей и дополнительных устройств. Это делает выбор очень трудным и долгим. Огромное количество итальянских поставщиков не облегчает принятие решения, но позволяет из большого многообразия моделей выбрать именно ту, которая вам требуется.
       Еще несколько десятков лет назад ламинирование упаковочных материалов и нанесение покрытий на них были доступны только крупным производителям упаковки и полиграфическим предприятиям со специальным оборудованием. Основным способом ламинации был сольвентный (с применением клеев, содержащих растворители). Остальные изготовители упаковки при необходимости вынуждены были обращаться с размещением заказов к крупным производителям, имевшим соответствующее оборудование. Такой порядок приводил к удорожанию готовой продукции и к увеличению сроков ее изготовления.
      Положение стало меняться примерно 20 лет назад после изобретения и внедрения в производство бессольвентного клея (не содержащего растворители) компаниями Henkel и Morton. Эти клеи не сразу заняли свое место в производстве упаковки. Для их использования потребовалось изменить существовавшие ламинаторы, приспособив их к использованию однокомпонентного и двухкомпонентного бессольвентных клеев. Имевшиеся тогда секции нанесения клея не позволяли наносить очень тонкий и ровный слой на большую поверхность пленки или фольги. Более того, требовалось несколько суток, прежде чем происходило химическое закрепление клея и материал был готов к дальнейшему использованию. По этой причине первоначально бессольвентные клеи не могли использоваться в существующих устройствах для ламинирования гибкой упаковки. Преимуществом бессольвентного способа ламинирования было отсутствие необходимости устанавливать специальные системы сушки и, следовательно, значительная экономия по сравнению с сольвентным способом.
      Производители очень быстро отреагировали на появление новой технологии и очень скоро представили свои разработки бессольвентных ламинаторов. В 1988 г. итальянская компания Nordmeccanica подала патентную заявку на секцию нанесения бессольвентного клея и в 1988 г. продемонстрировала ее своим клиентам. Наступила эра бессольвентной ламинации.
      

ЧТО И ЧЕМ ЛАМИНИРОВАТЬ?


       Для принятия решения о покупке ламинатора нужно решить следующие вопросы:
       • Какие материалы будут склеиваться: полимерные пленки, металлическая фольга, бумага, картон?
       • Каков конечный продукт ламинирования: двух- или трехслойный ламинат, его свойства и параметры (в частности, толщина), необходимость лакирования, нанесения воскового покрытия, печати и т. д.;
       • Какой тип клея/клеев предполагается использовать для изготовления конечного продукта (бессольвентный: одно- или двухкомпонентный, сольвентный: на водной основе или на другой основе, клей УФ-отверждения);