Флексографическая печать этикеток и наклеек

Круглыхина О.С


| Библиотека |

Источник: http://proflex.com.ua/flexo.htm



      В изготовлении этикеток сейчас уже принято разделять эти два вида печати, несмотря на то что они имеют общие «корни». По сути, флексографическая печать этикетки «выросла» из высокой печати и к настоящему моменту превратилась в самостоятельный вид. Принципиально различаются они друг от друга немногим. При высокой печати этикеток используются металлические или твердые пластиковые формы, жесткий печатный цилиндр и вязкая, пастообразная краска. Флексографическая печать этикеток основана на мягких, эластичных формах, отсюда ее русское, почти забытое название — эластография. Да и краски для изготовления этикеток применяются более жидкие, по вязкости близкие к воде. Раньше использовались анилиновые красители, сейчас их диапазон гораздо шире. Кстати, еще одно устаревшее название флексопечати в случае использования анилиновых красок — «анилиновая печать».
      Одно из основных преимуществ этих технологий — огромный спектр запечатываемых материалов. Он не менее велик, чем у глубокой печати: большинство видов упаковочных пленок, этикеточные бумаги, фольга, картон, многослойные носители. Да и толщина используемых материалов меняется в достаточно широких пределах — от 12-15 микрон до 0,5-0,6 мм. А если говорить о печати на гибких и невпитывающих носителях, то у флексо- и высокой печати, можно сказать, и вовсе нет серьезных конкурентов в изготовлении этикеток.
      Другое несомненное достоинство — более низкие по сравнению с другими технологиями расходы затрачиваемые на изготовление этикеток. Сокращение затрат при изготовлении этикетки складывается из нескольких факторов.
      Во-первых, само оборудование имеет достаточно простую конструкцию, и, следовательно, стоимость его относительно невысока. Например, красочный аппарат флексомашины имеет два-три цилиндра. Дукторный вал передает краску из резервуара на анилоксовый цилиндр, который, в свою очередь, переносит краску на формный. Плюс еще печатный цилиндр. И никакой системы увлажнения. Сравните с офсетной машиной, где десятки всевозможных валиков.
      Во-вторых, при флексо- и высокой печати можно получить существенную экономию на материале. Как правило, это рулонная печать, а это дешевле, чем использование листовых носителей. В ряде случаев при рулонной печати этикеток можно точно установить длину «запечатки», оттиски будут идти вплотную друг к другу, лишь с необходимыми разрядками. В сочетании с оптимально подобранной шириной рулона это позволяет свести к минимуму отходы.
      В-третьих, тиражестойкость форм может составлять более миллиона оттисков. Это значит, что при больших тиражах себестоимость одной этикетки значительно снижается по сравнению, например, с офсетом. При этом допечатная подготовка обходится лишь ненамного дороже, чем для того же офсета.
      Ну и наконец, еще один важный фактор снижения себестоимости. Благодаря рулонной печати и секционному построению машину легко оснастить ламинатором, лакировальной секцией, устройствами высечки, пробивки отверстий, тиснения, разрезки на листы. То есть за один прогон можно получить полностью готовую этикетку.
      Высокая и флексопечать уверенно чувствуют себя в индустрии этикетки. По некоторым оценкам, их доля на этом рынке услуг составляет 30-40% и продолжает неуклонно расти. Причем флексопечать, благодаря существенному улучшению качества, активно «переманивает» клиентов как у высокой печати, так и у других технологий.
      Флексопечать незаменима при изготовлении этикеток на пленках и фактурных материалах. Она выгодна и эффективна при средних и длинных тиражах, особенно при подаче с рулона на рулон. Однако не стоит предъявлять сверхвысоких требований к качеству исполнения. Ее сфера применения — продукция массового спроса. С помощью этой технологии обычно производят изготовление этикетки для прохладительных напитков, бытовой химии, упаковку для пищевых продуктов, полуфабрикатов, молочных и кондитерских изделий.
      Высокая печать становится востребованной для изготовления элитной и дорогой продукции, где требуется качественное воспроизведение всей цветовой гаммы. Это, например, косметическая и парфюмерная этикетка, либо самоклеящиеся этикетки для кофе или продуктов питания высшего ценового диапазона. Она предпочтительна для работы с очень тонкими и скользкими носителями. Машины высокой печати этикеток достаточно эффективны при изготовлении этикеток малыми и средними тиражами.