ВВЕДЕНИЕ
Ораторы – (лат. oro – говорю) – те, кто произносит речь, а также люди, обладающие даром красноречия и/или владеющие ораторским искусством.
Красноречие играло очень большую роль в истории многих культур (например пророки в Древней Иудее), оно стало профессией только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве – риторика, и профессия учителя ораторского искусства — ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы.
Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.
Крупнейшие теоретики риторики и ораторы: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.
Хороший оратор должен обладать ораторскими способностями (природными или благоприобретёнными), умением говорить красиво и убедительно, умением логично выстаивать свою речь, делать ее понятной, умением делать акцент на главном и делать речь законченной.
1 Общее понятие об ораторской речи
Ораторская речь – это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения.
Основная цель публичного выступления оратора – убедить слушателей в его правоте.
Можно выделить несколько основных качеств ораторской речи.
1. Оратор обращается к народу ораторской речи – не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
3. Функционально–смысловые типы речи.
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе
мышления человеку свойственно отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи:
описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Монологические типы речи строятся на основе отражения мыслительных диахронических,
синхронических, причинно-следственных процессов. Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – причинно- следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и от концептуального замысла оратора, чем обусловлено включение или не включение того или иного смыслового типа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана стремлением оратора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамический характер. При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.
Задача оратора – изобразить последовательность событий,
с необходимой точностью передать эту последовательность. Таким образом,
передается содержательно- фактуальная информация, причем она облекается в разные формы. Во-первых, оратор может говорить как участник событий, во-вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать
событийный ряд, не указывая на источник информации. Оратор передает
события, которые совершаются как бы на глазах слушателей, или вводит
воспоминания о событиях, развивающихся в прошлом.
2. Структура ораторской речи
Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной
мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, – и смысловых
частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том
случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают
последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное
высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной
оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем не понимают, о чем идет речь.
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и
замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их
соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление,
основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать,
классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение
всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией.
Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно
удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует
принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью.
Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и
проспекцией.
Этикет ораторской речи – это устойчивые
специфические единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции –поддержания контакта – указанные речевые формулы выполняют функцию вежливости, регулирующую функцию, благодаря которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.
Чаще всего в речевом этикете используют обращение. Распространены
также приветствие аудитории, т.е. выражение дружеских чувств, дружеского
расположения, доброжелательности. Следующая группа – формулы «прощания» и «благодарности за внимание». Выделяется также группа речевых клеше, относящихся к знакомству. Оратор обязательно должен быть представлен или должен представиться сам. В ораторской речи используется высокая, нейтральная и эмоциональная тональность, т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный контакт со слушателями.
3. Подготовка речи и выступления.
Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая
эффективно воздействует на аудиторию в соответствие с поставленной им
задачей. А задача, естественно, – убедить слушателей, обращаясь к их разуму
и эмоциям, и добиться нужной их реакции. Поэтому предполагается изучение ораторской речи на трех уровнях: на уровне замысла и содержания, то есть определения темы, цели, речи, отбора фактического материала; на уровне стиля, то есть использования языковых средств в системе; на уровне
композиции, то есть расположения и порядка следования смысловых частей
речи. И все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с
процессом общения с нею.
Ораторская речь, является сложным творческим процессом, – речь
подготовленная и требует большой, упорной работы. Конечно, эта работа у
каждого оратора индивидуальна и зависит от особенностей его психики, опыта, аудитории, вида красноречия. Скажем, чтобы произнести митинговую речь, нужна одна система подготовки, а для чтения научно-популярной лекции –другая. После выступления на митинге вопросы не задают, а на научно-популярной лекции их задают всегда. Однако существуют общие принципы работы оратора, которые могут учитываться, конечно, в разной степени при подготовке разных видов речи. Подготовка (докоммуникативная фаза) включает в себя два этапа: первый – определение вида, темы, цели, названия выступления и оценка состава слушателей, обстановки, в которой будет произноситься речь; второй – составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работа над ним и одновременно работа над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением ее частей. Таким образом, перед оратором встает три взаимосвязанных вопроса, что сказать,где сказать и как сказать.
Итак, задачи названия речи можно определить следующим образом: сжато сообщить основное содержание речи, отделить ее от других однотипных выступлений, привлечь внимание слушателей и заинтриговать их, оказать на них определенное эмоциональное воздействие.
Следующий вопрос, который возникает перед оратором: оценка состава
слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к ней. Поэтому по возможности следует обстоятельнее выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуна, стола, размер и интерьер зала, а также время выступления (утро, вечер), отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько. От времени зависит самочувствие слушателей: вечером они придут после работы уставшие. Это следует иметь в виду и постараться по ходу выступления снять или, по крайней мере, уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем мы игнорировать и предшествующие выступления: каждое последующее должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.
ВЫВОДЫ
По мнению Цицерона, самое важное для оратора – это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность, нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом, нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке.
Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи
состоит, прежде всего, как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее
нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее
чувствительность или страстность, если нужно – все это относится не к
отдельным ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей,
как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а
располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются
украшения и блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в
наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их
услаждает, но услаждает без пресыщения (Цицерон, 1972, 224). Цицерон против слащавости и вялости ораторской речи, – за то, чтобы она была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.