Вернуться в электронную библиотеку 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ

Межрегиональная академия управления персоналом
Северодонецкий институт

http://referatwork.ru/refs/source/ref-120665.html


Идеи экоменеджмента зародились в далеком прошлом. Еще в 1871 г. американский эколог Б. Коммонера попробовал сформулировать законы экологии, в которых четко прослеживается необходимость управления в отрасли сохранения окружающей среды.

В настоящее время учитывая экологические проблемы Украины в их разностороннем проявлении вопрос о необходимости учета требований в системе «Человек – материальное производство – окружающая естественная среда», особенно на стадии принятия предпринимательских решений, уже не подлежит дискуссии.

Анализ зарубежной и отечественной литературы свидетельствует об отсутствии консенсуса у разных авторов относительно конкретного содержания и формирования такого управления предприятием, когда урон окружающей среде сведен к минимуму.

Относительно терминологии отечественной экологической науки понятия «экологический менеджмент» трактуется по-разному, потому появились определенные недоразумения относительно разграничения этого термина с традиционным понятием «экологическое управление». В этой связи необходимо разработать более четкое определение экологического менеджмента, усилив в нем концептуальную базу управления.

В научных трудах современных ученых В. Трегобчука, О. Веклича, С. Харичковой, Т. Галушкиной, I. Карагодова концепция екологического управления включает полный комплекс проблем, связанных с экологическими процессами как объектом управления. Вместе с тем в их публикациях вопросы экологического менеджмента недостаточно освещены с позиций методологической (общей теории менеджмента) и нормативно-методической баз (например, стандартов в сфере систем экологического менеджмента).

Начиная с 1995 г. предприятия получили возможность осуществлять сертификацию в соответствии с EMAS (Ecomanagement and audit scheme or EMAS). Согласно со стандартами серии ISO 14000 основным их предметом является система экологического менеджмента, который составляет для организаций образец действий, благодаря которым будет достигнуто цели экологической деятельности, развязаны конкретные задания в отрасли охраны окружающей среды.

В серию ISO 14000 входят три группы документов:

• принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

• инструменты экологического контроля и оценки;

• стандарты, ориентированные на продукцию. Центральным является стандарт ISO 14001, согласно с которым осуществляется формальная сертификация предприятия, а другие считаются как вспомогательными.

В документах серии ISO 14000, введенных в Украине на добровольных принципах, термин «экологический менеджмент» заменен сроком «управления качеством окружающей среды», а в отдельных случаях – «экологическое управление». В этих понятиях согласно с анализом существующих нормативных документов оказываются существенные разногласия.

Экологическое управление связано с постановкой заданий, включая ограничения и рамочные условия их реализации. Много авторов-экономистов и экологов считают, что «экологическое управление» – это планирование, управление, контроль за всей деятельностью, направленной на выполнение соответствующих государственных требований в экологической сфере.

С одной стороны, сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 создает единственную базу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне, с другой стороны стандарты могут создавать благоприятные условия для «экспорта загрязнения» – перенесения вредных производств в страны, которые развиваются. Таким образом, предприятие может быть сертифицировано в государстве из более «мягкими» национальными природоохранными нормативами, получив при этом международный статус.

Стандарты серии ISO 14000 гибкие, потом, подход постоянного улучшения, усовершенствования в части предупреждения загрязнения окружающей среды в Украине может стать затяжным и «постоянным».

До конца 2007 г. около 112 тысяч предприятий мира осуществили сертификацию и получили экологический сертификат согласно со стандартом ISO 14001. По данным экологического аудита Германии состоянием на 2006 г. этот стандарт применялся в Японии (2229 предприятий), Германии (1400), Великобритании (1009), Швеции (645), на Тайване (506), в США (480 предприятий).

Параллельно существующий экологический аудит ЕС выдвигает более высокие требования, чем ISO 14001. Между этими двумя системами экологического менеджмента существуют определенные отличия: Постановление об экологическом аудите ЕС является частью действующего в Европейском Союзе законодательства, в то время как стандарт ISO 14001 является частным правовым соглашением. Сфера действия Постановления об экологическом аудите ЕС распространяется на производственные предприятия и ограничивается Европейским Союзом и это постановление содержит требование об официальном заявлении из информирования общественности, тогда как стандарт ISO 14001 такого требования не содержит. Экологический аудит ЕС осуществляет также государственный контроль по требованию официально назначенного государственного инспектора и выдвигает требование непрерывной модернизации производства, улучшения условий производства с целью увеличения взноса предприятия в охрану окружающей среды.

Выполнение всех действующих законов – требование экологического аудита ЕС, в то время как стандарт ISO 14001 лишь призывает к этому и надеется на выполнение законов. Суммарные расходы на внедрение системы экологического менеджмента включают расходы на консультативные услуги, организацию деятельности, сертификацию за ISO 14001.

Применение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятия определенными преимуществами, к которым принадлежат систематическое снижение негативного влияния на окружающую среду; систематическое снижение производственных и эксплуатационных расходов; снижение природоохранных платежей и более эффективное соблюдение требований природоохоронного законодательства. Дополнительные преимущества – снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов их последствий; повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках, возможность освоения новых рынков; получение позитивного имиджа предприятием, улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; снижение процентных ставок по кредитам; снижение ставок платежей по экологическому страхованию.

Практика предприятий мира, которые внедряют систему экологическго менеджмента удостоверяет, что расходы компенсируются за 2 – 4 года и дают возможность предприятиям экономить значительные средства.

Экономические преимущества системы экологического менеджмента потребуют постоянной подготовки специалистов и переподготовки кадров.

Ряд зарубежных школ бизнеса и менеджмента готовят специалистов в отрасли экологического менеджмента по разным срокам учебы, в том числе по программам MBA. В настоящее время действуют образовательные программы, которые финансируются разными международными фондами с целью помочь странам с переходной экономикой воплотить соответствующие стандарты экологического менеджмента через подготовку специалистов. К короткосрочным курсам, тренингам, семинаров привлекаются иностранные специалисты и консультанта. Действуют также долговременные проекта из подготовки и внедрения учебных курсов.

Следовательно, международная практика экологического менеджмента и аудита является образцом для заимствования и внедрения в Украине.

Внедрение экологического менеджмента в Украине зависит от ряда факторов: экономической ситуации; направленности и стабильности предприятий; регуляторной роли органов государственной власти; состоянию правового поля, которое регулирует питания охраны природы; информированности населения о состоянии окружающей среды; подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере охраны окружающей среды.

Понятно, что все еще сложная экономическая ситуация в Украине сдвигает приоритетность охраны природы на второй план.

Вместе с тем, развиваются предприятия, которые ориентируются на рынки развитых стран. Получая большие прибыли эти предприятия могут быть заинтересованы во внедрении современных систем экологического менеджмента и аудита и их сертификации. Большую роль призванные играть органы государственной власти путем создания механизмов стимулирования внедрения системы охраны окружающей среды на предприятиях.

Комплексное управление охраной окружающей среды как на государственном, так и на местном уровни, а также на уровне предприятий в Украине осложняется по той причине, что природоохранные нормативно-правовые документы действуют по большей части в отдельных областях (охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов и тому подобное).

Природоохранное законодательство в Украине постоянно развиваться и совершенствуется. В настоящее время в украинском законодательстве наметились определенные тенденции, которые положительно влияют на воплощение системы охраны окружающей среды на предприятиях.

В 1997 г. стандарты серии ISO 14000 (14001, 14004, 14010-14012) были локализованы в Украине утверждением приказа Госстандарта Украины. На практике оказывается, что эти стандарты практически неизвестны людям, которые работают в сфере охраны окружающей среды, органах государственной власти, общественных организациях. Понятно, что отсутствие информации негативно влияет на при-йняття решений на разных уровнях управления предприятиями. Вместе с тем дефицит информации снижает активность общественных экологических организаций.

Перечисленные факторы влияют и на состояние подготовки специалистов в сфере охраны окружающей среды, проведения соответствующих специализированных семинаров, курсов повышения квалификации и тому подобное. Понятно, что внедрение экологического менеджмента в Украине – дело времени. Но предпосылки для формирования системы экологического менеджмента и аудита в Украине существуют.

Еще одной темой для дискуссии является достаточность открытости предприятия в соответствии с серией стандартов ISO 14001 относительно экологической политики из позиций доступа для общественности. В том виде, в котором известен этот стандарт, он имеет очень общий характер в этом контексте и создает атмосферу для злоупотреблений предприятиями-загрязнителями.

Главное заключается в том, что стандарты серп ISO 14000 вообще не содержат количественных требований, нормативов, потому вызывает сомнение принадлежность настоящих документов к категории стандартов.

Таким образом, невзирая на недостатки в методологической базе с развитием практической проработки внедрения экологического менеджмента в Украине можно будет создать общую теорию экологического менеджмента, как одну из основных теорий внедрения экологических требований, их соблюдения с целью преодоления социально-экономического кризиса при условии крайней ограниченности имеющихся финансовых и материальных ресурсов, а также возможности сохранения окружающей для будущих поколений.

Грандиозные масштабы хозяйственной деятельности человека усиливают взаимозависимость экономики и окружающей среды. Проблемы влияния научно-технического прогресса на окружающую среду описываются в научной литературе, в колонках газет и журналов, на международных конференциях, в передачах на радио и телевидении. В них четко прослеживаются две противоположных точки зрения. Первая подчеркивает, что развитие промышленности, сельского хозяйства, урбанизации и тому подобное неминуемо приведет к глобальной социально-экологической катастрофе.

Другая точка зрения удостоверяет принципиальную возможность управления естественными процессами и установления в каждом конкретном случае оптимального соотношения между потребностями человека и сохранением окружающей среды. Человечество, в принципе, способное обеспечить динамическое равновесие между своею деятельностью и природой. Для решения этой проблемы нужно преодолеть совокупность противоречий - экономических, политических, социальных, психологических и сформировать природоохранную стратегию, которая должна базироваться на объективной оценке ситуации, которая сложилась.

Что же касается ситуации в Украине, административный (силовой) метод управления – запретить, закрыть, ограничить – в настоящее время уже не срабатывает. Ведь запретить – это лишить населения товаров и услуг, закрыть – спровоцировать безработицу, социальное напряжение и тому подобное. Другими словами, административные методы нарушают баланс социальных интересов. А большинство людей сегодня тревожат, в первую очередь, проблема физического выживания, а не улучшение социально-экологической ситуации. Потому крайние меры в социально-экономической политике просто нежелательны, нужно искать компромисс между социальными благами и экологическими приоритетами.

Реальную экономическую силу постепенно перебирают на себя предприниматели и деловые структуры. Без их участия реализация больших социально-экологических проектов становится невозможной. В настоящее время важным заданием является создание реальных условий для привлечения бизнеса к процессам улучшения качества естественной среды, принятия выгодных для бизнеса и территории «правил игры».

Ведь бюджетные ассигнования на природоохранные мероприятия сведены к минимуму, а надежды на внебюджетные охранительные фонды не осуществляются. К тому же много неплатежеспособных предприятий, вызывают кризис неплатежей, и потому финансовый фактор ограничивает активную природоохранную деятельность. К тому же природоохранная деятельность осуществляется на фоне низкой социальной культуры населения.

При переходе к рыночным условиям ведения хозяйства особенно актуальной является необходимость подкрепления экономическими стимулами плетни времени хозяйственной деятельности, которая направлена на природоохранные мероприятия.

Суть экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у предприятий-природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мероприятий природоохранного характера, установление льготных кредитов, компенсационных выплат при улучшении природоохранных показателей, освобождение на некоторое время от обязательных платежей, система материального поощрения работников и тому подобное.

Вместе с тем повышается уровень ответственности предприятий, потому должны применяться такие формы влияния, как нормативные и сверхнормативные платежи за потребление природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей среды; штрафы при нарушении нормах и правилах рационального природопользования; возмещение причиненных убытков и тому подобное. Только сочетание этих двух механизмов - стимулирования и ответственности – может дать позитивный результат. В конечном итоге это и есть путь к устойчивому развитию, которое является целью современного эффективного управления природоохранной деятельностью.


Вернуться в электронную библиотеку