Халаимова Ирина Викторовна
Факультет экологии и химической технологии
Кафедра рудно-термических процессов и малоотходных технологий
Специальность «Экология металлургии»
Анализ пылеобразования и разработка методов по уменьшению выбросов пыли при производстве кокса
Научный руководитель: к.т.н., доц. Кочура Владимир Васильевич
Резюме|
Биография
| Реферат
|
Библиотека
| Ссылки
| Отчет
о поиске
Высшая школа верховой езды
Содержание
Введение
Мое хобби – конный спорт!!! Я всегда любила лошадей и мечтала профессионально научиться этому виду спорта.
И вот год назад я наконец нашла такой конный клуб, в котором я смогла научиться некоторым элементам.
Поэтому долго я и не думала, когда выбирала тематику для индивидуального раздела. Я просто хотела поделиться тем, что мне нравится.
Я бы хотела рассказать кое-что о высшей школе верховой езды.
Высшая школа верховой езды (выездка) имеет глубокие исторические корни. После того как лошадь перестали использовать в качестве быстрого транспорта (например, у скифов или татаро-монголов), а также в качестве увеличения силы удара (у средневековых рыцарей), всадники стали использовать ее как оружие и средство защиты одновременно. Пригибаясь к шее лошади, азиатские и восточные всадники в сабельном бою закрывались, словно живым щитом. Большая часть элементов высшей школы изначально предназначалась для ведения сабельного боя. Чем лучше была выезжена лошадь, тем подвижнее и маневреннее она была в бою, а значит, давала всаднику шанс на выживание. Позже элементы боевого искусства начали показывать на разных праздниках и парадах [2].
1 Выездка
Сегодня выездка является венцом мастерства управления лошадью. На подготовку лошади затрачиваются годы кропотливой работы. Это такой вид спорта, в котором достигается полное взаимопонимание лошади и всадника. На выступлении кажется, что лошадь сама выполняет тот или иной элемент, однако это происходит под воздействием трех основных средств управления лошадью: повода, корпуса, шенкеля. При этом не всегда ровное на первый взгляд выступление дается легко и непринужденно. Это действительно является искусством. Выезженная лошадь не является дрессированной, она не выполняет упражнения на основе выработанных рефлексов, а подчиняется воле всадника, который дает команду. Отличие выезженной лошади от невыезженной заключается в следующем. Если лошадь, например, научить пройти три круга, на четвертом сделать вольт и замереть на месте, то она будет выполнять это упражнение столько раз и в той же последовательности до тех пор, пока не получит другую команду. Это достигнуто путем дрессировки и вкусовыми поощрениями. А выезженная лошадь в свою очередь выполнить вольт в любой части манежа и остановится там, где захочет всадник [1].
Соревнования по выездке проводят в стандартном манеже (20×60 м). Спортсмен определяет начало и конец выполнения того или иного элемента по буквам вдоль стенок манежа. Каждый выполненный элемент оценивается по 10-бальной шкале, потом они суммируются. Из общей суммы баллов вычитывают штрафные очки за нарушение последовательности выполнения элементов, заметное управление лошадью, превышение времени для выступления. Побеждает всадник, получивший максимальное количество баллов. Если это командное выступление, то побеждает команда с наибольшей суммой баллов всех участников команды.
Выступление по выездке каждого спортсмена состоит из двух частей. В первой части показывают естественные движения лошади, доведенные до совершенства (различные темпы шага, рыси, галопа, осаживание, перемена направления движения на разных аллюрах и другие элементы). Во второй части соревнования демонстрируют искусственные движения лошади, которые выработаны специальными тренировками (пируэты, пассаж и пиаффе) [3].
Соревнования по выездке различают по сложности на 3 класса:
-
легкий (несложные манежные фигуры выполняют на различных аллюрах, при разных темпах движения);
средний (выполняют одноразовую смену ног на галопе, траверсали, двойной вольт, двойной серпантин без перемен ноги и другие элементы);
трудный (выполняют полную программу выступления, включая искусственные виды движения, такие, как перемена ног на галопе через 1, 2, 3 и 4 такта движения, пируэты, пассаж, пиаффе) [1].
2 Аллюры лошадей
Аллюр (с французского «allure» означает «походка») – это способ передвижения лошади. Аллюры бывают естественные и искусственные. Естественные аллюры присущи лошади от природы, искусственные – вырабатываются в процессе специальных тренировок. Разделение аллюров представлено на рисунке 1.
2.1 Естественные аллюры
-
Шаг
Это наиболее тихое и спокойное движение лошади. При шаге отчетливо слышны четыре последовательных удара копыт о землю. Шаг бывает тихим, средним, ускоренным. Средняя скорость шага – 5 – 7 км/ч [1].
-
Рысь
Это один из самых быстрых аллюров. Рысь быстрее шага, но тише галопа. При данном виде аллюра лошадь переступает двумя диагональными ногами: передней левой и задней правой одновременно, и наоборот. На рыси слышны только два удара копыт о землю. Средняя скорость рыси – 10 – 15 км/ч.
-
Иноходь
Даpнный вид аллюра является быстрым, он похож на рысь. На иноходи лошадь не трясет, как на рыси, она переваливается из стороны в сторону, что очень удобно при езде. Длина шага иноходи короче, чем на рыси, но скорость движения выше из-за более частой перестановки ног [1].
-
Галоп
Самый быстрый среди естественных аллюров лошади. При этом виде аллюра лошадь делает скачкообразное движение вперед. Имеется три такта исполнения с фазой свободного подвисания. При движений слышны три удара о землю, два – задних копыт, один – переднего, затем полет и обратный отсчет ударов: один – переднего, два – задних копыт. В природе лошадь использует два вида галопа: короткий или тихий (кентер) и ускоренный (полевой или карьер).
2.1 Искусственные аллюры
Резвая рысь практически не отличается от обычной рыси. Единственное отличие – большая скорость. Такой аллюр используют как самый быстрый правильный ход для лошадей рысистых пород, сбой с него на галоп наказывается штрафными очками. Резвая рысь по скорости бывает трех видов. Самая резвая – мах, которой на 5 – 10 с тише основного рекорда лошади. Размашка на 10 – 15 с тише рекорда. Самым тихим является трот, его скорость и техника движения такие же, как и естественной рыси.
У верховых лошадей искусственными считаются в основном элементы высшей школы верховой езды (схема естественных аллюров): пиаффе, пассаж, испанский шаг или рысь, пируэт и другие [2].
3 Элементы высшей школы верховой езды
Среди искусственных элементов высшей школы верховой езды, которые требуют определенной степени подготовки и отрабатываются годами, можно привести следующие, которые чаще всего проводят на соревнованиях.
-
Перемена ног на галопе Такое упражнение сможет выполнить только такая лошадь, движения которой свободны и раскрепощены. Поэтому при выполнении этого элемента нельзя сдерживать стремление лошади вперед. При галопе лошадь иногда самостоятельно сменяет ногу. На выступлениях это считается серьезной ошибкой. В манеже смена ног происходит только в фазе подвисания лошади над землей во время галопа. Если лошадь поднята в галопе левой ноги, то в момент подвисания левый шенкель оказывает более сильное давление за подпругой. Правый шенкель обеспечивает прямолинейность движения. Одновременно с этим поводом меняется постановление движения. Если при этом лошадь наткнется на повод, то плавность движения нарушится. Всадник должен воздействовать на лошадь незаметно. После отработки перемены в четыре, три и два маха можно переходить к отработке ног в один мах. Выполнять данное упражнение нужно в плавном темпе, иначе лошадь начинает чаще сменять ноги, чем это необходимо [3].
-
Пируэты Пируэт выполняется в два следа, при этом передние ноги лошади описывают круг большего диаметра, чем задние. Выполнение пируэта начинается из положения траверса (боковое движение лошади, при котором она идет вдоль стенки манежа или средней линии под углом отведения в 30, с внутренним постановлением). При этом наружные ноги перекрещиваются впереди внутренних. Внутренний повод ведет лошадь по кругу, наружный ограничивает сгибание. Одновременно с этим внутренний шенкель поддерживает импульс, а наружный препятствует отведению задней ноги. Пируэт выполняется на любом аллюре.
-
Траверсали (принимание) Один из самых сложных элементов высшей школы верховой езды. Это упражнение представляет боковое движение лошади вперед и в сторону с внутренним постановлением по диагонали манежа или с переменным направлением от средней линии. При выполнении упражнения наружная пара ног движется, перекрещиваясь впереди внутренней [3].
-
Пиаффе Данный элемент высшей школы представляет собой сильно укороченную ритмичную рысь на одном месте с высоким подниманием диагональных ног. Это основной элемент на выступлениях. Во время выполнения этого элемента круп лошади сильно подведен под корпус, за счет чего передняя его часть получает легкость и свободу движений, приобретая большую подвижность. Каждая диагональ ног попеременно поднимается вверх и становится в свой след, зацеп переднего копыта в момент выдержки находится на уровне середины пясти опорной ноги. Шея округлена, а голова находится в вертикальном положении, мягко опираясь на повод. Выполняя упражнение, всадник своим весом и легким воздействием шенкелей высылает лошадь на повод, сдерживая им готовность животного в любое время перейти к движению вперед. Незаметным сжиманием и разжиманием кулаков он может ускорять или замедлять движения лошади [1].
-
Пассаж Упражнение называется пассажем, если всадник из пиаффе высылает лошадь вперед в том же ритме движения. При выполнении данного элемента задние ноги не должны подниматься выше путового сустава. При этом посадка всадника должна быть мягкой, так как видимость напряжения при выполнении упражнения считается ошибочной [2].
Заключение
Выездка лошади составляет основу успешного использования ее во всех видах верховой езды, в любом виде конного спорта. Цель всадника – систематически работая с лошадью, сделать ее спокойной, легко управляемой и послушной. Для этого необходимо планомерное гимнастическое развитие тела лошади, заботливое, любовное отношение к ней. Задача выездки – подведение лошади к наивысшему раскрытию возможностей и беспрекословному послушанию, достижению совершенной гармонии между ней и всадником.
Выбор лошади нередко определяет дальнейший спортивный успех всадника самом высоком уровне и начинать выбор следует еще на конном заводе. При этом немаловажно учитывать добронравный характер лошади. Для выездки более пригодна лошадь длинных линий, с длинной, хорошего рисунка, шеей и небольшой головой.
Для правильного движения лошади немалое значение имеют ее хорошее кос плечо, длина спины и крупа, а также правильный постав ног и гармония пропорциях между длиной ее туловища и ног. При выборе следует учитывать правильность движений лошади на всех аллюрах, но особенно – свободу на шагу рыси. Движение должно быть нескованным, со свободным выносом плеча, хорошей работой скакательных суставов. Галоп также должен быть со свободным выносом плеча, легким и грациозным.
Искусство всадника в процессе тренинга может исправить некоторые несовершенства строения лошади, но следует избегать чрезмерного принуждения, которое приводит к искусственным движениям, далеким от совершенства и гармонии. Важнейшая задача всадника – сохранение и совершенствование гибкости. Податливости лошади. Если она. Защищаясь от неправильных или слишком жестких мер воздействия, становится скованной, то прогрессировать в работе уже не будет.
Итак, цель и смысл выездки – согласование и координация движений лошади. Развитие у нее максимального чувства равновесия в различных видах движения, а также гибкости и ловкости, то есть способности, воспринимая воздействие человека, быстро на него отвечать. Разрешение этой трудной задачи достигается с помощью правильного воздействия всадника на лошадь. Средствами же воздействия на нее являются шенкель, повод и корпус всадника.
Литература
-
Прикладная верховая езда
Вильгельм Мюзелер. Прикладная верховая езда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.horse.ru/oloshadi/structure
-
Основы верховой езды
А. Левина. Основы верховой езды. Ликбез ля начинающих. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.royalhorses.com.ua/horses/bases/bases.htm
-
Красота выездки
Н.Моисеенко. Красота выездки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.horseportal.ru/stati/krasota-vyiezdki
Рекомендуемые ссылки
-
Лошадь в выездке
Харри Больдт. Лошадь в выездке. – М.: Росмэн., 1990. – 51 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://gizma2000.narod.ru/boldt.htm
-
Высшая школа верховой езды
Н.Г. Громова. Высшая школа верховой езды. – М.: Росмэн., 2005. – 26 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kdvorik.ru/lib_read.php3?book=80&pg=1
Резюме|
Биография
| Реферат
|
Библиотека
| Ссылки
| Отчет
о поиске
В начало страницы
|