ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛА ГЛАЗУРЬ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ КЕРАМИКИ
Пастухова С.Ю.
Источник: http://artkeramica.ru/obg29.php/
Глазурь – тонкое стеклообразное покрытие, образующееся в результате наплавления на поверхность керамических изделий легкоплавких силикатных соединений. Глазурь не имеет определенной точки плавления, при нагреве она постепенно размягчается и переходит сначала в тягучее, а затем и в жидкое состояние. При охлаждении переход в твердое состояние также происходит непрерывно, без скачков, характерных для кристаллических тел. Однако некоторые составы глазурей в определенных условиях кристаллизуются, и на этом основан один из способов декорирования керамики.
Строение глазури в зоне, прилегающей к керамической основе – черепку, в так называемом «промежуточном слое» значительно отличается от строения наружного слоя глазури. В результате взаимодействия между глазурным расплавом и черепком происходит взаимное проникновение расплава и компонентов керамической массы и в промежуточном слое образуются различные кристаллические фазы – воллостонит, анорит, ганит и др.
В результате глазурования керамические изделия приобретают следующие свойства:
- становятся более прочными, водо- и газонепроницаемыми,
- приобретают более декоративный и эффектный вид,
- повышаются их гигиенические и другие эксплуатационные свойства.
В керамическом производстве известно большое число самых разнообразных глазурей. Глазури классифицируют по различным признакам:
- температуре обжига: легкоплавкие и тугоплавкие;
- способу приготовления: сырые и фриттованные;
- применению: глазури фарфоровые, фаянсовые, майоликовые, гончарные;
- химическому составу: полевошпатные, борные, борно-щелочные, борно-свинцовые, борно-свинцово-щелочные, солевые и др.;
- внешнему виду: блестящие, матовые, кристаллические, кракле, цветные, потечные, восстановительные и др.;
- просвечиваемости: прозрачные и глухие (эмали).
Одна из проблем современного керамического производства – проблема полного прекращения использования свинцовых оксидов для изготовления майоликовых глазурей в связи с токсичностью и дефицитностью свинца. PbO придает глазурям ряд ценных свойств, которыми пока не обладают бессвинцовые глазури: блеск, эластичность, способность хорошо развивать окраску почти всех керамических красителей, малая чувствительность к колебаниям температурного режима обжига и стойкость к расстеклованию (кристаллизации). В настоящее время свинцовые глазури на предприятиях уже не применяются; в легкоплавких глазурях обязательным компонентом является борный ангидрит В2О3 – активный стеклообразующий оксид, сильный плавень, повышающий блеск, твердость и термическую стойкость глазури. Глазури окрашиваются путем ввода в их состав керамических пигментов или оксидов кобальта, меди, хрома, железа, марганца, сурьмы, титана и некоторых других металлов. Отличают окрашивание прозрачное, когда красители растворяются в расплавленной глазури, образуя силикатные стекла, и глухое, когда красители, не растворяясь, равномерно распределяются по всей глазури, придавая ей свой цвет. На окраску глазурей влияют:
- их химический состав;
- температура обжига;
- длительность обжига;
- газовая среда в камере обжигательной печи.
Обычно керамические изделия обжигают дважды. Цель первого обжига – придание изделиям достаточной прочности; цель второго – наплавление глазури на изделие, полное спекание керамики. Существует и третий, декоративный (муфельный), обжиг. Его цель – наплавление надглазурных и внутриглазурных красок.
Температура, необходимая для обжига изделий из гончарной глины, майолики:
- утильный обжиг – 800 – 1000°С;
- политой обжиг – 900 – 1200°С;
- декоративный обжиг – 600 – 700°С.
Керамические краски, используемые для декорирования керамики, разделяют на подглазурные, надглазурные и внутриглазурные. Для их производства используют керамические пигменты – соединения переходных металлов (оксиды и некоторые другие), сохраняющие или образующие цвет при обжиге и мало взаимодействующие с расплавом глазури. Подглазурную роспись осуществляют подглазурными красками (пигмент + глазурь) и растворами солей металлов, смешанных со связкой (глицерин, раствор сахара и др.), на поверхности высушенного или прошедшего утильный обжиг изделия. После нанесения краски изделие глазуруют и обжигают.
Надглазурная роспись – роспись надглазурными красками (пигмент + флюсы (легкоплавкие стекла)), смешанными со скипидаром и скипидарным маслом, поверхности изделия, прошедшего политой обжиг. После быстрой сушки изделия подвергают декоративному обжигу. Внутриглазурные краски наносят так же, как надглазурные, на глазурованное изделие и подвергают скоростному обжигу, при котором краски внедряются в глазурный слой. Кроме того, для подглазурного декорирования используют в качестве керамических пигментов препараты благородных металлов (золота, платины и др.) в виде органических соединений в растворителе. Для надглазурного декорирования используют также люстры – соли смоляных кислот различных металлов, дающие после обжига перламутровый металлический блеск различных цветов.
Дефекты декорирования разнообразны и могут быть обусловлены:
- нарушением технологии приготовления красителей;
- их неправильным нанесением;
- несоблюдением условий и режима обжига.