Advanced Concepts in Large-Scale Network Simulation

Золошлаковые отходы: опыт и перспективы использования

Д.т.н., проф. Александр БЕРНАЦКИЙ, Д.т.н., проф. Николай МАШКИН
(Новосибирский архитектурно?строительный университет)


Источник: http://www.eprussia.ru/epr/102/7760.htm


По решению I съезда сибирских энергетиков и при поддержке РАО «ЕЭС России» в июне этого года в Новосибирске состоится Всероссийское совещание по использованию золошлаковых отходов. Данная проблема вызывает большой интерес по ряду причин.

Среди промышленных отходов одно из первых мест по объемам занимают золы и шлаки от сжигания твердых видов топлива (уголь разных видов, горючие сланцы, торф) на тепловых электрических станциях. Огромные количества золы и шлака скопились в отвалах, занимающих ценные земельные угодья. Содержание золошлаковых отвалов требует значительных затрат. В то же время золы и шлаки тепловых электрических станций можно эффективно использовать в производстве различных строительных материалов, что подтверждается многочисленными научными исследованиями и практическим опытом.

Для нужд строительства

Из зол и шлаков возможно производство большого количества строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых при возведении жилых и промышленных зданий, сельскохозяйственных объектов, дорожных и гидротехнических сооружений и т.п.

Необходимость использования зол и шлаков диктуется не только экономическими соображениями, но и требованиями по охране окружающей среды.

Золоотвалы способствуют загрязнению воздушного и водного бассейнов и изменению химико–минерального состава почв. Пыление золоотвалов загрязняет окружающую среду, отрицательно влияет на здоровье людей, а также на продуктивность сельскохозяйственных угодий. При сильном ветре превышение предельно допустимой концентрации золы в воздухе может иметь место на расстоянии до 4 километров от кромки отвала. В санитарно–гигиеническом отношении важен и фракционный состав золы, причем наиболее опасны частицы размером 1 микрометр и менее. Фильтрация воды в золоотвале изменяет естественный гидрохимический режим в зоне его расположения, что может приводить к подтоплению, засолению и заболачиванию территории, поступлению загрязняющих веществ в подземные воды, а с ними — в реки и водоемы. Особо значительный вред окружающей среде причиняется при авариях на золоотвалах.

Замена природного сырья золами и шлаками способствует охране недр. Ликвидация золоотвалов благоприятно сказывается и на экологической обстановке.

Использование золошлаковых отходов в строительстве, в производстве строительных материалов, в промышленности, в сельском хозяйстве в целом по России невелико, причем в последнее время наблюдается спад ранее достигнутых показателей. Так, годовое потребление ЗШО в последние годы составляет около 4 процентов от количества образующихся отходов, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 50–90 процентов.

Основные причины низкого уровня использования отходов тепловых электрических станций в России таковы:

• отсутствие целенаправленной государственной политики в области использования природных инертных и техногенных материалов с целью сохранения экологического равновесия;

• отсутствие финансирования работ по созданию производств по утилизации ЗШО ТЭС;

• недостаточное внедрение результатов научно–исследовательских работ, накопленных в отечественной и мировой практике;

• техническая неподготовленность теплоэнергетических предприятий по первичному разделению и сортировке золошлаковых отходов, складированию их и выдаче потребителям;

• отсутствие отечественных производителей оборудования по производству товарной продукции с использованием золошлаковых отходов.

Для дорог и полей

Зарубежной и отечественной практикой доказано, что золошлаковые отходы — ценный материал для строительной и дорожной отраслей.

По своему составу золошлаковые отходы — уникальный материал для полезного использования в различных отраслях экономики с дополнительным получением значительного экологического эффекта.

Золошлаковые отходы могут использоваться как добавки и наполнители при производстве широкого спектра строительных материалов: цемента, бетонов, растворов, кирпича и т.?д. Они хорошо зарекомендовали себя при укладке в земляное полотно автомобильных дорог. Определенную ценность золошлаковые отходы имеют в сельском хозяйстве при производстве удобрений. Очень перспективной является глубокая (комплексная) переработка золошлаковых отходов с получением глинозема, кремнезема, концентрата железа и целого ряда редкоземельных материалов.

Наибольший интерес вызывают технологии применения золошлаковых отходов в следующих производствах:

• в производстве портландцемента (как активные кремнеземистые добавки) в количестве 10–15 процентов, в производстве пуццолановых портландцементов марок 300,400 — до 30–40 процентов (золопортландцемент);

• при изготовлении строительных растворов — как активная добавка в количестве 10–30 процентов от массы цемента, при использовании в строительных растворах портландцемента высоких марок (400,500) применение пылевидной золы может сократить его расход до 30 процентов;

• в качестве активного микронаполнителя в тяжелых бетонах, что позволяет снизить расход цемента от 6–10 процентов в бетонах нормального твердения до 12?25 процентов в пропариваемых;

• в производстве силикатного кирпича;

•в жаростойких бетонах — в качестве наполнителя вместо шамотного порошка, что существенно снижает себестоимость таких бетонов;

• в качестве сырьевых материалов для дорожной промышленности;

• при изготовлении зольного и аглопоритового гравия;

• в производстве мелкозернистого аэрированного золобетона и изделий на его основе, в качестве мелкой фракции легких бетонов на пористых заполнителях плотной и поризованной структуры;

• использование золошлаковых отходов с повышенным содержанием частиц несгоревшего топлива в производстве глиняного кирпича, что не только улучшает его качество, но и снижает расход технологического топлива на обжиг.

Одни из главных утилизаторов топливных зол и шлаков — строители дорог. Наблюдения за опытными участками дорог, построенными в разное время в нашей стране и за рубежом, подтверждают возможность использования золы во всех слоях оснований дорожных одежд для любой транспортной нагрузки. Дорожные одежды с использованием зол и шлаков имеют достаточную прочность, морозостойкость, долговечность. Стабилизированные с помощью цемента и золы материалы продолжают увеличивать свою прочность с течением времени.

Мировой и отечественный опыт показывает перспективность использования золошлаковых смесей для вертикальной планировки городских территорий, осваиваемых для нового строительства. По санитарно–гигиеническим характеристикам и физико-химическим показателям в ряде случаев золошлаковые отходы могут служить полноценной заменой традиционному материалу отсыпки — речному песку.

Экономический эффект от использования в планировке ЗШО будет заключаться в экономии песка, отказе от строительства новых золоотвалов и, соответственно, в экономии капитальных вложений.

Комплексный подход

Одно из перспективных направлений крупномасштабного использования золы Канско–Ачинских углей — приготовление из них известкового гранулированного удобрения (мелиоранта) для повышения плодородия кислых почв. Обычно в качестве такого мелиоранта применяют карбонатные породы — известняк и доломит. При этом одна тонна известняковой муки за 5–7 лет обеспечивает прибавку урожая, соответствующую в среднем полутонне зерна. Известкование почвы является природоохранным и энергосберегающим мероприятием, позволяющим на 15?20 процентов снижать дозы азотных и фосфорных удобрений, уменьшая загрязнение почвы и растений.

Комплексный подход к переработке золошлаковых отходов способен дать большой экономический эффект. Для этого необходимо разработать промышленные технологии использования золошлаковых отходов, а также выработать комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению продукции на основе ЗШО. Необходимо всестороннее изучение рынка строительных материалов (производителей, их возможности и желание использовать золошлаковые отходы в своем производстве), а также поиск и налаживание контактов с потенциальными потребителями нового продукта.

Вернуться к библиотеке